В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с нарушением интеллекта. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Выпускники коррекционных школ очень часто испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
• психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
• отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности в условиях современной экономики и политике;
• неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей;
• отсутствие необходимой поддержки со стороны семьи.
Профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся. Помимо данных о глубине дефекта следует опираться на материалы психологии, освещающие особенности их мышления и эмоционально–волевой сферы, сочетание которых отражает сложную структуру личности этой категории детей.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно–методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально–психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида главным образом должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширению границ самопознания.