Профессиональное самоопределение школьников
Выполнила:
Педагог-психолог
МКОУ «Басакинская СШ»
Кибальникова Елена Николаевна
Ошибки при выборе профессии
Незнание мира профессий
Незнание себя
Незнание правил выбора профессий
- Практически все профессии меняются, нередко за старым названием скрывается новый характер труда.
- Предубеждение в отношении престижности профессии, ориентация сразу на профессии высшей квалификации (менеджер, дипломат)
- Увлечение внешней стороной профессии (хочет стать юристом, потому что смотрит детективы).
- Неумение разобраться в себе, в своих действительных склонностях, неадекватная оценка своих способностей;
- Недооценка своих физических возможностей, состояния своего здоровья при выборе профессии;
- Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
- Отождествление учебного предмета с профессией («Увлекаюсь географией – стану геологом»);
- Перенос отношения к человеку на профессию («Буду, как мама - бухгалтером»);
- Выбор профессии за «компанию» - неосознанная боязнь расстаться с привычным окружением.
Профориентация
– это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о характеристиках профессий, оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
Задачи профориентации
- выявление и развитие способностей и склонностей,
- выявление профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии,
- формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
- профессиональная информация,
- профессиональное воспитание,
- профессиональная диагностика,
- Профессиональная консультация.
Профессиональная ориентация по ступеням обучения
- Пропедевтический этап (1-4 классы)
Цель: Формирование у учащихся нравственной установки выбора профессии, интереса к наиболее распространённым
- Этап поисковой направленности (5-7 классы)
Цель: Формирование профессиональных намерений, осознания своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
- Этап развития профессионального самосознания (8-9 классы) Цель: Формирование психического новообразования «выбор профессии».
- Этап уточнения социально – профессионального статуса (10-11 классы)
Цель: Социально-профессиональная адаптация старшеклассников
Готовность учащихся к продолжению образования после школы и освоению профессии.
утверждение
2010-2011
1
9 кл
2
Я способен самостоятельно организовать свою деятельность и готов полностью отвечать за нее.
2014-2015
11кл
3
50%
Я знаю особенности обучения в лицеях, колледжах, вузах.
9 кл
17%
45%
Я умею выполнять и защищать творческие работы и проекты.
4
11 кл
2016-2017
5
45%
Я умею пользоваться обучающими компьютерными программами.
49%
54%
9кл
32%
6
Я умею слушать и конспектировать лекции.
54%
54%
59%
11кл
7
63%
27%
42%
35%
70%
Я понимаю схемы, чертежи, графики, диаграммы.
Я умею работать с большим объемом учебной литературы.
30%
42%
32%
30%
100%
54%
27%
45%
20%
72%
42%
84%
66%
80%
35%
72%
18%
70%
72%
60%
28%
24%
10%
72%
72%
20%
48%
Выбрал ли ты профессию?
9 класс
11 класс
2010-2011 2014-2015 2016-2017
Знаешь ли учебные заведения, в которых можно обучаться данной профессии?
Есть ли у тебя качества, необходимые для того, чтобы овладеть профессией, стать профессионалом?
Уровень твоих знаний достаточен, чтобы обучаться данной профессии?
Согласны ли родители с твоим выбором?
Предметы, по которым учащиеся 9 класса хотели бы заниматься дополнительно на факультативах, элективных курсах
математ.
Биология
ин.язык
рус. язык
литерат.
информатика
Общество
физика
С какими областями науки и сферы деятельности хотели бы связать свою будущую профессию (11 класс)
Пе дагогика
Математика
Физика
Биология
Литература
История
Спорт
Обществознание
Русский язык
Химия
Медицина
Психология
Ин.язык
Информатика
Механика
С какими областями науки и сферы деятельности хотели бы связать свою будущую профессию (9 класс)
10%
10%
Педагогика
Математика
литература
Биология
История
Общество
знание
Химия
Медицина
Информатика
Спорт
техника
Портфолио
Защита проектов
Распределение выпускников МКОУ «Басакинская СШ»
70%
65%
57%
28%
21%
14%
20%
15%
5%
5%
2013-2014 2014-2015 2015-2016
ВУЗ (договор)
ССУЗ (договор)
ВУЗ (бюджет)
ССУЗ (бюджет)
Армия
Профессиональный выбор выпускников МКОУ «Басакинская СШ»
2012-2013 учебный год
медицина
2013-2014 учебный год
сельское хозяйство
педагогика
2014-2015 учебный год
7%
6%
2015-2016 учебный год
10%
экономика
12%
6%
техника
25%
7%
15%
21%
6%
15%
военное дело
экология
23%
5%
14%
6%
физическая культура
18%
10%
31%
5%
18%
филология
12%
строительство
электроника и вычислительная техника
6%
5%
энергетика
10%
14%
15%
15%
7%
7%
Распределение учащихся 9 классов
Учебный год
2012-2013
10 кл.
Колледж, ПТУ…
88%
2013-2014
договор
бюджет
-
48%
2014-2015
12%
7%
39%
2015-2016
45%
9%
61%
52%
71%
29%