СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Профессиональное самоопределение школьников"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачами профессионального самоопределения старшеклассников являются:выявление и развитие способностей и склонностей,выявление профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии,формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. —

Просмотр содержимого документа
«"Профессиональное самоопределение школьников"»

  Профессиональное самоопределение школьников  Выполнила: Педагог-психолог МКОУ «Басакинская СШ» Кибальникова Елена Николаевна

Профессиональное самоопределение школьников

Выполнила:

Педагог-психолог

МКОУ «Басакинская СШ»

Кибальникова Елена Николаевна

Ошибки при выборе профессии Незнание мира профессий Незнание себя Незнание правил выбора профессий Практически все профессии меняются, нередко за старым названием скрывается новый характер труда. Предубеждение в отношении престижности профессии, ориентация сразу на профессии высшей квалификации (менеджер, дипломат) Увлечение внешней стороной профессии (хочет стать юристом, потому что смотрит детективы).  Неумение разобраться в себе, в своих действительных склонностях, неадекватная оценка своих способностей; Недооценка своих физических возможностей, состояния своего здоровья при выборе профессии; Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии. Отождествление учебного предмета с профессией («Увлекаюсь географией – стану геологом»); Перенос отношения к человеку на профессию («Буду, как мама - бухгалтером»); Выбор профессии за «компанию» - неосознанная боязнь расстаться с привычным окружением.

Ошибки при выборе профессии

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессий

  • Практически все профессии меняются, нередко за старым названием скрывается новый характер труда.
  • Предубеждение в отношении престижности профессии, ориентация сразу на профессии высшей квалификации (менеджер, дипломат)
  • Увлечение внешней стороной профессии (хочет стать юристом, потому что смотрит детективы).

  • Неумение разобраться в себе, в своих действительных склонностях, неадекватная оценка своих способностей;
  • Недооценка своих физических возможностей, состояния своего здоровья при выборе профессии;
  • Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией («Увлекаюсь географией – стану геологом»);
  • Перенос отношения к человеку на профессию («Буду, как мама - бухгалтером»);
  • Выбор профессии за «компанию» - неосознанная боязнь расстаться с привычным окружением.

Профориентация – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о характеристиках профессий, оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

Профориентация

– это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о характеристиках профессий, оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

    Задачи профориентации    выявление и развитие способностей и склонностей, выявление профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка.

Задачи профориентации

  • выявление и развитие способностей и склонностей,
  • выявление профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии,
  • формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:    профессиональная информация,  профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, Профессиональная консультация.

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

  • профессиональная информация,
  • профессиональное воспитание,
  • профессиональная диагностика,
  • Профессиональная консультация.
Профессиональная ориентация по ступеням обучения Пропедевтический этап (1-4 классы) Цель: Формирование у учащихся нравственной установки выбора профессии, интереса к наиболее распространённым  Этап поисковой направленности (5-7 классы)  Цель: Формирование профессиональных намерений, осознания своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.  Этап развития профессионального самосознания (8-9 классы) Цель: Формирование психического новообразования «выбор профессии».  Этап уточнения социально – профессионального статуса (10-11 классы)  Цель: Социально-профессиональная адаптация старшеклассников

Профессиональная ориентация по ступеням обучения

  • Пропедевтический этап (1-4 классы)

Цель: Формирование у учащихся нравственной установки выбора профессии, интереса к наиболее распространённым

  • Этап поисковой направленности (5-7 классы)

Цель: Формирование профессиональных намерений, осознания своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

  • Этап развития профессионального самосознания (8-9 классы) Цель: Формирование психического новообразования «выбор профессии».
  • Этап уточнения социально – профессионального статуса (10-11 классы)

Цель: Социально-профессиональная адаптация старшеклассников

Готовность учащихся к продолжению образования после школы и освоению профессии.  утверждение 2010-2011  1 9 кл 2 Я способен самостоятельно организовать свою деятельность и готов полностью отвечать за нее. 2014-2015  11кл 3 50% Я знаю особенности обучения в лицеях, колледжах, вузах. 9 кл 17% 45% Я умею выполнять и защищать творческие работы и проекты. 4 11 кл 2016-2017 5 45% Я умею пользоваться обучающими компьютерными программами. 49% 54% 9кл 32% 6 Я умею слушать и конспектировать лекции. 54% 54% 59% 11кл 7 63% 27% 42% 35% 70% Я понимаю схемы, чертежи, графики, диаграммы. Я умею работать с большим объемом учебной литературы. 30% 42% 32% 30% 100% 54% 27% 45% 20% 72% 42% 84% 66% 80% 35% 72% 18% 70% 72% 60% 28% 24% 10% 72% 72% 20% 48%

Готовность учащихся к продолжению образования после школы и освоению профессии.

утверждение

2010-2011

1

9 кл

2

Я способен самостоятельно организовать свою деятельность и готов полностью отвечать за нее.

2014-2015

11кл

3

50%

Я знаю особенности обучения в лицеях, колледжах, вузах.

9 кл

17%

45%

Я умею выполнять и защищать творческие работы и проекты.

4

11 кл

2016-2017

5

45%

Я умею пользоваться обучающими компьютерными программами.

49%

54%

9кл

32%

6

Я умею слушать и конспектировать лекции.

54%

54%

59%

11кл

7

63%

27%

42%

35%

70%

Я понимаю схемы, чертежи, графики, диаграммы.

Я умею работать с большим объемом учебной литературы.

30%

42%

32%

30%

100%

54%

27%

45%

20%

72%

42%

84%

66%

80%

35%

72%

18%

70%

72%

60%

28%

24%

10%

72%

72%

20%

48%

 Выбрал ли ты профессию? 9 класс 11 класс 2010-2011 2014-2015 2016-2017

Выбрал ли ты профессию?

9 класс

11 класс

2010-2011 2014-2015 2016-2017

Знаешь ли учебные заведения,  в которых можно обучаться данной профессии?

Знаешь ли учебные заведения, в которых можно обучаться данной профессии?

Есть ли у тебя качества, необходимые для того,  чтобы овладеть профессией, стать профессионалом?

Есть ли у тебя качества, необходимые для того, чтобы овладеть профессией, стать профессионалом?

Уровень твоих знаний достаточен,  чтобы обучаться данной профессии?

Уровень твоих знаний достаточен, чтобы обучаться данной профессии?

Согласны ли родители с твоим выбором?

Согласны ли родители с твоим выбором?

Предметы, по которым учащиеся 9 класса хотели бы заниматься дополнительно на факультативах, элективных курсах математ. Биология  ин.язык  рус. язык  литерат.  информатика Общество физика

Предметы, по которым учащиеся 9 класса хотели бы заниматься дополнительно на факультативах, элективных курсах

математ.

Биология

ин.язык

рус. язык

литерат.

информатика

Общество

физика

С какими областями науки и сферы деятельности хотели бы  связать свою будущую профессию (11 класс) Пе дагогика Математика Физика Биология Литература История Спорт Обществознание Русский язык Химия Медицина Психология Ин.язык Информатика Механика

С какими областями науки и сферы деятельности хотели бы связать свою будущую профессию (11 класс)

Пе дагогика

Математика

Физика

Биология

Литература

История

Спорт

Обществознание

Русский язык

Химия

Медицина

Психология

Ин.язык

Информатика

Механика

С какими областями науки и сферы деятельности  хотели бы  связать свою будущую профессию (9 класс)   10% 10% Педагогика Математика литература Биология История Общество знание Химия Медицина Информатика Спорт техника

С какими областями науки и сферы деятельности хотели бы связать свою будущую профессию (9 класс)

10%

10%

Педагогика

Математика

литература

Биология

История

Общество

знание

Химия

Медицина

Информатика

Спорт

техника

Портфолио

Портфолио

Защита проектов

Защита проектов

Распределение выпускников МКОУ «Басакинская СШ» 70% 65% 57% 28% 21% 14% 20% 15% 5% 5% 2013-2014 2014-2015 2015-2016 ВУЗ (договор) ССУЗ (договор) ВУЗ (бюджет) ССУЗ (бюджет) Армия

Распределение выпускников МКОУ «Басакинская СШ»

70%

65%

57%

28%

21%

14%

20%

15%

5%

5%

2013-2014 2014-2015 2015-2016

ВУЗ (договор)

ССУЗ (договор)

ВУЗ (бюджет)

ССУЗ (бюджет)

Армия

 Профессиональный выбор выпускников МКОУ «Басакинская СШ»   2012-2013 учебный год  медицина 2013-2014 учебный год сельское хозяйство педагогика 2014-2015 учебный год 7% 6% 2015-2016 учебный год 10% экономика 12% 6% техника 25% 7% 15% 21% 6% 15% военное дело экология 23% 5% 14% 6% физическая культура 18% 10% 31% 5% 18% филология 12% строительство электроника и вычислительная техника 6% 5% энергетика 10% 14% 15% 15% 7% 7%

Профессиональный выбор выпускников МКОУ «Басакинская СШ»

2012-2013 учебный год

медицина

2013-2014 учебный год

сельское хозяйство

педагогика

2014-2015 учебный год

7%

6%

2015-2016 учебный год

10%

экономика

12%

6%

техника

25%

7%

15%

21%

6%

15%

военное дело

экология

23%

5%

14%

6%

физическая культура

18%

10%

31%

5%

18%

филология

12%

строительство

электроника и вычислительная техника

6%

5%

энергетика

10%

14%

15%

15%

7%

7%

 Распределение учащихся 9 классов   Учебный год   2012-2013  10 кл.  Колледж, ПТУ… 88%  2013-2014 договор бюджет - 48%  2014-2015 12% 7% 39%  2015-2016 45% 9% 61% 52% 71% 29%

Распределение учащихся 9 классов

Учебный год

2012-2013

10 кл.

Колледж, ПТУ…

88%

2013-2014

договор

бюджет

-

48%

2014-2015

12%

7%

39%

2015-2016

45%

9%

61%

52%

71%

29%