Просмотр содержимого документа
««Профессиональный стандарт педагога – один из факторов повышения качества начального образования»»
Профессиональный стандарт учителя начальных классов
Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце.
Л.Н. Толстой
Каким должен быть учитель?
- творческий
- культурный
- независимый
- разносторонний
- конкурентоспособный
- любящий работу и учеников
- нравственно и духовно развитый
XXI век
30-е гг.
60-е гг.
90-е гг.
- результаты анкетирования…
30-е годы : «Современный учитель».
Внешний вид
5
4
Создание дисциплины
3
Умение правильно оценивать
знания учащихся
Хорошие взаимоотношения с
учащимися
2
Знание предмета и владение
методикой
1
60-е годы : «Современный учитель».
Требовательность самостоятельности и
понимание своих учеников
5
4
Приятная наружность
3
Знание предмета, умение говорить
логично и выразительно
Авторитет, сильная воля
2
Уравновешенность
1
90-е годы : «Современный учитель».
Красивый, добрый
23
Готовый оказать помощь
35
Внимательный
35
Обладающий чувством юмора
40
Образованный
45
Уважающий своих учеников
53
Понимающий
75
Справедливый в требованиях
80
Интересный в общении
81
Талантливый
85 голосов
* Из 58 качеств ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ школьники отдали 1 место, а педагоги –28-е!!!
Современный учитель:
1 ) идеальный психолог
10) уверенный в себе и успешный
10
1
2 ) творческая разносторонняя личность
2
9
9) стимулирующий и готовящий ребенка к будущему
3 ) профессионал,
эрудит
3
8
8) способный самосовер-шенствоваться
7
4
4) владеющий новыми технологиями
5
6
7) внимательный, человечный, нежный
5) достойный лучшей жизни
и условий труда
6) экспериментатор
Сущность НАСТОЯЩЕГО Учителя:
- У - у никальный, у мный, у спешный, у ниверсальный,
у меющий профессионально преподносить материал.
- Ч - ч естный, ч еловечный, ч уткий, с ч увством юмора.
- И - и скренний, и ндивидуальность.
- Т - т актичный, т олерантный, т ерпеливый.
- Е - е стественный, е диномышленник.
- Л - л юбящий детей, л юбящий свою работу
- Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
Необходимые знания:
- Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста.
- Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание основных образовательных программ.
- Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий.
- Сущность заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях.
- Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая ООП НОО.
Необходимые умения:
- Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы.
- Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной и групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания.
- Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов, выходящими за рамки программы НОО.
- Недостаточно психологических знаний, чтобы правильно оценить проявления психологических проблем у ребенка.
- Отсутствие или недостаточный объем помощи психологической службы.
- Отсутствие заинтересованности и поддержки родителей в реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося.
- Недостаточно возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Трудовые действия:
- Проектирование образовательного процесса на основе ФГОС НОО с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника.
- Формирование у детей социальной позиции обучающихся на протяжении всего обучения в начальной школе.
- Формирование метапредметных компетенций, умения учиться, УУД до уровня, необходимого для освоения программ основного общего образования.
- Объективная оценка успехов и его возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
- Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассников.
- Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
- Проведение мероприятий по профилактике возможных трудностей в адаптации детей к обучению в основной школе.
- Несогласованность требований педагогов основной и начальной школы. Завышенные ожидания педагогов основной школы.
- Поддержка и адаптация пятиклассников со стороны педагогов основной школы .
- Оценка индивидуального роста обучающегося и нормы оценивания КИМов, предусматривающие выявление абсолютного уровня достижения результатов обучения, и не учитывающие относительный рост.
- Отсутствие качественного и своевременного мониторинга психического развития.
Другие характеристики:
- Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
Интерес и любовь к детям
Увлеченность педагогической деятельностью
Организаторские способности
Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность
Педагогический такт
Профессиональные компетенции
- Создание ситуации выбора и успеха
- Организация учебного сотрудничества учащихся
Учебные компетенции
- Получение и обработка информации
- Использование проектных форм работы
- Обращение к различным источникам данных и их использование
Информационные компетенции
- Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
- Дискутировать и защищать свою точку зрения
Коммуникативные компетенции
- Быть упорным и стойким перед трудностями
- Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
- Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами
Личностные компетенции
Способы совершенствования профессиональной компетентности
Обмен опытом
Разработка
программ
Повышение
квалификации
- Мониторинг развития личности и индивидуальности младшего школьника
- Воспитательная система класса
- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
- Дистанционное обучение
- Проблемные семинары
- Производственная учёба в школе
- Самообразование
- Изучение информационно-компьютерных технологий
- Конкурсы профессионального мастерства муниципального, регионального и федерального уровней
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в учреждении, в районе и в Интернете;
Благодарю за внимание!
Использованные источники:
- http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
- http://oblasov13.ucoz.ru/
- http://openedu.kspu.ru/forum/
- http://www.koipkro.kostroma.ru/
- http://www.uchportal.ru
- http://childpsy.ru/lib/articles
- http://www.baltinfo.ru/Pedagogicheskii-forum
- http://www.liberty.ru/Themes/Proekt-