ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ
вопросы и ответы
Старший воспитатель
ГБОУ Школа № 887
СП 2 «Ёлочки»
Ионцева Л.Г.
2016
Сколько профстандартов принято в Российской Федерации?
По состоянию на 5 июля 2016 года Приказами Минтруда России утверждены 818 профстандартов из различных отраслей экономики. Профстандартами охвачено 60% профессий справочника.
- Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
«Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"
Применяются с 01 января 2017 г.
Профессиональный стандарт педагога
- Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
- Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
- Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
- Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
- Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
(ЦЕЛЬ применения)
Обеспечить необходимую
подготовку педагога
для получения высоких
результатов его труда
Обеспечить необходимую
осведомленность педагога
о предъявляемых к нему
требованиях
Определять необходимую
квалификацию педагога,
которая влияет
на результаты обучения,
воспитания и развития ребенка.
Содействовать
вовлечению педагогов
в решение задачи
повышения
качества образования.
11/20/16
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
- Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
- Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
- Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Что такое «квалификация» и каковы её уровни?
- Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» определены уровни квалификации.
- Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
- Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».
- Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.
Какие уровни квалификации существуют?
- Первые три уровня – рабочие профессии.
- 4-5 уровень – квалифицированные рабочие (служащие) со средним профессиональным образованием.
- 6 уровень – специалист (руководитель) среднего звена.
- 7 уровень – руководитель.
- 8-9 уровни – руководители, научно-педагогические кадры, исследователи.
Уровень
Показатели уровней квалификации
4 уровень
Полномочия
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений
5 уровень
Характер
и ответственность
умений
Основные пути достижения
Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач
Решение различных типов практических задач
6 уровень
Характер
Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели
Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения
Решение различных типов практических задач с элементами проектирования
знаний
уровня квалификации
Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач
Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Применение специальных знаний
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач
Самостоятельная работа с информацией
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных
Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата
Основные программы профессионального обучения –программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих
Практический опыт
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
Дополнительные профессиональные программы
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
Практический опыт
В каких целях осуществляется оценка квалификации?
Оценка квалификации осуществляется в целях:
создания условий для участия работников в непрерывном образовании;
повышения профессиональной мобильности работников;
повышения роли работодателей в развитии профессиональных квалификаций;
установления и (или) подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта;
оценки и производительности труда
Что устанавливает Федеральный Закон № 238-ФЗ от 03.07.2016 года «О независимой оценке квалификации»?
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы оценки профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам, а также подтверждения профессиональных квалификаций в Российской Федерации.
Как проводится независимая оценка квалификации?
1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.
5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.
Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?
- В ТК РФ нет такого основания. Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
- По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.
Что такое «Электронный калькулятор на соответствие профессиональным стандартам»?
- Институтом разработаны электронные калькуляторы (проект), которые позволяют руководителю организации социального обслуживания провести оценку персонала на соответствие профессиональным стандартам:
- «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
- Электронный калькулятор представляет собой комплекс вопросов на необходимые нормативно правовые знания для осуществления профессиональной деятельности, в котором представлен ряд ситуационных задач из практической деятельности руководителя организации социального обслуживания, позволяющий определить уровень профессиональной компетентности в соответствии с профессиональным стандартом
Как работает Электронный калькулятор?
- В модели представленного калькулятора 100 вопросов, набор вопросов можно составлять из 20, 30, 40 и т.д. вопросов.
- Если вопросов, например, 20, то за каждый правильный ответ начисляется 5 баллов, в результате, за все правильные ответы мы получаем 100 баллов.
- Время прохождения калькулятора фиксируется и зависит от количества вопросов. На минимальный набор из 20 вопросов отводится 30 минут времени.
- Автоматически происходит подсчет результатов, и в итоге тестируемый видит свой результат.
Как определяются результаты тестирования?
Использованные интернет-ресурсы
- http :// профстандартпедагога.рф /