Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Финансовая грамотность
Логотип
Урок №7
Московская фондовая биржа
Д.З.:
Составить словарь урока, на слайде № 21 (в тетради)
© А.И. Колмаков
Цель занятий
Логотип
Название слайда
- Дать представление о профессиональных участниках рынка ценных бумаг
- Дать представление о профессиональных участниках рынка ценных бумаг
Базовые понятия:
- брокер; дилер; регистратор; депозитарий; клиринговая палата
- брокер;
- дилер;
- регистратор;
- депозитарий;
- клиринговая палата
Умения и компетенции
Логотип
Название слайда
уметь:
- выбирать профессиональных участников рынка ценных бумаг в зависимости от типа услуги, которая необходима инвестору;
- выбирать брокера для осуществления самостоятельной деятельности на рынке ценных бумаг
обладать компетенциями:
- осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения поставленных задач;
- использовать информационно-коммуникационные технологии;
- работать в команде;
- сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения денежных средств посредством инструментов банковской системы;
- планировать структуру доходов и расходов с целью выбора оптимального вида вклада и кредита;
- определять уровни риска кредитования.
Базовые знания
Логотип
Название слайда
В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:
- перечень основных профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- функции отдельных профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- особенности выбора брокера
Личностные характеристики и установки:
Логотип
Название слайда
- приобретение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных и общественных проблем;
- наличие способностей к осуществлению сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- активная позиция гражданина, выполняющего свои обязанности и способного профессионально отстаивать собственные права;
- сознательное отношение к непрерывному образованию и повышению квалификации как условию успешной профессиональной деятельности и роста личных доходов;
- понимание роли Роспотребнадзора и Центрального банка России в защите законных интересов вкладчиков и заёмщиков.
Проверка знаний учащихся
Логотип
- Что такое ценные бумаги?
- С какой целью инвесторы могут интересоваться покупкой ценных бумаг?
- Назовите факторы роста активности на рынке ценных бумаг.
- Что такое акция? Какую роль имеют контрольный , блокирующий и миноритарный пакеты акций?
- В чём отличие акции «ЗАО» и «ОАО»? Листинг.
- Долговые ценные бумаги.
- Как рассчитать доходность облигации?
Проверка знаний учащихся
Логотип
В чём отличие векселя от облигации?
ЗАПОЛНИ!
№ п
критерии
1.
Государственная
вексель
2.
регистрация
Эмиссионность
3.
облигация
обращаемость
Проверка знаний учащихся
Логотип
В чём отличие векселя от облигации?
№ п
критерии
1.
Государственная
2.
вексель
регистрация
3.
Эмиссионность
нет
облигация
обязательна
обращаемость
не эмиссионная ценная бумага, выписывается по одной штуке
эмиссионная ценная бумага, которая эмитируется сразу от-
обращается на неорганизованном рынке ценных бумаг
дельными выпусками по несколько сот, а то и тысяч штук
обращается, как правило, на организованном рынке ценных
бумаг
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Изучение нового материала
Логотип
Человек не сможет стать богатым,
пока не научится присваивать себе чужой труд.
Карл Маркс
- Каков механизм функционирования организованного рынка ценных бумаг?
- Кто является участниками такого рынка?
- Каковы их функции?
?
(1818-1883)
Немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Основоположник марксизма, автор теории прибавочной стоимости.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Изучение нового материала
Логотип
Человек не сможет стать богатым,
пока не научится присваивать себе чужой труд.
Карл Маркс
- Каков механизм функционирования организованного рынка ценных бумаг?
- Кто является участниками такого рынка?
- Каковы их функции?
1. Если клиенту необходимо приобрести ценные бумаги ОАО
«Корпорация», он обращается к брокеру.
2.1 Брокер , чтобы выполнить такую заявку, заключает сделку в интересах клиента и за его счёт с другим брокером или дилером на бирже.
2.2 Учёт перехода права собственности на акции к клиенту производит регистратор ( реестродержатель ), с которым
у ОАО «Корпорация» заключён соответствующий договор.
3.1 Клиринговая палата проводит платёж от брокера клиента, который является покупателем, к другому брокеру или дилеру.
3.2 Депозитарий учитывает увеличение ценных бумаг на счёте покупателя и их уменьшение на счёте продавца.
3.3 Проведение торгов обеспечивает биржа , а соблюдение всех правил профессиональной этики и защиту интересов клиентов – саморегулирующиеся организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
(1818-1883)
Словарь урока
фондовая биржа - площадка, которые обслуживают функционирование организованной торговли ценными бумагами.
Брокеры – это участники биржевой торговли, которые совершают операции на рынке от своего имени, но за счёт своих клиентов и в их интересах .
Дилеры – это участники рынка ценных бумаг, которые совершают операции по купле-продаже активов от своего имени и за свой счёт.
Клиринговая палата – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, целью которого является учёт взаимных обязательств между участниками торгов.
Регистратор (реестродержатель) – это юридическое лицо, которое по договору с компанией, выпустившей ценные бумаги, ведёт учёт реестра владельцев ценных бумаг.
Депозитарий – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, в функции которого входит учёт прав своих клиентов на ценные бумаги, проведение расчётов по сделкам с ценными бумагами, оказание услуг по выплате дивидендов.
ПАРТАД - профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и депозитариев.
НАУФОР - национальная ассоциация участников фондового рынка .
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Деловая игра
Брокеры необходимы для частных инвесторов по следующим причинам: 1) выполнение заявок на бирже; 2) кредитование ценными бумагами и денежными средствами; 3) консультирование; 4) доверительное управление.
Регистратор — это юридическое лицо, которое по договору с компанией, выпустившей ценные бумаги, ведёт учёт реестра владельцев ценных бумаг;
депозитарий — это профессиональный участник рынка ценных бумаг, в функции которого входит учёт прав своих клиентов на ценные бумаги, проведение расчётов по сделкам с ценными бумагами, оказание услуг по выплате дивидендов;
клиринговая палата – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, целью которого является учёт взаимных обязательств между участниками торгов.
В основе биржевых операций лежит аукционный механизм торговли. Данный механизм предполагает, что биржевые сделки осуществляются на основе сопоставления заявок на покупку и продажу ценных бумаг, введённых в электронную торговую систему. При рассматриваемом механизме каждая заявка, введённая в электронную систему, проверяется на наличие соответствующей ей по ценовому параметру противоположной заявки, и затем в случае, если совпадения найдены, происходит заключение сделки. Учёт перехода права собственности на акции к клиенту производит регистратор (реестродержатель). Клиринговая палата проводит платёж от брокера клиента, который является
покупателем, к другому брокеру или дилеру. Депозитарий учитывает
увеличение ценных бумаг на счёте покупателя и их уменьшение на счёте
продавца. Проведение торгов обеспечивает биржа , а соблюдение всех
правил профессиональной этики и защиту интересов клиентов – само-
регулирующиеся организации профессиональных участников рынка
ценных бумаг.
Логотип
Важно!!!
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Деловая игра
Логотип
- Распределяем функции профессиональных участников рынка ценных бумаг между учениками.
- Выделяем по одному человеку для исполнения функций депозитария , регистратора , клиринговой палаты , трёх назначаем брокерами .
- Все остальные – частные инвесторы.
- Смоделируем ситуацию на рынке ценных бумаг (котировки ценных бумаг можно брать в режиме реального времени по данным торгов на ММВБ).
- Обсуждаем, как выполнял свои функции каждый из участников игры.
- Наиболее полно выполнившим свои функции - отличную отметку.
https:// bcs-express.ru/kotirovki-i-grafiki ММВБ
(работаем в регламенте реального времени)
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Деловая игра
Логотип
- Распределяем функции профессиональных участников рынка ценных бумаг между учениками.
- Выделяем по одному человеку для исполнения функций депозитария , регистратора , клиринговой палаты , трёх назначаем брокерами .
- Все остальные – частные инвесторы.
- Смоделируем ситуацию на рынке ценных бумаг (котировки ценных бумаг можно брать в режиме реального времени по данным торгов на ММВБ).
- Обсуждаем, как выполнял свои функции каждый из участников игры.
- Наиболее полно выполнившим свои функции - отличную отметку.
Подводим итоги!
- Что получилось?
- Что не получилось и почему?
- Чем надо владеть участнику фондового рынка?
- Кто, по-вашему , лучше справился с новыми ролями в деловой игре? Почему?
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Логотип
Важно!!!
- Динамика стоимости набора акций, торгуемых на бирже, определяется их индексом. В структуру биржевого индекса, как правило, входят несколько крупнейших компаний, акции которых торгуются на рынке. Для инвестора интересна не столько величина биржевого индекса, сколько динамика за определённый промежуток времени. Основными фондовыми индексами в России являются индексы ММВБ и РТС.
2. Регулирование и надзор за деятельностью финансового
рынка осуществляет Служба Банка России по финансовым рынкам. Одной из основных задач данного органа является обеспечение эффективного функционирования фондового рынка. Для этого Служба Банка России по финансовым рынкам выполняет функции по лицензированию профессиональных участников рынка ценных бумаг, регистрации эмиссий ценных бумаг, осуществлению контроля и надзора за деятельностью участников рынка.
Это интересно
Одной из главных фондовых площадок современного мира
является Нью-Йоркская фондовая биржа. Биржа была основана в 1792 г. и на сегодняшний день является олицетворением финансового могущества США.
Подведём итоги
Логотип
При работе на рынке ценных бумаг тебе не стоит забывать и про различные информационные и рейтинговые агентства, которые помогут тебе определиться с качеством приобретаемой ценной бумаги. Цель этих организаций состоит в том, чтобы поставлять оперативную информацию обо всех изменениях на рынке.
При этом, как правило, информация общего характера является бесплатной, и пользоваться ею могут все желающие, специализированная же информация требует дополнительной оплаты. Эта информация позволяет принимать решения более оперативно.
Более того, поставляемая платная информация может сопровождаться дополнительным анализом. Рейтинговые агентства оценивают инвестиционное качество ценных бумаг и перспективу изменения их цен на будущее .
Контрольные вопросы
Логотип
- Что такое фондовая биржа? Кто её участники?
- Кто такие? Каковы их функции:
а) брокер;
б) дилер;
в) регистратор;
г) депозитарий?
3. Клиринговая палата – что это?
Реши тест
Логотип
1. Фондовые биржи:
а) обеспечивают организованную торговлю ценными бумагами;
б) обеспечивают неорганизованную торговлю ценными бумагами;
в) не имеют отношения к торговле ценными бумагами;
г) обеспечивают организованную и неорганизованную торговлю ценными бумагами.
2. От своего имени и за свой счёт либо от имени клиента и за его счёт совершают операции:
а) брокеры; б) дилеры; в) депозитарии; г) регистраторы.
3. Операции по купле-продаже ценных бумаг на биржевой площадке осуществляют:
а) депозитарии; б) регистраторы; в) брокеры; г) клиринговые палаты.
4. Расчётные операции между участниками рынка ценных бумаг обеспечивают:
а) депозитарии; б) регистраторы; в) брокеры; г) клиринговые палаты.
5. Функции по регулированию и надзору за рынком ценных бумаг осуществляет:
а) Федеральная служба по финансовым рынкам; б) Служба Банка России по финансовым рынкам; в) Министерство финансов России; г) Правительство Российской Федерации.
Выполни задание
Логотип
Выполни!
Не забудь!
Задание 2 *
Зайди на сайт ММВБ. Изучи правила работы биржи, порядок листинга ценных бумаг. Затем найди информацию про любую иностранную биржу и сравни две биржи: в чём совпадения и в чём различия.
Задание 3
Опиши, чем для частных инвесторов могут быть полезны брокеры.
Задание 4
Опиши функции регистратора, депозитария и клиринговой палаты.
Задание 5
Опиши механизм проведения сделок на рынке ценных бумаг.
Здание № 2 обязательно для выполнения, задания 3-5 по выбору
(решение оформляем в тетради) !
Рефлексия
Логотип
Ответы на тест: 1а ; 2а ; 3в ; 4г ; 5б
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Самооценка
Выполни вычисления самооценки в Microsoft Excel и отправь учителю в журнал оценок
Приложение 1.
образец
Лист самооценки учащегося
№ п
Критерий (за каждый критерий от 0 до 5 баллов)
1
2
моя оценка
Индивидуально: слушал (а) внимательно, работал (а) активно, материал усвоил (а)
внешняя оценка (группы)
5
При работе в паре: аргументировал (а) своё мнение, принимал (а) другую точку зрения, был (а) корректен (тна), вносил (а) предложения
3
4
комментарий учителя
4
При работе в группе: выслушивал (а) мнения других, активно принимал участие, принимал (а) иное мнение, аргументировал (а) свою точку зрения, убедил (а) в правоте других
4
5
4
средняя оценка
5
5
В изучаемой теме: получил (а) знания, умения, навыки; сформировал (а) убеждения, навыки
4,33
4
Получил (а) новые, развил имеющиеся УУД (универсальные учебные действия): • личностные • регулятивные • познавательные • коммуникативные
5
4
4,33
5
средние показатели по категорям оценок
5
4
применяем способ округления до целого числа свыше 0,5
4,40
4
5
5,00
4,33
4,80
4
4,33
4,20
4,5
Литература
Логотип
- Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват.орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению
- Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 400 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 112 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Банковские услуги. Отношения людей с банками. РМЦ Алтайского края. 2017.
- Рисунки, иллюстрации – сеть Интернет