Колмакова Жанна Владимировна, КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж», преподаватель английского языка
Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития.
«Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать – он будет
лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, он – совершенный учитель». Л. Толстой.
Система Российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения, связанные, прежде всего, со сменой образовательных парадигм или стандартов, переходом со знаниевого уровня на компетентностный.
Реализация компетентностного подхода, в свою очередь, осуществляется посредством таких явлений как: введение новых федеральных государственных стандартов в систему общего образования, а также среднего и высшего профессионального образования, развитие региональных систем оценки качества образования и т.д.
Для реализации этого направления ставится задача обеспечить
дифференциацию и индивидуализацию образования при реализации
федеральных государственных образовательных стандартов, т.к. в
современных условиях высок спрос на социально активную, творческую
личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.
Как следствие, возрастают и профессиональные требования к
исполнителю поставленных модернизацией задач - педагогу, а именно,
происходит смещение акцента с профессиональных знаний на уровень
профессиональных компетентностей и личностную позицию педагога в
осуществлении профессиональной деятельности. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений. И для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
В настоящее время вопрос «каким должен быть современный педагог?»
является приоритетным для Министерства образования и науки,
учреждений, занятых повышением квалификации, подготовкой и
переподготовкой педагогических кадров, а также самих педагогов.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить основные перспективы развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях, т.е. это такая степень овладения человеком структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и требованиям.
Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя, это искусство обучения и воспитания, это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.
Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых
разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и
целей учебно-воспитательной работы. Его более конкретными внешними
показателями являются: высокий уровень исполнения, качество работы
преподавателя; целесообразные, адекватные педагогическим ситуациям
действия; достижение результатов обучения, воспитания,
самостоятельной работы учащихся; развитие у них способности
самостоятельно учиться, добывать знания, привлечение к самостоятельному
проведению научных исследований.
С внутренней стороны педагогическое мастерство – это
функционирующая система знаний, навыков, умений, психических
процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических
задач. В этом плане педагогическое мастерство – выражение личности
преподавателя, его возможностей самостоятельно, творчески,
квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.
Существуют несколько уровней профессионализма педагога: педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.
Педагогическая умелость – необходимая база любого педагога. Педагогическая умелость подразумевает достаточные теоретические и практические знания, которые приобретаются в процессе обучения и развиваются и совершенствуются в процессе практической деятельности учителя.
Педагогическое мастерство – доведенная до высокого уровня педагогическая умелость. Совершенное владение методами учебно-воспитательной деятельности, дающее максимальный эффект их применения. Для достижения педагогического мастерства, человек, безусловно, должен не только обладать природными способностями, но и желанием добиться успеха в своей профессиональной деятельности, вести постоянную, активную работу в этом направлении, иметь значительный опыт учительской практики и уметь правильно использовать его результаты. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости учеников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог считается мастером, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Педагогическое творчество связано с внесением новизны в практическую деятельность учителя. Однако, в данном случае, новизна эта связана не с принципиально новыми методами или подходами к учебно-воспитательной работе, а с некоторыми видоизменениями уже известных, применительно к конкретной ситуации.
Педагогическое новаторство – высшая ступень профессиональной педагогической деятельности. Педагог – новатор вносит принципиально новые способы, методики, идеи, принципы и приемы в учебно-воспитательную деятельность, основываясь на собственной практике и практике своих коллег, проводя анализ, исследования и обобщение результатов и соответствующих выводов. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Педагогическое новаторство требует высокого уровня педагогического мастерства, затраты значительных усилий и массы времени, способностей не только к педагогической, но и к исследовательской научной деятельности и активное стремление к этому.
Вот почему педагогов – новаторов совсем немного.
Самой главной составляющей профессионализма педагога является компетентность.
Компете́нтность — наличие знаний, умений и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
В одном из современных педагогических словарей приводится такое определение: профессиональная компетентность педагога - это владение им необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Также под профессиональной компетентностью педагога, подразумевают единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Считается также, что такая готовность характеризует профессионализм педагога.
Компетентность - это не просто обладание знаниями, это скорее, потенциальная готовность учителя разрешать проблемы различного уровня сложности со знанием дела. Учитель должен быть готов к организации и выполнению различных видов педагогической деятельности, которые в значительной степени определяют уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности педагога.
Особенность профессионально-педагогической компетентности как готовности учителя к педагогической деятельности заключается в том, что она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в образовательном процессе.
В качестве элементов такой компетентности можно выделить:
- специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины;
- методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;
- психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения;
- рефлексию педагогической деятельности или аутопсихологическую компетентность.
Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт производственной деятельности в области преподаваемого предмета, специальности, по которой ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством.
Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.
Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определены основные группы профессионально-педагогических компетенций:
1) общекультурные компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как формы человеческого существования, использование знаний научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе;
2) общепрофессиональные компетенции, предполагающие осознание студентом социальной значимости своей будущей профессии, умения использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций;
3) профессиональные компетенции, включающие умения реализовать образовательные программы, применять современные технологии и методики обучения и воспитания;
4) компетенции в области культурно-просветительской деятельности, включающие способности к взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности, использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности.
Профессиональная Компете́нция— способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.
Большинство исследователей проблемы профессионально-педагогических компетенций выделяют:
1) базовые компетенции, формируемые на основе знаний, умений, способностей, проявляющиеся в определенных видах деятельности, таких как умение выстраивать индивидуальный образовательный маршрут учащихся, создавать и использовать образовательную среду, устанавливать взаимодействие с участниками образовательного процесса, то есть тех профессиональных умений, которые адекватны структуре и содержанию педагогической деятельности учителя; базовые компетенции создают условия для формирования у уч-ся ключевых компетенций;
2) ключевые компетенции, проявляются во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смысл ее деятельности;
3) специальные компетенции, отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности, в которой находят проявление базовые и ключевые компетенции.
Заключение.
Итак, охарактеризуем своего рода идеальную модель педагога. Среди характеристик профессиональной компетентности педагогов на первом месте стоит социально-педагогическая поддержка личности уч-ся. Основу профессионального мастерства педагога составляет психолого-педагогическая компетентность, базовыми компонентами которой являются коммуникативная культура, уровень интеллектуального развития, внешняя и внутренняя мотивация педагогической деятельности, методическая компетентность (умение использовать традиционные и нетрадиционные способы и формы достижения педагогических целей).
Человека как личность характеризует не только то, кто он есть, но и то, кем он хочет стать, к чему он активно стремится.
Педагогический идеал – это представление педагога о
том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога,
осознание им своей миссии.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные
перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда
одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный
стандарт: «Образование через всю жизнь». Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя — это самообразование, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании
несовершенства настоящего положения образовательного процесса и
стремлении к профессиональному росту, самосовершенствованию.
Постоянное самообразование — это тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности».
Современный преподаватель должен использовать всё лучшее из
традиционных технологий, находить инновационный подход к учебному
процессу, всегда быть ориентированным на уникальную неповторимость
каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей и прежде
всего на повышение качества образования. Творчество учителя и ученика
безгранично. Важно только умело направить его для достижения
поставленных учебных целей — подготовки высококвалифицированного
специалиста.
Мастерство — это то, чего можно добиться, и, как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог.
А. С. Макаренко