Профилактический семинар
для педагогов ДОУ
«Конфликт как социальное явление»
Участие педагога-психолога в урегулировании конфликтов
(Составила Капилевич Т.В)
Каким бы миролюбивым человеком вы не были, все равно хотя бы раз в жизни были вовлечены в конфликт. Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Умение решать конфликты относится к коммуникативным способностям.
Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях определяет профессионализм педагога.
2. Так, что же такое конфликт? Существует несколько его определений, но едино одно, что название идет от латинского слова – столкновение.
3. Существуют несколько видов конфликтов
Межличностный – самый распространенный вид конфликтов, в противоречия вступают личности, когда мотивы , интересы или способы действия разных личностей не совмещаются. Проще говоря, когда в противоборство вступают двое и более людей.
Внутриличностный – он порождается противоречием мотивов, целей, взглядов одного и того же человека. С одной стороны он имеет желание что-то сделать, с другой не может позволить себе это осуществить. Такая ситуация вызывает конфликт с самим собой. Если такое состояние сохраняется достаточно долго, это может привести к неврозу.
Деловой – конфликт, возникающий в сфере деловых отношений, не затрагивающий личности участников.
Явный – начинается с открытой дискуссии
Скрытый – характеризуется скрытой враждебностью, отсутствием открытой дискуссии.
Сглаженный – чаще касается не самых важных для участников проблем, при решении которых они легко могут уступить друг другу.
Острый – возникает тогда, когда спорный вопрос приобретает для участников определяющее личностное значение, отношения переводятся в область чувств и эмоций, а ситуация приобретает характер «театра военных действий».
4. Чтобы глубже понять такое социальное явление, как конфликт, надо разобрать его на компоненты:
Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Это противоречие из-за которого стороны вступают в противоборство.
Объект конфликта – Ядро проблемы, причина, повод к конфликту; Объекты могут быть материальные – ресурсы, социальные -власть, духовные – идея, принцип.
Участники конфликта – люди с разной степенью участия.
Макро и микро среда Обязательно учитывается в которой развивается конфлит
Также можно рассмотреть стадии развития конфликта:
Возникновение конфликтной ситуации появляется противоречие. Осознание ситуации. Стадия конфликтного поведения (драка, открытая ругань, неприятие другого, молчание)
4.Исход – конструктивный, диструктивный, замораживание
5 Должен ли быть конфликт в коллективе? Если рассматривать конфликт более подробно, то можно найти как положительные так и отрицательные стороны.
К положительным относятся:
Получение индивидом в результате конфликта социального опыта |
Разрядка напряженности |
Стимуляция инноваций |
Конфликты приводят к переустройству, совершенствованию профессиональных отношений |
К отрицательным относятся:
Нарушает систему взаимодействий Вызывает стрессовое состояние |
Снижает дисциплину, уменьшает степень сотрудничества, ведет к эмоциональным и материальным затратам.
Несмотря на его положительные стороны, это конечно мое личное мнение, лучше в конфликт не вступать.
6. А если уже так получилось, что возникла конфликтная ситуация, то существует пять основных стратегий поведения в конфликте.
Конкуренция, соперничество – это стремление добиться удовлетворении своих интересов в ущерб другому. Человек, использующий данный стиль, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве, но зато способен на волевые решения.
Стиль Сотрудничества. Человек активно учувствует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается учитывать интересы другой стороны. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Он является наиболее трудным так как требует продолжительной работы.
.Компромисс. Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Компромисс позволит вам сохранить хорошие взаимоотношения.
Избегание, уклонение человек уходит от разрешения конфликта, этот стиль используется, когда затрагиваемая проблема нестоль важна для вас, и вы не хотите тратить силы на ее решение.
Приспособление Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны
7 Существуют также конфликтные типы личности по описанию вы наверное
узнаете многих своих знакомых
1. Паровой каток.
Грубы, абсолютно уверены в своей правоте. Считают, что все должны им подчиняться
и уступать дорогу. Считают свое мнение единственно верным и хотят чтобы все об
этом знали. Самое ужасное для них – раскрытие их неправоты, поэтому сражаются
« до крови ».
Если конфликт не очень важен лучше уйти с дороги.
Дать время спустить пар и после этого высказать свое
мнение, не опровергая его точку зрения. Тон голоса – нейтральный.
Скрытый снайпер.
Пассивно-агрессивная форма. Старается нанести вред исподтишка. Уверен, что он
прав. Но не обладает достаточной властью, чтобы действовать открыто. Тайный
мститель. Стиль поведения с этим « типом »: если невозможно уклониться от
общения то –
Необходимо выявить факт причинения зла.
Постараться выявить причины такого поведения.
Говорить очень спокойно, не заряжаться его эмоциями.
« Что Вы хотите? », « как бы Вы хотели чтобы мы отреаги-
ровали? ».
Разгневанный ребенок.
Взрывается как ребенок у которого плохое настроение. Не злой по натуре. Самое
главное для него убежденность в том, что он контролирует ситуацию. После того как выкричится, чувствует себя неловко, начинает извиняться, оправдыватьсяили идёт
на уступки.
Стиль поведения с этим « типом »: Чаще всего ведет себя так
потому что он беспомощен, не знает, что ему делать, как дей-
ствовать.
Дать ему время выкричаться.
Он должен быть убежден, что вы его в это время слушаете.
После того, как успокоился, перевести тему, не заострять внимание на
его вспышке гнева.
Жалобщик.
Жалуется на третье лицо. Физиологическая потребность что-бы его слушали. С ним необязательно соглашаться, можно занять нейтральную позицию
« я вас понял, что будем делать ».
Стиль поведения с этим « типом »:
Выслушать и перефразировать, резюмировать его жалобу.
Когда выговорился – перевести на другую тему, если повторяется, то
прервать: « что я могу сделать »,« кто может вам помочь ».
Молчун.
Скрытые причины. Стиль поведения с этим « типом ».
Запастись терпением, не раздражаться.
Предложить « Вы расстроены? ».
Можно задать несколько вопросов « что Вы думаете по этому поводу?».
Дать возможность обдумать вопрос, дать паузу, не задавать слишком
много вопросов.
Сверхпокладистый.
Приятный во всех отношениях. Всегда предлагает свои услу-
ги, уступает. Со всем соглашается.
Покажите, что главное для вас правдивость.
8 Специфика конфликтов между педагогами связано с тем, что
педагогический коллектив преимущественно женский, сказывается особенность
женской психологии. Женщины более эмоциональны в оценках и поступках.
Конфликты между женщинами носят личностный характер
Современный образ жизни педагога, связанный с серьезными
объективными трудностями. Это материально-бытовая неустроенность,
недостаточность финансовых средств для удовлетворения
элементарных потребностей семьи, невозможность для творческой реализации, саморазвития. Бедный, неустроенный человек более конфликтен.
Конфликт воспитатель – воспитатель чаще всего происходит по причине личной антипатии, несовпадению точек зрения по профессиональным вопросам, ревностью к отношениям с родителями, детьми, ощущения собственной нереализованности.
Старший воспитатель — воспитатель Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.
Администрация — воспитатель Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
Воспитатель — родитель Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
Родитель — Администрация Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
Мы, как социальные педагоги, можем быть вовлечены в любой из этих видов конфликта.
9 Чтобы правильно из него выйти давайте познакомимся с тактикой поведения в ситуации служебного конфликта
1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:
Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?
Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?
Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?
2. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Открыто взять на себя долю вины и предложить спокойно отыскать приемлемое для обеих сторон решение.
3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
10 Пока вы познакомитесь с различными высказываниями и народными мудростями о конфликтах. Я расскажу о рекомендациях по решению конфликтной ситуации
Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников.
Определить возможность переговоров.
Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.
Разработать варианты решений.
Принять согласованное решение. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
Реализовать принятое решение на практике.
11 Чем принимать активное участие в конфликте или пытаться разрешить его лучше заняться его профилактикой. К методам профилактики конфликтов
относятся
ранняя диагностика конфликта и выявление его причин, с тем чтобы не допустить его разрастания;
выплескивание, “разрядка” негативных эмоций через виды деятельности, не причиняющие вреда оппоненту;
изменение характера восприятия участников конфликта;
метод последовательных взаимных уступок;
переговоры участников конфликта;
обращение к посреднику, арбитру.
Личное общение является залогом сотрудничества, доверия, открытости,
взаимоуважения, что, в свою очередь, положительно влияет на
результаты деятельности ДОУ
Так что как говорил кот Леопольд: «Ребята давайте жить дружно»