СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактический семинар для педагогов ДОУ «Конфликт как социальное явление»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена с целью профилактики конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Профилактический семинар для педагогов ДОУ «Конфликт как социальное явление»»

Профилактический семинар

для педагогов ДОУ

«Конфликт как социальное явление»

Участие педагога-психолога в урегулировании конфликтов

(Составила Капилевич Т.В)

Каким бы миролюбивым человеком вы не были, все равно хотя бы раз в жизни были вовлечены в конфликт. Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Умение решать конфликты относится к коммуникативным способностям.

Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях определяет профессионализм педагога.

2. Так, что же такое конфликт? Существует несколько его определений, но едино одно, что название идет от латинского слова – столкновение.


3. Существуют несколько видов конфликтов

  • Межличностный – самый распространенный вид конфликтов, в противоречия вступают личности, когда мотивы , интересы или способы действия разных личностей не совмещаются. Проще говоря, когда в противоборство вступают двое и более людей.

  • Внутриличностный – он порождается противоречием мотивов, целей, взглядов одного и того же человека. С одной стороны он имеет желание что-то сделать, с другой не может позволить себе это осуществить. Такая ситуация вызывает конфликт с самим собой. Если такое состояние сохраняется достаточно долго, это может привести к неврозу.

  • Деловой – конфликт, возникающий в сфере деловых отношений, не затрагивающий личности участников.

  • Явный – начинается с открытой дискуссии

  • Скрытый – характеризуется скрытой враждебностью, отсутствием открытой дискуссии.

  • Сглаженный – чаще касается не самых важных для участников проблем, при решении которых они легко могут уступить друг другу.

  • Острый – возникает тогда, когда спорный вопрос приобретает для участников определяющее личностное значение, отношения переводятся в область чувств и эмоций, а ситуация приобретает характер «театра военных действий».


4. Чтобы глубже понять такое социальное явление, как конфликт, надо разобрать его на компоненты:

  1. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Это противоречие из-за которого стороны вступают в противоборство.

  2. Объект конфликта – Ядро проблемы, причина, повод к конфликту; Объекты могут быть материальные – ресурсы, социальные -власть, духовные – идея, принцип.

  3. Участники конфликта – люди с разной степенью участия.

  4. Макро и микро среда Обязательно учитывается в которой развивается конфлит


Также можно рассмотреть стадии развития конфликта:

  1. Возникновение конфликтной ситуации появляется противоречие.
  2. Осознание ситуации.
  3. Стадия конфликтного поведения (драка, открытая ругань, неприятие другого, молчание)

4.Исход – конструктивный, диструктивный, замораживание


5 Должен ли быть конфликт в коллективе? Если рассматривать конфликт более подробно, то можно найти как положительные так и отрицательные стороны.

К положительным относятся:

Получение индивидом в результате конфликта социального опыта

Разрядка напряженности

Стимуляция инноваций

Конфликты приводят к переустройству, совершенствованию профессиональных отношений

К отрицательным относятся:

Нарушает систему взаимодействий

Вызывает стрессовое состояние

Снижает дисциплину, уменьшает степень сотрудничества, ведет к эмоциональным и материальным затратам.

Несмотря на его положительные стороны, это конечно мое личное мнение, лучше в конфликт не вступать.


6. А если уже так получилось, что возникла конфликтная ситуация, то существует пять основных стратегий поведения в конфликте.

  • Конкуренция, соперничество – это стремление добиться удовлетворении своих интересов в ущерб другому. Человек, использующий данный стиль, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве, но зато способен на волевые решения.

  • Стиль Сотрудничества. Человек активно учувствует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается учитывать интересы другой стороны. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Он является наиболее трудным так как требует продолжительной работы.

  • .Компромисс. Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Компромисс позволит вам сохранить хорошие взаимоотношения.

  • Избегание, уклонение человек уходит от разрешения конфликта, этот стиль используется, когда затрагиваемая проблема нестоль важна для вас, и вы не хотите тратить силы на ее решение.

  • Приспособление Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны


7 Существуют также конфликтные типы личности по описанию вы наверное

узнаете многих своих знакомых

1. Паровой каток.

Грубы, абсолютно уверены в своей правоте. Считают, что все должны им подчиняться

и уступать дорогу. Считают свое мнение единственно верным и хотят чтобы все об

этом знали. Самое ужасное для них – раскрытие их неправоты, поэтому сражаются

« до крови ».

  • Если конфликт не очень важен лучше уйти с дороги.

  • Дать время спустить пар и после этого высказать свое

мнение, не опровергая его точку зрения. Тон голоса – нейтральный.

  1. Скрытый снайпер.

Пассивно-агрессивная форма. Старается нанести вред исподтишка. Уверен, что он

прав. Но не обладает достаточной властью, чтобы действовать открыто. Тайный

мститель. Стиль поведения с этим « типом »: если невозможно уклониться от

общения то –

  • Необходимо выявить факт причинения зла.

  • Постараться выявить причины такого поведения.

  • Говорить очень спокойно, не заряжаться его эмоциями.

« Что Вы хотите? », « как бы Вы хотели чтобы мы отреаги-

ровали? ».

  1. Разгневанный ребенок.

Взрывается как ребенок у которого плохое настроение. Не злой по натуре. Самое

главное для него убежденность в том, что он контролирует ситуацию. После того как выкричится, чувствует себя неловко, начинает извиняться, оправдыватьсяили идёт

на уступки.

Стиль поведения с этим « типом »: Чаще всего ведет себя так

потому что он беспомощен, не знает, что ему делать, как дей-

ствовать.

  • Дать ему время выкричаться.

  • Он должен быть убежден, что вы его в это время слушаете.

  • После того, как успокоился, перевести тему, не заострять внимание на

  • его вспышке гнева.

  1. Жалобщик.

Жалуется на третье лицо. Физиологическая потребность что-бы его слушали. С ним необязательно соглашаться, можно занять нейтральную позицию

« я вас понял, что будем делать ».

Стиль поведения с этим « типом »:

  • Выслушать и перефразировать, резюмировать его жалобу.

  • Когда выговорился – перевести на другую тему, если повторяется, то

  • прервать: « что я могу сделать »,« кто может вам помочь ».

  1. Молчун.

Скрытые причины. Стиль поведения с этим « типом ».

  • Запастись терпением, не раздражаться.

  • Предложить « Вы расстроены? ».

  • Можно задать несколько вопросов « что Вы думаете по этому поводу?».

  • Дать возможность обдумать вопрос, дать паузу, не задавать слишком

много вопросов.

  • Не настаивать если не хочет.

  1. Сверхпокладистый.

Приятный во всех отношениях. Всегда предлагает свои услу-

ги, уступает. Со всем соглашается.

  • Покажите, что главное для вас правдивость.


8 Специфика конфликтов между педагогами связано с тем, что

педагогический коллектив преимущественно женский, сказывается особенность

женской психологии. Женщины более эмоциональны в оценках и поступках.

Конфликты между женщинами носят личностный характер

Современный образ жизни педагога, связанный с серьезными

объективными трудностями. Это материально-бытовая неустроенность,

недостаточность финансовых средств для удовлетворения

элементарных потребностей семьи, невозможность для творческой реализации, саморазвития. Бедный, неустроенный человек более конфликтен.

Конфликт воспитатель – воспитатель чаще всего происходит по причине личной антипатии, несовпадению точек зрения по профессиональным вопросам, ревностью к отношениям с родителями, детьми, ощущения собственной нереализованности.

Старший воспитатель — воспитатель Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.

Администрация — воспитатель Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

Воспитатель — родитель Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

Родитель — Администрация Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.

Мы, как социальные педагоги, можем быть вовлечены в любой из этих видов конфликта.

9 Чтобы правильно из него выйти давайте познакомимся с тактикой поведения в ситуации служебного конфликта

1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:

  • Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?

  • Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?

  • С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?

  • Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?

2. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Открыто взять на себя долю вины и предложить спокойно отыскать приемлемое для обеих сторон решение.

3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

10 Пока вы познакомитесь с различными высказываниями и народными мудростями о конфликтах. Я расскажу о рекомендациях по решению конфликтной ситуации

  1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников.

  2. Определить возможность переговоров.

  3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

  4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.

  5. Разработать варианты решений.

  6. Принять согласованное решение. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

  7. Реализовать принятое решение на практике.


11 Чем принимать активное участие в конфликте или пытаться разрешить его лучше заняться его профилактикой. К методам профилактики конфликтов

относятся

  • ранняя диагностика конфликта и выявление его причин, с тем чтобы не допустить его разрастания;

  • выплескивание, “разрядка” негативных эмоций через виды деятельности, не причиняющие вреда оппоненту;

  • изменение характера восприятия участников конфликта;

  • метод последовательных взаимных уступок;

  • переговоры участников конфликта;

  • обращение к посреднику, арбитру.

Личное общение является залогом сотрудничества, доверия, открытости,

взаимоуважения, что, в свою очередь, положительно влияет на

результаты деятельности ДОУ

Так что как говорил кот Леопольд: «Ребята давайте жить дружно»