Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Профилактическое занятие «Зависимость: выбор и ответственность» |
|
Черлак – 2011г. |
|
|
Цель: организовать активное взаимодействие подростков, способствовать формированию негативного отношения к вредным привычкам.
Задачи: - информирование учащихся о зависимости;
-осознание состояния зависимости и собственного отношения к зависимому человеку.
Аудитория: учащиеся 6-7классов.
Необходимые материалы: 4 листа ватмана, маркеры.
Действующие лица: ведущий.
Ход занятия:
Приветствие.
Ведущий:
Дорогие ребята, сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить те проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь. Наверняка, каждый из вас в своей жизни уже переживал какие-то трудности, пытался найти выход из них или помогал своему другу найти решение в создавшейся ситуации. И не только тогда, когда нужно решить какую-либо проблему, но и каждый день, когда мы думаем: делать или нет уроки, пообщаться с друзьями или посмотреть телевизор – перед нами стоит выбор. И быть здоровым или больным, прожить долгую интересную жизнь или жизнь, полную страданий, быть счастливым, любимым или изгоем общества, несчастным и никому не нужным; быть зависимым или свободным? – тоже решать вам.
Ассоциации.
Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зависимость»?
(ответы участников записываются на доске)
Ведущий: от чего может быть зависим человек?
Зависимость можно разделить на 2 вида:
Химическая зависимость: Зависимость от наркотических средств, алкоголя, табака, медикаментов, клея, ацетона. | Не химическая зависимость: Зависимость от родителей (материальная и эмоциональная), от общения со сверстниками, от чтения книг, компьютерных игр, корт, от пищи и т.д. |
Ведущий: А что такое вообще «зависимость»?
Зависимость (с медицинской точки зрения) представляет собой состояние периодической или хронической интоксикации (отравление), вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества.
Психическая зависимость: Неодолимое влечение человека к наркотику или увлечению без серьезных нарушений в работе его организма | Физическая зависимость: Состояние, когда человек не может обходиться без наркотического средства, т.к. уже внутренние органы привыкли к этим веществам. |
Ведущий: Что представляет собой зависимый человек?
- как он выглядит?
- к чему он стремиться?
- что в жизни для него является важным?
(участники делятся на 4 команды)
Ведущий: Сейчас каждая команда посовещавшись, отобразит свои представления на ватмане. Ваши представления могут быть выражены с помощью рисунков, графиков, надписей. Но каждая команда будет выполнять свое задание. Вам предстоит изобразить личность человека, зависимого от:
- наркотиков,
- алкоголя,
- табака,
- от компьютерных игр.
(На эту работу 3 минуты)
Ведущий: время вышло, и предлагаю командам представить свои плакаты с объяснениями.
Упражнение «Марионетка».
Ведущий: А сейчас в каждой команде вы выберете по 3 человека, которые должны выбрать, кто будет играть роль «кукловодов» и «марионеток». Задание: придумать миниатюру, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки». После подготовки каждая команда показывает свой этюд.
Обсуждение:
Ведущий:
- что вы увидели в этих сценках?
- вам понравилось быть в роли «марионетки»?
- а в роли «кукловода»? Какие были чувства?
- можно ли сказать, что в данном случае «марионетка» зависима и несвободна? Почему?
- Ответственна ли она за свои действия?
Вывод:
Ведущий: Зависимый человек (от наркотических средств) не несет ответственности за свои поступки. Состояние зависимости и опеки над кем-то делают отношения между людьми искаженными и неполноценными.
Выбор:
Ведущий: Мы вместе с вами выяснили, что такое «зависимость», какая она бывает, что представляет из себя зависимый человек и какого оно быть зависимым?