СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке рассмотрены вопросы:  направления, формы и методы работы по профилактике асоциального поведения обучающихся. Организация профилактической работы с «трудными» детьми и подросткам. Социально-педагогические технологии в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении»

СТАЖИРОВКА  «Система деятельности социального педагога в общеобразовательной школе» Занятие 3: Профилактика аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении

СТАЖИРОВКА «Система деятельности социального педагога в общеобразовательной школе»

Занятие 3: Профилактика аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении

Без здоровых детей у страны нет будущего   Н.А. Назарбаев   «аддиктивное поведение»  - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния (злоупотребление одним или несколькими веществами: алкоголь, наркотики, курение; увлечение азартными играми, в т. ч. компьютерными и т.д.).

Без здоровых детей у страны нет будущего Н.А. Назарбаев

«аддиктивное поведение»

- особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния (злоупотребление одним или несколькими веществами: алкоголь, наркотики, курение; увлечение азартными играми, в т. ч. компьютерными и т.д.).

 Профилактика деструктивного поведения осуществляется через реализацию следующих программ: Программа профилактики аддиктивного поведения среди учащихся 1-11 классов «Здоровое поколение». Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья». Факультативный курс занятий для старшеклассников «Формирование ценностного отношения учащихся к семейной жизни». Программа «Основы профессионального самоопределения». Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь прекрасна!»

Профилактика деструктивного поведения осуществляется через реализацию следующих программ:

  • Программа профилактики аддиктивного поведения среди учащихся 1-11 классов «Здоровое поколение».
  • Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья».
  • Факультативный курс занятий для старшеклассников «Формирование ценностного отношения учащихся к семейной жизни».
  • Программа «Основы профессионального самоопределения».
  • Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь прекрасна!»
Программа профилактики  аддиктивного поведения  среди учащихся  «Здоровое поколение»

Программа профилактики аддиктивного поведения среди учащихся «Здоровое поколение»

 Цель программы:  Создание условий для формирования осознанного и ответственного отношения учащихся к своему здоровью.

Цель программы:

Создание условий для формирования осознанного и ответственного отношения учащихся к своему здоровью.

Задачи:  Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся Формирование осознанного отношения учащихся к своему здоровью. Формирование у учащихся активной жизненной позиции. Просвещения учащихся о последствиях табакокурения, употребления алкоголя и ПАВ. Профилактика табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков среди обучающихся. Распространение форм профилактики аддиктивного поведения в социокультурной среде (учитель-ученик-семья). Максимальное использование школьных оздоровительных ресурсов для сохранения и укрепления здоровья школьников. Снижение уровня социальных девиаций в подростковой среде. Вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике аддиктивного поведения.

Задачи:

  • Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся
  • Формирование осознанного отношения учащихся к своему здоровью.
  • Формирование у учащихся активной жизненной позиции.
  • Просвещения учащихся о последствиях табакокурения, употребления алкоголя и ПАВ.
  • Профилактика табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков среди обучающихся.
  • Распространение форм профилактики аддиктивного поведения в социокультурной среде (учитель-ученик-семья).
  • Максимальное использование школьных оздоровительных ресурсов для сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • Снижение уровня социальных девиаций в подростковой среде.
  • Вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике аддиктивного поведения.
коррекционное  профилактическое  Направления программы просветительское  Нравственно-правовое диагностическое  Физкультурно-оздоровительное

коррекционное

профилактическое

Направления

программы

просветительское

Нравственно-правовое

диагностическое

Физкультурно-оздоровительное

Деятельность ОУ по профилактике аддиктивного поведения

среди учащихся

Субъекты профилактики ОУ

взаимодействие

Муниципальные субъекты профилактики

ТКДН и ЗП:

Социально-реабилитационный центр «Островок надежды»

– разъяснительно-профилактические беседы с детьми и родителями

Учителя-предметники, классные руководители:

Администрация ОУ, психолого-педагогическая служба, педагоги доп. образования:

– учителя биологии, обществознания, права, истории, географии, КБЖ/ОБЖ, физической культуры (организация профилактической деятельности в рамках учебных занятий).

заместитель директора по ПВ;

заместитель директора по ВР;

заведующий библиотекой;

социальный педагог;

педагог-психолог;

школьный врач;

классные руководители;

родители учащихся .

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Грань»

Отделения полиции ММУ МВД России «Нижнетагильское»:

– профилактическая деятельность;

– привлечение к административной ответственности;

– посещение социально-неблагополучных семей

Родители, законные представители

Психологический центр «Виктория»

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Направления:

– просветительское;

– профилактическое;

– диагностическое;

– коррекционное;

– консультативное;

– посредническое.

Управление социальной защиты населения:

– беседы и консультации;

– посещение семей, ведущих асоциальный образ жизни.

Физкультурно-оздоровительный диспансер

Система работы  по профилактике аддиктивного поведения

Система работы

по профилактике аддиктивного поведения

Содержание программы

Содержание программы

Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» для учащихся 5-х классов

Программа внеурочной деятельности

«Школа здоровья»

для учащихся 5-х классов

«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».  Франсуа Вольтер  Цель программы: способствовать формированию активной жизненной позиции по вопросам укрепления и сохранения своего здоровья. Задачи программы: 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Формирование у детей мотивации к ведению здорового образа жизни. 3. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью. 4. Профилактика вредных привычек.

«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство». Франсуа Вольтер

Цель программы:

способствовать формированию активной жизненной позиции по вопросам укрепления и сохранения своего здоровья.

Задачи программы:

1. Пропаганда здорового образа жизни.

2. Формирование у детей мотивации к ведению здорового образа жизни.

3. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью.

4. Профилактика вредных привычек.

Программа «Школа здоровья» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС).

Программа «Школа здоровья» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС).

Содержание программы Учебно-тематический план курса №  п/п Тема урока 1 Количество часов теор. Что такое ЗОЖ? 2 прак. 1 Режим дня 3 4 Сон и здоровье 1 Рациональное питание – залог здоровья 1 5 1 Витамины – наши друзья 6 1 Витамины и здоровье 7 Гигиена 8 9 Болезни грязных рук 1 1 10 Активный образ жизни 1 1 Правила поведения на льду 1

Содержание программы

Учебно-тематический план курса

п/п

Тема урока

1

Количество часов

теор.

Что такое ЗОЖ?

2

прак.

1

Режим дня

3

4

Сон и здоровье

1

Рациональное питание – залог здоровья

1

5

1

Витамины – наши друзья

6

1

Витамины и здоровье

7

Гигиена

8

9

Болезни грязных рук

1

1

10

Активный образ жизни

1

1

Правила поведения на льду

1

11 Эти вредные привычки 12 1 Суд над сигаретой 13 Культура здоровья рождается в семье (как в семье поддерживается и укрепляется здоровье) 14 15 Социальная реклама «Мы выбираем ЗОЖ!» 1 1 Просмотр фильма о вреде табакокурения 16 «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!» 17 1 Человек и медицина 18 1 1 1 Физкультминутки и гимнастика 19 Закаливание в домашних условиях 20 1 1 Солнечные ванны 21 1 Сохранение здоровья и профилактика заболеваний. 1

11

Эти вредные привычки

12

1

Суд над сигаретой

13

Культура здоровья рождается в семье (как в семье поддерживается и укрепляется здоровье)

14

15

Социальная реклама «Мы выбираем ЗОЖ!»

1

1

Просмотр фильма о вреде табакокурения

16

«Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!»

17

1

Человек и медицина

18

1

1

1

Физкультминутки и гимнастика

19

Закаливание в домашних условиях

20

1

1

Солнечные ванны

21

1

Сохранение здоровья и профилактика заболеваний.

1

22 23 Профилактика гриппа и ОРВИ. 24 Лекарственная аптека 1 Безопасное поведение 1 25 1 Безопасное поведение 26 27 Безопасное поведение на железной дороге Безопасное поведение на дороге 28 1 1 Травматизм и его профилактика 29 1 Экология и человек 30 1 31 Экология и человек 1 Компьютер: друг или враг? 32 Телевизор и здоровье 33 1 Здоровье и эмоции 34 1 Здоровье и эмоции 1 1 1

22

23

Профилактика гриппа и ОРВИ.

24

Лекарственная аптека

1

Безопасное поведение

1

25

1

Безопасное поведение

26

27

Безопасное поведение на железной дороге

Безопасное поведение на дороге

28

1

1

Травматизм и его профилактика

29

1

Экология и человек

30

1

31

Экология и человек

1

Компьютер: друг или враг?

32

Телевизор и здоровье

33

1

Здоровье и эмоции

34

1

Здоровье и эмоции

1

1

1

 Формирование ценностного отношения старшеклассников к браку, семейной жизни и  ответственному родительству

Формирование ценностного отношения старшеклассников к браку, семейной жизни и ответственному родительству

СОЖИТЕЛЬСТВО И ВНЕБРАЧНАЯ РОЖДАЕМОСТЬ УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАЗВОДОВ  СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ РОЖДАЕМОСТИ СЕМЬЯ ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ

СОЖИТЕЛЬСТВО И ВНЕБРАЧНАЯ РОЖДАЕМОСТЬ

УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАЗВОДОВ

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ РОЖДАЕМОСТИ

СЕМЬЯ

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ

Курс занятий для старшеклассников  «Формирование ценностного отношения учащихся к семейной жизни»  Цель курса:  формирование эмоциональной, умственной и психологической готовности учащихся 17-18 лет к созданию брачно-семейных отношений, направленной на осознанное принятие учащимися ценностей семьи, повышение культуры семейных отношений и нравственной воспитанности, формирование жизненно необходимых знаний и умений.

Курс занятий для старшеклассников «Формирование ценностного отношения учащихся к семейной жизни»

Цель курса: формирование эмоциональной, умственной и психологической готовности учащихся 17-18 лет к созданию брачно-семейных отношений, направленной на осознанное принятие учащимися ценностей семьи, повышение культуры семейных отношений и нравственной воспитанности, формирование жизненно необходимых знаний и умений.

Основные направления курса:   Общесоциальное , Этическое, Правовое, Психологическое, Гигиеническое,  Педагогическое, Хозяйственно-экономическое, Эстетическое

Основные направления курса:

  • Общесоциальное ,
  • Этическое,
  • Правовое,
  • Психологическое,
  • Гигиеническое,
  • Педагогическое,
  • Хозяйственно-экономическое,
  • Эстетическое

Личностно - деятельностный подход Активные методы обучения мозговой штурм дискуссии, круглые столы имитационные упражнения, разыгрывание ролей, деловые игры дебаты проблемная лекция анализ конкретных ситуаций

Личностно - деятельностный подход

Активные методы обучения

мозговой штурм

дискуссии, круглые столы

имитационные упражнения, разыгрывание ролей, деловые игры

дебаты

проблемная лекция

анализ конкретных ситуаций

 Программа курса   I. Межличностные отношения  1.  Любовь – высшее человеческое чувство. II. Брак и семья 1. Семья, ее цель и функции.  2.  Любовь и влюбленность.   2. Традиционная и современная семья, проблемы современной семьи. 3. Трансформация института семьи. «Ранние браки: за или против» – дебаты. 4. Планирование бюджета семьи. 5. Ролевая структура семьи и распределение хозяйственно-бытовых функций. 6. Супружеская совместимость. 7. Кризисы семейных отношений. 8. Способы разрешения семейных конфликтов. 9. Гражданский брак: за или против?

Программа курса

I. Межличностные отношения

1. Любовь – высшее человеческое чувство.

II. Брак и семья

1. Семья, ее цель и функции.

2. Любовь и влюбленность.

 

2. Традиционная и современная семья, проблемы современной семьи.

3. Трансформация института семьи.

«Ранние браки: за или против» – дебаты.

4. Планирование бюджета семьи.

5. Ролевая структура семьи и распределение хозяйственно-бытовых функций.

6. Супружеская совместимость.

7. Кризисы семейных отношений.

8. Способы разрешения семейных конфликтов.

9. Гражданский брак: за или против?

III. Права и обязанности супругов 1. Права и обязанности супругов. IV. Гигиена пола 2. Брачный договор: за или против? 1. Влияние употребления спиртных и наркотических веществ на репродуктивную функцию человека. V. Подведение итогов 2. Венерические заболевания и их последствия. 1. Коллаж «Моя будущая семья».   2. Контрольная работа.   3. Последствия ранних половых связей, предупреждение абортов (занятие для девушек). 4.Телегония «Закон Ритта» - закон о передаче наследственных признаков

III. Права и обязанности супругов

1. Права и обязанности супругов.

IV. Гигиена пола

2. Брачный договор: за или против?

1. Влияние употребления спиртных и наркотических веществ на репродуктивную функцию человека.

V. Подведение итогов

2. Венерические заболевания и их последствия.

1. Коллаж «Моя будущая семья».

 

2. Контрольная работа.

 

3. Последствия ранних половых связей, предупреждение абортов (занятие для девушек).

4.Телегония «Закон Ритта» - закон о передаче наследственных признаков

Диагностические методики:    1. Тест-карта оценки уровня готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда. 2. Методика «Оценка старшеклассником себя как будущего семьянина» С.В. Ковалевского - модифицированный вариант «неоконченное предложение», направленная на выявление более подробных данных об учащемся и его семье, его неприязненном отношении к чему-либо и предпочтениях. 3. Анкета по выявлению характера отношения учащегося к семейной жизни и выбору спутника жизни. 4. Тест В.И. Чередниченко «Что вас ждет в семейной жизни?».  5 .  Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. 6 .  Диагностика уровня эмпатийных способностей (автор В.В. Бойко). 7. Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях (Емельянов С.М.).

Диагностические методики:

1. Тест-карта оценки уровня готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда.

2. Методика «Оценка старшеклассником себя как будущего семьянина» С.В. Ковалевского - модифицированный вариант «неоконченное предложение», направленная на выявление более подробных данных об учащемся и его семье, его неприязненном отношении к чему-либо и предпочтениях.

3. Анкета по выявлению характера отношения учащегося к семейной жизни и выбору спутника жизни.

4. Тест В.И. Чередниченко «Что вас ждет в семейной жизни?».

5 . Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

6 . Диагностика уровня эмпатийных способностей (автор В.В. Бойко).

7. Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях (Емельянов С.М.).

Программа «Основы профессионального самоопределения»

Программа «Основы профессионального самоопределения»

Выбор профессии — ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ , совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, человек выбирает и образ жизни.

Выбор профессииОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ , совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, человек выбирает и образ жизни.

Цель программы:  актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей исследование своих личностных особенностей и получение знаний о мире профессий

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей исследование своих личностных особенностей и получение знаний о мире профессий

Задачи программы:   Изучение специфики профессиональных предпочтений учащихся. Повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании. Формирование положительного самовосприятия у обучающихся, осознание ими своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Обеспечение учащихся средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию. Формирование у подростков мотивов саморазвития, личностного роста. Способствовать профессиональному и личностному самоопределению обучающихся.

Задачи программы:

  • Изучение специфики профессиональных предпочтений учащихся.
  • Повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
  • Формирование положительного самовосприятия у обучающихся, осознание ими своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
  • Обеспечение учащихся средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию.
  • Формирование у подростков мотивов саморазвития, личностного роста.
  • Способствовать профессиональному и личностному самоопределению обучающихся.
Содержание программы  Учебно-тематический план курса № Тема урока  п/п 1 Количество часов теор. Введение в профориентацию 2 3 Классификация профессий. 1 прак. 1 Формула профессии 4 Интересы и выбор профессии 5 1 1 Интересы и выбор профессии. Методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока. 6 Темперамент и выбор профессии 7 8 1 Тип темперамента. Опросник Айзенка. 1 Склонности и профессиональная направленность. 9 1 Склонности и выбор профессии. Методика Л.А. Йовайши 10 1 Профессиональная направленность. «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов) 1 1

Содержание программы Учебно-тематический план курса

Тема урока

п/п

1

Количество

часов

теор.

Введение в профориентацию

2

3

Классификация профессий.

1

прак.

1

Формула профессии

4

Интересы и выбор профессии

5

1

1

Интересы и выбор профессии. Методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока.

6

Темперамент и выбор профессии

7

8

1

Тип темперамента. Опросник Айзенка.

1

Склонности и профессиональная направленность.

9

1

Склонности и выбор профессии. Методика Л.А. Йовайши

10

1

Профессиональная направленность. «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов)

1

1

11 Защита творческих проектов «Профессия моей мечты» 12 Деловая игра «Все профессии нужны, все профессии важны» 13 14 1 Урок-экскурсия Урок-экскурсия 15 1 1 Профессиональный тип личности 16 17 1 1 Профессиональный тип личности. Опросник Дж. Голланда 18 Деловая игра «Кадровый вопрос» 19 Способности и профессиональный выбор. 1 20 1 Способности и профессиональный выбор. 1 21 Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности 22 1 Профориентационная игра «Три судьбы» 1 Профориентационная игра «Перекресток» 23 24 Профессиональная пригодность. 1 1 Урок-экскурсия 1 1

11

Защита творческих проектов «Профессия моей мечты»

12

Деловая игра «Все профессии нужны, все профессии важны»

13

14

1

Урок-экскурсия

Урок-экскурсия

15

1

1

Профессиональный тип личности

16

17

1

1

Профессиональный тип личности. Опросник Дж. Голланда

18

Деловая игра «Кадровый вопрос»

19

Способности и профессиональный выбор.

1

20

1

Способности и профессиональный выбор.

1

21

Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности

22

1

Профориентационная игра «Три судьбы»

1

Профориентационная игра «Перекресток»

23

24

Профессиональная пригодность.

1

1

Урок-экскурсия

1

1

25 Урок-экскурсия 26 27 Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования Урок-экскурсия 1 28 1 Урок-экскурсия 29 1 Профессиональное образование в г. Нижний Тагил 30 Личный профессиональный план как элемент профессионального самоопределения 31 1 1 Урок-экскурсия 32 1 Урок-экскурсия 1 33 1 Защита творческих проектов «Личный профессиональный план» 34 Защита творческих проектов «Личный профессиональный план» 1 1

25

Урок-экскурсия

26

27

Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования

Урок-экскурсия

1

28

1

Урок-экскурсия

29

1

Профессиональное образование в г. Нижний Тагил

30

Личный профессиональный план как элемент профессионального самоопределения

31

1

1

Урок-экскурсия

32

1

Урок-экскурсия

1

33

1

Защита творческих проектов «Личный профессиональный план»

34

Защита творческих проектов «Личный профессиональный план»

1

1

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!