СТАЖИРОВКА «Система деятельности социального педагога в общеобразовательной школе»
Занятие 3: Профилактика аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении
Без здоровых детей у страны нет будущего Н.А. Назарбаев
«аддиктивное поведение»
- особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния (злоупотребление одним или несколькими веществами: алкоголь, наркотики, курение; увлечение азартными играми, в т. ч. компьютерными и т.д.).
Профилактика деструктивного поведения осуществляется через реализацию следующих программ:
- Программа профилактики аддиктивного поведения среди учащихся 1-11 классов «Здоровое поколение».
- Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья».
- Факультативный курс занятий для старшеклассников «Формирование ценностного отношения учащихся к семейной жизни».
- Программа «Основы профессионального самоопределения».
- Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь прекрасна!»
Программа профилактики аддиктивного поведения среди учащихся «Здоровое поколение»
Цель программы:
Создание условий для формирования осознанного и ответственного отношения учащихся к своему здоровью.
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся
- Формирование осознанного отношения учащихся к своему здоровью.
- Формирование у учащихся активной жизненной позиции.
- Просвещения учащихся о последствиях табакокурения, употребления алкоголя и ПАВ.
- Профилактика табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков среди обучающихся.
- Распространение форм профилактики аддиктивного поведения в социокультурной среде (учитель-ученик-семья).
- Максимальное использование школьных оздоровительных ресурсов для сохранения и укрепления здоровья школьников.
- Снижение уровня социальных девиаций в подростковой среде.
- Вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике аддиктивного поведения.
коррекционное
профилактическое
Направления
программы
просветительское
Нравственно-правовое
диагностическое
Физкультурно-оздоровительное
Деятельность ОУ по профилактике аддиктивного поведения
среди учащихся
Субъекты профилактики ОУ
взаимодействие
Муниципальные субъекты профилактики
ТКДН и ЗП:
Социально-реабилитационный центр «Островок надежды»
– разъяснительно-профилактические беседы с детьми и родителями
Учителя-предметники, классные руководители:
Администрация ОУ, психолого-педагогическая служба, педагоги доп. образования:
– учителя биологии, обществознания, права, истории, географии, КБЖ/ОБЖ, физической культуры (организация профилактической деятельности в рамках учебных занятий).
– заместитель директора по ПВ;
– заместитель директора по ВР;
– заведующий библиотекой;
– социальный педагог;
– педагог-психолог;
– школьный врач;
– классные руководители;
– родители учащихся .
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Грань»
Отделения полиции ММУ МВД России «Нижнетагильское»:
– профилактическая деятельность;
– привлечение к административной ответственности;
– посещение социально-неблагополучных семей
Родители, законные представители
Психологический центр «Виктория»
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Направления:
– просветительское;
– профилактическое;
– диагностическое;
– коррекционное;
– консультативное;
– посредническое.
Управление социальной защиты населения:
– беседы и консультации;
– посещение семей, ведущих асоциальный образ жизни.
Физкультурно-оздоровительный диспансер
Система работы
по профилактике аддиктивного поведения
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности
«Школа здоровья»
для учащихся 5-х классов
«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство». Франсуа Вольтер
Цель программы:
способствовать формированию активной жизненной позиции по вопросам укрепления и сохранения своего здоровья.
Задачи программы:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование у детей мотивации к ведению здорового образа жизни.
3. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью.
4. Профилактика вредных привычек.
Программа «Школа здоровья» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС).
Содержание программы
Учебно-тематический план курса
№
п/п
Тема урока
1
Количество часов
теор.
Что такое ЗОЖ?
2
прак.
1
Режим дня
3
4
Сон и здоровье
1
Рациональное питание – залог здоровья
1
5
1
Витамины – наши друзья
6
1
Витамины и здоровье
7
Гигиена
8
9
Болезни грязных рук
1
1
10
Активный образ жизни
1
1
Правила поведения на льду
1
11
Эти вредные привычки
12
1
Суд над сигаретой
13
Культура здоровья рождается в семье (как в семье поддерживается и укрепляется здоровье)
14
15
Социальная реклама «Мы выбираем ЗОЖ!»
1
1
Просмотр фильма о вреде табакокурения
16
«Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!»
17
1
Человек и медицина
18
1
1
1
Физкультминутки и гимнастика
19
Закаливание в домашних условиях
20
1
1
Солнечные ванны
21
1
Сохранение здоровья и профилактика заболеваний.
1
22
23
Профилактика гриппа и ОРВИ.
24
Лекарственная аптека
1
Безопасное поведение
1
25
1
Безопасное поведение
26
27
Безопасное поведение на железной дороге
Безопасное поведение на дороге
28
1
1
Травматизм и его профилактика
29
1
Экология и человек
30
1
31
Экология и человек
1
Компьютер: друг или враг?
32
Телевизор и здоровье
33
1
Здоровье и эмоции
34
1
Здоровье и эмоции
1
1
1
Формирование ценностного отношения старшеклассников к браку, семейной жизни и ответственному родительству
СОЖИТЕЛЬСТВО И ВНЕБРАЧНАЯ РОЖДАЕМОСТЬ
УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАЗВОДОВ
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ РОЖДАЕМОСТИ
СЕМЬЯ
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ
Курс занятий для старшеклассников «Формирование ценностного отношения учащихся к семейной жизни»
Цель курса: формирование эмоциональной, умственной и психологической готовности учащихся 17-18 лет к созданию брачно-семейных отношений, направленной на осознанное принятие учащимися ценностей семьи, повышение культуры семейных отношений и нравственной воспитанности, формирование жизненно необходимых знаний и умений.
Основные направления курса:
- Общесоциальное ,
- Этическое,
- Правовое,
- Психологическое,
- Гигиеническое,
- Педагогическое,
- Хозяйственно-экономическое,
- Эстетическое
Личностно - деятельностный подход
Активные методы обучения
мозговой штурм
дискуссии, круглые столы
имитационные упражнения, разыгрывание ролей, деловые игры
дебаты
проблемная лекция
анализ конкретных ситуаций
Программа курса
I. Межличностные отношения
1. Любовь – высшее человеческое чувство.
II. Брак и семья
1. Семья, ее цель и функции.
2. Любовь и влюбленность.
2. Традиционная и современная семья, проблемы современной семьи.
3. Трансформация института семьи.
«Ранние браки: за или против» – дебаты.
4. Планирование бюджета семьи.
5. Ролевая структура семьи и распределение хозяйственно-бытовых функций.
6. Супружеская совместимость.
7. Кризисы семейных отношений.
8. Способы разрешения семейных конфликтов.
9. Гражданский брак: за или против?
III. Права и обязанности супругов
1. Права и обязанности супругов.
IV. Гигиена пола
2. Брачный договор: за или против?
1. Влияние употребления спиртных и наркотических веществ на репродуктивную функцию человека.
V. Подведение итогов
2. Венерические заболевания и их последствия.
1. Коллаж «Моя будущая семья».
2. Контрольная работа.
3. Последствия ранних половых связей, предупреждение абортов (занятие для девушек).
4.Телегония «Закон Ритта» - закон о передаче наследственных признаков
Диагностические методики:
1. Тест-карта оценки уровня готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда.
2. Методика «Оценка старшеклассником себя как будущего семьянина» С.В. Ковалевского - модифицированный вариант «неоконченное предложение», направленная на выявление более подробных данных об учащемся и его семье, его неприязненном отношении к чему-либо и предпочтениях.
3. Анкета по выявлению характера отношения учащегося к семейной жизни и выбору спутника жизни.
4. Тест В.И. Чередниченко «Что вас ждет в семейной жизни?».
5 . Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
6 . Диагностика уровня эмпатийных способностей (автор В.В. Бойко).
7. Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях (Емельянов С.М.).
Программа «Основы профессионального самоопределения»
Выбор профессии — ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ , совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, человек выбирает и образ жизни.
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей исследование своих личностных особенностей и получение знаний о мире профессий
Задачи программы:
- Изучение специфики профессиональных предпочтений учащихся.
- Повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
- Формирование положительного самовосприятия у обучающихся, осознание ими своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Обеспечение учащихся средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию.
- Формирование у подростков мотивов саморазвития, личностного роста.
- Способствовать профессиональному и личностному самоопределению обучающихся.
Содержание программы Учебно-тематический план курса
№
Тема урока
п/п
1
Количество
часов
теор.
Введение в профориентацию
2
3
Классификация профессий.
1
прак.
1
Формула профессии
4
Интересы и выбор профессии
5
1
1
Интересы и выбор профессии. Методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
6
Темперамент и выбор профессии
7
8
1
Тип темперамента. Опросник Айзенка.
1
Склонности и профессиональная направленность.
9
1
Склонности и выбор профессии. Методика Л.А. Йовайши
10
1
Профессиональная направленность. «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов)
1
1
11
Защита творческих проектов «Профессия моей мечты»
12
Деловая игра «Все профессии нужны, все профессии важны»
13
14
1
Урок-экскурсия
Урок-экскурсия
15
1
1
Профессиональный тип личности
16
17
1
1
Профессиональный тип личности. Опросник Дж. Голланда
18
Деловая игра «Кадровый вопрос»
19
Способности и профессиональный выбор.
1
20
1
Способности и профессиональный выбор.
1
21
Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности
22
1
Профориентационная игра «Три судьбы»
1
Профориентационная игра «Перекресток»
23
24
Профессиональная пригодность.
1
1
Урок-экскурсия
1
1
25
Урок-экскурсия
26
27
Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования
Урок-экскурсия
1
28
1
Урок-экскурсия
29
1
Профессиональное образование в г. Нижний Тагил
30
Личный профессиональный план как элемент профессионального самоопределения
31
1
1
Урок-экскурсия
32
1
Урок-экскурсия
1
33
1
Защита творческих проектов «Личный профессиональный план»
34
Защита творческих проектов «Личный профессиональный план»
1
1
Спасибо
за внимание!