СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика аутоагрессивного поведения подростков.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика аутоагрессивного поведения подростков. Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика аутоагрессивного поведения подростков.»

Работа педагога-психолога по профилактике аутоагрессивного поведения в ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

За последние два года результаты мониторинга в нашем техникуме показали, что увеличилось число детей с повышенной тревожностью, с низкой самооценкой, с низкой учебной мотивацией. С такими детьми я провожу целенаправленную психолого-педагогическая работу по устранению таких признаков как стресс, депрессивное состояние, высокая тревожность и т.д. Поэтому по профилактике суицидального поведения социально-психологической службой была разработана профилактическая программа. Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних. Поставленная цель достигается за счет решения следующих задач:

- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;

- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска; - сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

Основными целями и задачами работы педагога-психолога в техникуме являются: Формирование у обучающихся позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.

5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Основными направлениями деятельности являются:

1. Работа с детьми.

2. Работа с семьями.

3. Работа с родителями.

4. Работа с педагогами.

Формы работы:

1. Диагностическая

2. Профилактическая

3. Просветительская

4. Консультирование

5. Коррекция

Работа с учащимися.

Ц е л ь - повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению трудностей.

При работе с детьми сначала проводится первичная диагностика суицидального поведения подростков, потом групповые, индивидуальные работы с детьми с выявленной проблемой. В течение года диагностика проводится несколько раз и ведется мониторинг развития психического состояния учащегося.

При выборе пакета методик я использую опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, и метод незаконченные предложения НСВ-10, проводится еще методика на выявление депрессивных состояний учащихся Шкала Зунге, тест тревожности Спилберга-Ханина.

Опросник Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Метод незаконченные предложения НСВ-10 является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Тест включает 25 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 3 группы. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Методика Шкала Зунге - тест для самооценки депрессии. Он позволяет оценить уровень депрессии и определить степень депрессивного расстройства. В тестировании учитывается 20 факторов, которые определяют четыре уровня депрессии. В тесте присутствуют десять позитивно сформулированных и десять негативно сформулированных вопросов. Каждый вопрос оценивается по шкале от 1 до 4 (на основе этих ответов: «никогда», «иногда», «часто», «постоянно»).

После проведения диагностики, результаты доводятся до сведения родителей (просветительская работа, рекомендации, памятки), кураторов, мастеров п/о и преподавателей предметников, которые работают с этими обучащимися (просветительская работа, ознакомление с результатами учащихся, рекомендации, памятки).

Индивидуальная работа с несовершеннолетним:

1. Проведение первичной диагностики.

2. Проведение индивидуальных психологических занятий.

3. Выявление межличностных отношений со сверстниками .

4. Проведение индивидуальных и групповых занятий совместно с куратором на темы: «Урок самопознания и откровенности», «Жизненные ценности» (приложение).

5. Привлечение обучающегося к внеурочным занятиям.

6. Привлечение к общественно-полезным делам (дежурство в классе, по техникуму, разовые поручения).

Работа с педагогическим коллективом:

1. Выявление трудностей кураторов и мастеров п/о по предупреждению суицидального поведения ребенка.

2. Определение показателей, критериев и уровня готовности кураторов и мастеров п/о к осуществлению деятельности по предупреждению аутоагрессивного поведения.

3. Выявление условий, обеспечивающих эффективность деятельности кураторов и мастеров п/о по предупреждению суицидального поведения.

4. Проведение диагностики по выявлению суицидального поведения учащегося;

5. Организация методический семинар «Предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних. Индивидуальный подход к учащимся с суицидальными наклонностями в процессе обучения и воспитания».

6. Повышение уровня мотивации кураторов, мастеров п/о и педагогов к организации деятельности по предупреждению суицидального поведенияобучающихся. Повышение уровня профессиональных знаний и умений по организации работы кураторов и мастеров п/о и преподавателей предметников с обучащимися имеющими суицидальное поведение, и их родителями.

7. Создание в ОУ оптимальных условий для работы кураторов, мастеров п/о и преподавателей предметников с обучащимися, имеющими суицидальное поведение, и их родителями.

8. Разработка единой стратегии совместной работы социально-психологической службы и педагогов в целях совершенствования деятельности по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних с учетом возможностей и специфики учебных предметов и рекомендации по ведению беседы при работе с подростками, склонными к суицидальному поведению .

9. Составление индивидуального плана по профилактике аутоагрессивного поведения данного обучающегося социально-психологической службой.

10. Составление индивидуального плана работы кураторов и мастеров п/о с обучащимся и его родителями с учетом рекомендаций социально-психологической службы.

11. Информирование о данной проблеме психиатра районной больницы.

При работе с педагогами стремлюсь к решению следующих задач:

1. ознакомить педагогов с теоретическими аспектами проблемы аутоагрессивного поведения детей и подростков и использование информации в работе;

2. формировать преставлений о методах своевременного выявления обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в незамедлительной помощи (защите, экстренной помощи, обеспечении безопасности, снятии стрессового состояния); 3. расширить знаний педагогов о возрастных особенностях обучающегося на разных ступенях обучения с целью своевременной профилактики и эффективного решения 7 проблем, возникающих в психическом состоянии, межличностном общении в классном коллективе и социуме, развитии и обучении;

4. формировать компетенций педагогов, обеспечивающих деятельность по улучшению детско-родительских отношений.

Работа с родителями:

1. Консультации по ведению беседы с обучающимися, склонными к суицидальному поведению .

2. Выявление детско-родительских отношений .

3. Проведение индивидуальных бесед на темы: «Проблема взаимоотношении ̆ между родителями и детьми», «Как строить доверительные отношения между родителем и ребенком».

4. Подборка журналов, дополнительной литературы по проблеме и обсуждение данной проблемы.

5. Проведение беседы совместно с обучающимся на тему: «Барьеры в отношениях».

При работе с родителями стремлюсь к решению следующих задач:

1. расширить знания родителей о причинах, признаках и характере детского и подросткового суицида;

2. способствовать переоценке взаимоотношений с детьми;

3. формировать уважение к личности ребенка и пониманию его проблем