Отчет о работе по профилактике безнадзорности, правонарушений и социальной защите детей за 2016-2017 учебный год.
Формула человеческого счастья во многом связана с тем, насколько в нем развита способность к гармоничному встраиванию цели личной жизни в человеческий смысл жизни. На этом пути развивающийся человек больше всего нуждается в педагогической поддержке, и любой педагогический успех в этом направлении – не что иное, как преодоление бесконечных противоречий между индивидуализацией и социализацией личности.
Главная цель работы социального педагога в школе – это быть посредником между личностью обучающегося и школой, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомств и административных органов.
Главная из задач – создание благоприятных условий для развития и саморазвития ребенка.
Вторая задача – способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Третья задача – охрана прав ребенка.
Деятельность школы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и социальной защите детей строится в соответствии с законом РФ «Об образовании», Уставом школы. Школа:
выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принимает меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
Комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите обучающихся осуществляется под непосредственным руководством социального педагога. Определены основные направления деятельности социального педагога: Социальный педагог
С каждым учащимся «группы риска», проводит следующую работу:
• лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует его учебу
• информирует школу, семью о принятых мерах к "трудным" подросткам, стоящим на учете в ПДН
• выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовят материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних
• совместно с учителями, администрацией школы определяют меры индивидуального воздействия на "трудных", меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих ПАВ
• ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка, о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится
• посещает семьи и производит опрос родителей, других граждан по вопросам, связанным с воспитанием и защитой прав детей;
Система работы по профилактике безнадзорности, правонарушений
На учете в ПДН и на внутришкольном учете состоят в основном по неуспеваемости, пропускам уроков по неуважительной причине, за дисциплинарные нарушения 2 учащихся:
Возраст | на учёте в ПДН | на внутришкольном учёте |
на начало уч. года | на конец уч. года | на начало уч. года | на конец уч. года |
2015-16 | 2016-17 | 2015-16 | 2016-17 | 2015-16 | 2016-17 | 2015-16 | 2016-17 |
- 10 лет | | | | | 2 | | | |
- 11 лет | | | | | | | 2 | |
- 12 лет | | | | | | | | |
- 13 лет | 1 | | | | | | | |
- 14 лет | | 1 | 1 | | | | | |
- 15 лет | 1 | | | 1 | | 0 | | 1 |
- 16 лет | | | 1 | | | | | |
- 17 лет | | | | | | | | |
Всего | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 |
классные руководители каждый месяц сдают сведения о пропущенных уроках по неуважительной причине.
проводятся беседы с учеником, не посещающим уроки, как классным руководителем, так и социальным педагогом.
привлекается инспектор ПДН и участковый (оказывает помощь по исправлению несовершеннолетних, присутствует на советах по профилактике).
Действенной формой по профилактике безнадзорности и правонарушений являются Советы по профилактике, которые проводятся регулярно (не менее 9 раз в течение учебного года). Совет по профилактике правонарушений
проводит заседания, планирует и анализирует работу по профилактике школьной дезадаптации. Корректирует и осуществляет контроль за учащимися, периодически заслушивает отчеты классных руководителей, оказывает помощь ребятам по успеваемости, привлекает органы милиции в перевоспитании подростков. Осуществляется взаимосвязь учреждений района по работе с неблагополучными семьями. Классные руководители своевременно обращаются для рассмотрения дела того или иного учащегося на Совете, а его задача - именно профилактическая работа с ним и его родителями.
В качестве крайней меры воздействия к учащимся и родителям являются информационные письма в инспекцию и комиссию по делам несовершеннолетних. В 2016-2017 году переданы документы 2 учащихся и одной семьи.
ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ СОСТОЯЩИХ НА УЧЁТЕ
в 2016-2017г.
Вовлечение детей категории «трудные» во внеурочную досуговую, либо общественно - полезную деятельность остается особо важной проблемой. Так как в большинстве случаев эти дети из неблагополучных семей, они в большей степени предпочитают «улицу». В этом учебном году на внутришкольном учете состоит 1 учащийся Мышко Самуил, который совершенно не приспособлен к общественно-полезной деятельности. Это связано с неправильным воспитанием ребенка родителями. Но круг общения у этого мальчика - это хорошие ребята, которые смогли его заинтересовать баскетболом, футболом, музыкой. Подросток, состоящий на учете в ПДН, Эрюков Станислав предпочитает работать за деньги, так как воспитывается он в многодетной семье и продуктов на семью не хватает, тем более проживает он с сестрой, у которой своя семья и маленький ребенок. Из всей школы 90% учащихся охвачены кружковой деятельностью. 10% не охвачены кружковой деятельностью, это те учащиеся, которые слабо занимаются и не успевают посещать кружки.
10%
90%
2. Социальная защита учащихся, находящихся под опекой.
В 2016-2017 учебном году в школе обучалось 13 опекаемых детей. Все ребята проживают в семьях опекунов. Два раза в год (октябрь, апрель) совместно с опекой социальный педагог осуществляет контроль за воспитанием и обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием опекаемых, за выполнением опекунами их обязанностей. Особому контролю подлежит расходование денежного пособия, получаемого опекуном на опекаемого ребенка.
Таких детей опекаем и в школе, помогаем им наладить отношения с учителями и учениками. Дети повышенной нервозности, вспыльчивые и ранимые. Психологи обследовали детей и проводили работу с детьми повышенного риска. Было проведено совместное собрание органами соцзащиты, опеки и приютом «Ручеек» для опекунов по теме «Безопасный интернет»
4.Социальная защита и помощь детям,
находящимся в социально-опасном положении.
Уже летом по акции «Помоги собраться в школу» оказано помощь 18 учащимся из малообеспеченных семей из нашей школы. В течение учебного года социальным педагогом, педагогом-психологом были проведены родительские собрания по темам: «Питание детей», «Синий Кит», «Поговорите со мной родители».
В течение учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учащихся по месяцам. Выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с классными руководителями. Социальный педагог посещал неблагополучные семьи.
А также в этом учебном году соцпедагогом и психологом было сделано 128 посещений семей, из них 6 неблагополучных семей (Мышко, Шмагины, Шалавины, Артемьевы, Погоновы), 3 семьи, которые состоят на учете в ПДН (Эрюковы,. Гайдуковы ,Алексеевы).Нами были отправлены информационные письма по семьям Эрюковых, Мышко, Артемьевых На семью Эрюковых за год было наложено 2 штрафа за неправильное воспитание детей.. Вызывалась дежурная милиция по семьям Шмагиным и Шалавиным. Обращалась за помощью в ПДН по семье Кудриной, где мама бросила дочь, ученицу 8 класса на бабушку, а сама ни разу не появлялась в школе. У Артемьевой забрали ребенка в приют, а мама прошла лечение в больнице. 1 июня ребенок был возвращен после устройства Артемьевой Н.П на работу.
При работе с семьёй ставились следующие задачи:
1.Сбор и накопление информации о многодетных и социально незащищённых семьях;
2.Обеспечение пособиями, питанием и материальной помощью детей из многодетных семей;
3. Помощь в преодолении негативных явлений в семье.
Для выявления и оказания своевременной помощи детям из социально незащищенных семей на начало года были разработаны критерии социального паспорта класса.
По сравнению с прошлым учебным годом количество учащихся из многодетных семей увеличилось. Увеличилось количество учащихся из неполных семей. Все эти учащиеся нуждаются в особом подходе. Поддержке. Заботе со стороны школы. Рост неполных семей – это проблема, которая резко появилась в школе в последнее время. Это социальная реальность, которая ждет помощи. Большая доля ответственности за процесс социального формирования ребенка, а также его личностное и психологическое развитие лежит на родителях.
Во многих случаях одинокий родитель не может помочь ребенку. Не находит взаимопонимания. Этого коснулись в этом году многодетные семьи, где родители развелись.(Мышко, Шариповы, Ярыгины) На помощь приходила школа. Оказывалась поддержка детям, оказавшимся в непонятной ситуации, которые не знали, на чьей стороне им остаться, быть с матерью или с отцом. Результаты могут проявляться в различных аспектах:
- В том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, ощущает ли он свою безопасность и защищенность;
- В улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
- В осознании родителем значимости своей родительской деятельности, появлении родительской ответственности;
- В оптимистическом взгляде родителей и семейных проблем.
Предупредительно-профилактическая деятельность социальной работы школы велась в контакте с муниципальными органами, с инспекцией ПДН, с учреждениями дополнительного образования, спорта, здравоохранения и правоохранительными организациями, но не всегда оказывалась. В течение года были проведены следующие профилактические беседы и классные часы: «Вредные привычки», «Курить – здоровью вредить», «Школа не терпит безобразия», « Каждый человек достоин уважения», «Обиду умей прощать», «Доброта спасет мир», «Мое будущее», «Защити себя», «Красота спасет мир», «Что я стою», «Болезнь века», «Пьянству бой» «Безопасность интернета» «Коллектив или семья» и другие. Индивидуальные беседы с ребятами.
Профилактическая работа призвана объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, психологической службы школы в создании системы работы по профилактике безнадзорности. Наркомании и правонарушений в школе; координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми. На выездной комиссии по делам несовершеннолетних в 2016-17 учебном году было рассмотрены дела в отношении следующих учащихся (Кокорев, Етиревская, Бобров, Мышко, Эрюков) Эти дети проявляют агрессивность по отношению к сверстникам, могут прогулять уроки без уважительной причины, становятся причиной конфликтов во школьное и внешкольное время. В течение учебного года ежеквартально проводились административные совещания по «трудным» детям. Проводилось 10 заседаний Советы Профилактики, где рассматривалось поведения учащихся. Школа стремится вникнуть во все детали с единственной целью – направить ребёнка по правильному пути.
Социальный педагог и психолог работали по теме «Девиантное поведение детей». Мы изучали 10 ребят из разных классов с девиантным поведением. Девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали. Причины поведения у детей разные. Это группы антисоциальных норм, где отсутствует контроль со стороны родителей, влияние мира компьютерных игр, влияние образа жизни семьи и семейных отношений, нарушения в становлении, формировании и развитии личности, причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. Пытались изучить на уроке, вне урока, на улице и устранить проблемы, одному ребенку было назначено лечение медикаментозно. Пытались изменить социальную среду, организовать полезный вид деятельности и при посещении на дому давали рекомендации родителям по воспитанию ребенка.
Несмотря на отстаивание в учебе, значительная часть учащихся школы отличается трудолюбием, имеет достаточно четкие профессиональные намерения, владеет различными трудовыми навыками, стремится к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании. При индивидуальном подходе к ребёнку он способен выполнить определенную работу, что благотворно влияет на успеваемость учащегося.
В семье, где есть взаимное уважение и доверие, где люди любят и умеют трудиться, где каждый отвечает за что-то, вырастает человек, убежденный, что за свои поступки, плохие или хорошие, отвечает сам.
Целью работы психолого - социальной службы нашей школы является выявление и развитие способностей каждого учащегося, формирование свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы. Анализируя работу школы с детьми «группы риска» необходимо:
-Необходимость более четкой индивидуальной работы с неблагополучными семьями детей «группы риска»;
-Поиск новых подходов к таким родителям ввиду того, что они редко присутствуют на общих родительских собраниях и индивидуальных беседах.
В связи с этим в новом учебном году школе предстоит решать следующие задачи:
- Создавать условия для функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
- привлечь к сотрудничеству ПВД района с целью проведения правового всеобуча для учащихся школы и их родителей;
- Оказывать социальную и психоло-педагогическую. помощь детям в зависимости от сложностей, которые они будут испытывать.
Воспитать ребенка здоровым – значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Зафиксированы случаи курения учащихся с семилетнего возраста, ведь курение особенно опасно в молодом возрасте. В младшем школьном возрасте встречаются случаи курения. Основные задачи ранней профилактики курения среди детей 6-11 лет.
1.Формирование представления об основных системах организма человека и их функционировании.
2.Разъяснение полезного влияния физических упражнений и закаливания на организм человека и вредного влияния курения.
3.Разъяснение причин курения взрослых – однажды приобщившись к курению, человек совершает ошибку, а потом не может избавиться от этой привычки.
Соц. педагогом, психологом, учителями школы проводилась индивидуальная работа с детьми по борьбе с вредными привычками (курение, употребление спиртных напитков).
В течение учебного года в школе проводились беседы, лекции о вреде курения употребления спиртных напитков и наркотиков. Ежегодно с 16 лет проводится тестирование на употребление наркотиков. Остается лишь добавить, что такие акции, безусловно, нужны, ибо борьба с вредными привычками – это борьба за наше будущее. Она направлена на сохранение здоровья учащихся и полноценное развитие их.
С целью обеспечения сохранности здоровья обучающихся, в течение 2016-2017 учебного года ведется системный контроль за организацией работы по обеспечению учащихся питанием. Бесплатно питаются 64 человека.
Также можно отметить, что в 2016-2017 учебном году 15 детей побывают в санатории «Итиль» и лагерях.
Выводы:
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:
Увеличивается число опекаемых детей, детей из многодетных семей. К большому сожалению, каждым годом пополняется список детей из неполных семей.
Остается небольшое число детей «группы риска» и учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, ПДН (низкая успеваемость, пропуски уроков без уважительной причины). Данная категория детей требует повышенного внимания в работе социально – психологической службы.
Растёт число семей «социального риска» и неблагополучных семей, имеющих проблемы с воспитанием и обучением ребёнка Постоянно ведется профилактическая, просветительская работа с детьми и родителями «социального риска».
Из анализа работы можно сделать следующий вывод:
- необходимо продолжить работу снижению роста числа детей «группы риска» и семей «социального риска»;
- продолжать работу с семьями, имеющими проблемы с воспитанием и обучением ребенка в семье.
Определены цель, задачи на 2017-2018 учебный год:
Цель: Создавать условия для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения, обучающихся в школе, семье и социальном окружении.
Задачи:
1. Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
2. Организация своевременной, комплексной, личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся и родителям, а так же детям «группы риска», которые имеют проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально-опасном положении.
3. Осуществление делового партнерства по работе с семьями «социального риска» и детьми «группы риска» с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом опеки и попечительства, центром «Семья»
Социальный педагог: Корчакина Ж.В
Отчет о работе социального педагога
за 2016-2017 учебный год
8