Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская многопрофильная гимназия №15
имени В.А. Сухомлинского»
Доклад на тему:
"Профилактика травматизма среди
обучающихся"
Учитель Чумаченко С.И.
.
2020
Травмой (повреждением) называется результат внезапного воздействия на организм ребенка какого-либо фактора внешней среды, нарушающего анатомическую целостность тканей и протекающие в них физиологические процессы. Повреждения, повторяющиеся среди детей различных возрастных групп в аналогичных условиях, входят в понятие детского травматизма.
В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма:
бытовой,
уличный — транспортный и нетранспортный,
школьный (во время перемен, на уроках физкультуры, труда и т. п.),
cпортивный (при организованных занятиях и неорганизованном досуге),
прочий (учебно-производственный, сельскохозяйственный и др.).
Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70 — 75%.
К бытовому травматизму относят повреждения, полученные во время пребывания детей в квартире, коридоре, на лестничной площадке, во дворе дома и т. п. Бытовая травма чаще всего наблюдается у детей ясельного и дошкольного возраста и снижается в школьном возрасте. У грудных детей около трети всех повреждений составляют ожоги и около 20 % — переломы. Предупреждение несчастных случаев в быту зависит от взрослых, ухаживающих за ребенком. Правильная организация ухода, благоприятные условия окружающей обстановки являются важнейшими факторами предупреждения бытовой травмы.
За детьми ясельного возраста требуется усиленное наблюдение. Систематическая санитарно-просветительная работа среди родителей и работников детских яслей, ознакомление их с причинами травм и мерами профилактики могут в значительной степени снизить количество травм. Если травма произошла в детском учреждении, она должна быть предметом разбора и обсуждения.
Бытовые травмы у детей школьного возраста возникают в основном при падении, ударе о разные предметы. Количество ожогов уменьшается в связи с увеличением жизненного опыта ребенка. Ожоги в этом возрасте возникают в основном из-за плохого надзора и небрежности взрослых. Предупреждение травм в этой возрастной группе зависит от соблюдения взрослыми элементарных правил безопасности в быту (правильное хранение спичек, ядовитых жидкостей, осторожное обращение с электроприборами, сосудами с горячей жидкостью во время стирки и т. п.). У детей школьного возраста наряду с бытовой травмой начинает возрастать частота уличной травмы.
Уличный нетранспортный травматизм обусловлен в основном несоблюдением детьми правил поведения на улице. С целью предупреждения этого вида травматизма необходимо правильно организовать досуг детей, шире использовать в школе комнаты продленного дня, детские комнаты и площадки при домоуправлениях с привлечением общественников, детские отделения при клубах, домах пионеров и др.
Уличная транспортная травма является самой тяжелой и в связи с увеличением интенсивности движения на дорогах городов и поселков не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может принесли к инвалидности или даже гибели ребенка. Основными причинами детского транспортного травматизма являются: безнадзорность детей, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движения, иногда несоблюдение правил движения водителями транспорта, игра на проезжей части улицы и др. В целях предупреждения этих самых тяжелых повреждений необходимо проводить специальные занятия по изучению правил уличного движения среди детей и школьного возраста, шире организовывать детские автодромы при парках, проводить разъяснительную работу среди родителей.
Школьный травматизм: Среди школьников 80% повреждений происходят во время перемен. Они обусловлены в основном нарушением правил поведения, поэтому усиление надзора за учащимися во время перемен со стороны учителей является основным способом предупреждения несчастных случаев, возникающих в школе и самоконтроль поведения ребят.
Несчастные случаи, происходящие во время уроков физкультуры, тренировок требуют особого внимания, поскольку большую роль в возникновении этих травм играет недостаточная организация «страховки», особенно во время упражнений на снарядах и при прыжках. Для профилактики травмы на уроках физкультуры и тренировках необходимо обучить детей правилам падения, лучше организовывать «страховку» во время гимнастических упражнений, обеспечить школы доброкачественным спортивным инвентарем с учетом возрастных групп, содержать в порядке физкультурные помещения.
Для предупреждения повреждений при организованных спортивных занятиях на улице, во дворе необходимо увеличить число детских мест для игры в футбол, волейбол, хоккей, для катания на коньках и др.
В учебном плане школ предусмотрено трудовое обучение учащихся всех классов. С целью повышения безопасности труда учащихся необходимо заботиться об исправности инструментов и оборудования, обучить правильным приемам обращения с ними, выработать навыки, исключающие учебно-производственный травматизм.
Среди прочих видов травм следует упомянуть о несчастных случаях, происходящих вследствие манипуляций со взрывоопасными предметами.
Профилактика травматизма детей и подростков | |
Во время каникул (особенно летних), по статистике количество травм, получаемых детьми, резко увеличивается. Не последнее место в классификации детского травматизма занимает так называемый школьный травматизм. Давайте поговорим о самых распространенных причинах школьного травматизма, первой помощи и о том, что можно предпринять, чтобы уберечь ребенка от травмы. Травмой – называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванного внезапным внешним воздействием. Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.д.) Причины травм: 1) Беспечность взрослых - когда взрослый человек считает, что ничего страшного не произойдет. В присутствии взрослых произошло 98,7% автотравм. В 78,9% случаев дети получают травмы дома. 2) Халатность взрослых – невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами или родителями своих обязанностей 3) Недисциплинированность детей (более 25% случаев ) 4) Несчастные случаи – непредвиденные события, когда никто не виноват (2%) 5) Убийства (4,5%) – чаще страдают дети до 1 года. 6) Самоубийства (5%) - чаще подростки с 10 – 15 лет. 7) Прочие причины (10% случаев) Дети получают травмы, во-первых, в силу своих эмоционально-психологических особенностей. С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с другой — еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих. Во-вторых, современные дети в большинстве своем физически недостаточно развиты: страдают координация движений и владение своим телом. Сегодня дети предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В распорядке их дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе, которые так необходимы для нормального физического развития ребенка. Различают 4 группы детского травматизма: 1) Бытовой. 2) Уличный 3) Спортивный 4) Школьный Бытовые травмы у детей дошкольного возраста возникают в основном при падении, ударе о разные предметы. Количество ожогов уменьшается в связи с увеличением жизненного опыта ребенка. Ожоги в этом возрасте возникают в основном из-за плохого надзора и небрежности взрослых. Предупреждение травм в этой возрастной группе зависит от соблюдения взрослыми элементарных правил безопасности в быту (правильное хранение спичек, ядовитых жидкостей, осторожное обращение с электроприборами, сосудами с горячей жидкостью во время стирки и т. п.). Соответствующая разъяснительная работа с родителями и воспитателями детских садов ведет к уменьшению несчастных случаев в этой группе детей. У детей школьного возраста наряду с бытовой травмой начинает возрастать частота уличной травмы. Уличный нетранспортный травматизм обусловлен в основном несоблюдением детьми правил поведения на улице. С целью предупреждения этого вида травматизма необходимо правильно организовать досуг детей, шире использовать в школе комнаты продленного дня, детские комнаты и площадки при домоуправлениях с привлечением общественников, детские отделения при клубах, домах пионеров и др. Уличная транспортная травма является самой тяжелой и в связи с увеличением интенсивности движения на дорогах городов и поселков не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может привести к инвалидности или даже гибели ребенка. Основными причинами детского транспортного травматизма являются безнадзорность детей, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движения, иногда несоблюдение правил движения водителями транспорта, игра на проезжей части улицы и др. В целях предупреждения этих самых тяжелых повреждений необходимо проводить специальные занятия по изучению правил уличного движения среди детей дошкольного и школьного возраста, шире организовывать детские автодромы при парках, проводить разъяснительную работу среди родителей, учителей, воспитателей детских садов. При спортивном травматизме подавляющее большинство травм, полученных детьми, связано с нарушением техники безопасности. Поэтому перед тем, как выбрать спортивную секцию для ребенка, определить любимое чадо в спортивную школу, отправить на воркаут-площадку или отпустить на прогулку, где предполагаются занятия спортом, оцените место проведения занятий и объясните ребенку правила поведения. Это позволит избежать многих проблем в будущем. А еще позаботьтесь о подходящей экипировке: качественные детские кроссовки для футбола помогут уберечь юного футболиста от травм. Известно, что любая травма у ребенка – это стресс для его родителей. Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. В большинстве случаев школьники травмируются в результате: Нарушения дисциплины (озорства, шалости и неосторожности). На уроках физкультуры: • Вследствие нарушений правил поведения в спортзалах и на спортивных площадках. • В результате бесконтрольности со стороны учителя физкультуры на его уроках или педагогов и обслуживающего персонала на переменах. • В случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории школы Для правильного представления о школьном травматизме и его профилактики следует учитывать 3 периода в жизни школьника: младший школьный возраст (7-10 лет), средний (11-14) и старший (14-16). В указанных возрастных группах дети отличаются своеобразными особенностями физического и психического развития. Школьники младшей возрастной группы. Им свойственна повышенная возбудимость, импульсивность и эмоциональность. Свою активность дети используют для игр, порой не безобидных шалостей, необдуманных поступков. У детей 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии. Происходит половое созревание, интенсивно протекают процессы роста и развития. У них вырабатывается характер, внутренняя свобода, раскованность волевые качества. В возрасте 15-17 лет подростки порой переоцениваю свои возможности. Появляется повышенный интерес к мужеству, героизму и всякого рода приключениям. В этом возрасте у некоторых появляется желание мастерить огнестрельное оружие – самопалы. Это очень опасное занятие, которое не редко приводит к тяжелым травмам и даже трагическим последствиям. Профилактика травматизма: • Беседы медицинского работника школы с учащимися. • Беседы с родителями на родительских собраниях о необходимости детей соблюдения правил поведения в школе. • Классные часы с учащимися по темам «Спорт – это жизнь», «Культура поведения в школе» и др. • Оформление в классах уголков по профилактике детского травматизма. Жизнь и здоровье детей – самое ценное для каждого человека. Не позволяйте несчастным случаям и травмам причинить вашим детям. Будьте здоровы!!! |