СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика детского травматизма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа дает хараетеристику детских травм и способы их предупреждения. Рекомендуется классному руководителю при работе с родителями и родителям при организации досуга детей.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика детского травматизма»




Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Стахановская многопрофильная гимназия №15

имени В.А. Сухомлинского»











Доклад на тему:

"Профилактика травматизма среди

обучающихся"












Учитель Чумаченко С.И.





.



2020




Травмой (повреждением) называется результат внезапного воздействия на организм ребенка какого-либо фактора внешней среды, нарушающего анатомическую целостность тканей и протекающие в них физиологические процессы. Повреждения, повторяющиеся среди детей различных воз­растных групп в аналогичных условиях, входят в понятие детского травматизма.

В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма:

  • бытовой, 

  • уличный — транспортный и нетранспортный, 

  • школьный (во время перемен, на уроках физкультуры, труда и т. п.), 

  • cпортивный (при организованных за­нятиях и неорганизованном досуге), 

  • прочий (учебно-производственный, сельскохозяйственный и др.).

Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70 — 75%.

К бытовому травматизму относят повреждения, полученные во время пребывания детей в квартире, коридоре, на лестничной площадке, во дворе дома и т. п. Бытовая травма чаще всего наблюдается у детей ясельного и дошкольного возраста и снижается в школьном возрасте. У грудных де­тей около трети всех повреждений составляют ожоги и около 20 % — пере­ломы. Предупреждение несчастных случаев в быту зависит от взрослых, ухаживающих за ребенком. Правильная организация ухода, благоприятные условия окружающей обстановки являются важнейшими факторами пред­упреждения бытовой травмы.

За детьми ясельного возраста требуется усиленное наблюдение. Систе­матическая санитарно-просветительная работа среди родителей и работни­ков детских яслей, ознакомление их с причинами травм и мерами профи­лактики могут в значительной степени снизить количество травм. Если травма произошла в детском учреждении, она должна быть предметом разбора и обсуждения.

Бытовые травмы у детей школьного возраста возникают в основном при падении, ударе о разные предметы. Количество ожогов уменьшается в связи с увеличением жизненного опыта ребенка. Ожоги в этом возрасте возникают в основном из-за плохого надзора и небрежности взрослых. Предупреждение травм в этой возрастной группе зависит от соблюдения взрослыми элементарных правил безопасности в быту (правильное хране­ние спичек, ядовитых жидкостей, осторожное обращение с электроприбора­ми, сосудами с горячей жидкостью во время стирки и т. п.). У детей школьного возраста наряду с бытовой травмой начинает возрастать часто­та уличной травмы.

Уличный нетранспортный травматизм обусловлен в основном несоблю­дением детьми правил поведения на улице. С целью предупреждения этого вида травматизма необходимо правильно организовать досуг детей, шире использовать в школе комнаты продленного дня, детские комнаты и пло­щадки при домоуправлениях с привлечением общественников, детские от­деления при клубах, домах пионеров и др.

Уличная транспортная травма является самой тяжелой и в связи с уве­личением интенсивности движения на дорогах городов и поселков не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может принесли к инвалидности или даже гибели ребенка. Основными причинами детского транспортного травматизма являются: безнадзорность детей, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движения, иногда несоблюдение правил движения водителями транспорта, игра на проезжей части улицы и др. В целях пред­упреждения этих самых тяжелых повреждений необходимо проводить спе­циальные занятия по изучению правил уличного движения среди детей и школьного возраста, шире организовывать детские авто­дромы при парках, проводить разъяснительную работу среди родителей.

Школьный травматизм: Среди школьников 80% повреждений происходят во время перемен. Они обусловлены в основном нарушением правил поведения, поэтому уси­ление надзора за учащимися во время перемен со стороны учителей являет­ся основным способом предупреждения несчастных случаев, возникающих в школе и самоконтроль поведения ребят.

Несчастные случаи, происходящие во время уроков физкультуры, тренировок тре­буют особого внимания, поскольку большую роль в возникновении этих травм играет недостаточная организация «страховки», особенно во время упражнений на снарядах и при прыжках. Для профилактики травмы на уро­ках физкультуры и тренировках необходимо обучить детей правилам падения, лучше организовывать «страховку» во время гимнастических упражнений, обеспечить школы доброкачественным спортивным инвентарем с учетом возрастных групп, содержать в порядке физкультурные помещения.

Для предупреждения повреждений при организованных спортивных за­нятиях на улице, во дворе необходимо увеличить число детских мест для игры в футбол, волейбол, хоккей, для катания на коньках и др.

В учебном плане школ предусмотрено трудовое обучение учащихся всех классов. С целью повышения безопасности труда учащихся необходи­мо заботиться об исправности инструментов и оборудования, обучить пра­вильным приемам обращения с ними, выработать навыки, исключающие учебно-производственный травматизм.

Среди прочих видов травм следует упомянуть о несчастных случаях, происходящих вследствие манипуляций со взрывоопасными предметами.









Профилактика травматизма детей и подростков


   Во время каникул (особенно летних), по статистике количество травм, получаемых детьми, резко увеличивается. Не последнее место в классификации детского травматизма занимает так называемый школьный травматизм. Давайте поговорим о самых распространенных причинах школьного травматизма, первой помощи и о том, что можно предпринять, чтобы уберечь ребенка от травмы. 
   Травмой – называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванного внезапным внешним воздействием. 
    
   Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.д.) 
   Причины травм: 
    1) Беспечность взрослых - когда взрослый человек считает, что ничего страшного не произойдет. В присутствии взрослых произошло 98,7% автотравм. 
    В 78,9% случаев дети получают травмы дома. 
    2) Халатность взрослых – невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами или родителями своих обязанностей 
    3) Недисциплинированность детей (более 25% случаев ) 
    4) Несчастные случаи – непредвиденные события, когда никто не виноват (2%) 
    5) Убийства (4,5%) – чаще страдают дети до 1 года. 
    6) Самоубийства (5%) - чаще подростки с 10 – 15 лет. 
    7) Прочие причины (10% случаев) 
    Дети получают травмы, во-первых, в силу своих эмоционально-психологических особенностей. С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с другой — еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих. 
    Во-вторых, современные дети в большинстве своем физически недостаточно развиты: страдают координация движений и владение своим телом. Сегодня дети предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В распорядке их дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе, которые так необходимы для нормального физического развития ребенка. 
    Различают 4 группы детского травматизма: 
   1) Бытовой. 
   2) Уличный 
   3) Спортивный 
   4) Школьный 
    Бытовые травмы у детей дошкольного возраста возникают в основном при падении, ударе о разные предметы. Количество ожогов уменьшается в связи с увеличением жизненного опыта ребенка. Ожоги в этом возрасте возникают в основном из-за плохого надзора и небрежности взрослых. Предупреждение травм в этой возрастной группе зависит от соблюдения взрослыми элементарных правил безопасности в быту (правильное хранение спичек, ядовитых жидкостей, осторожное обращение с электроприбора­ми, сосудами с горячей жидкостью во время стирки и т. п.). Соответствующая разъяснительная работа с родителями и воспитателями детских садов ведет к уменьшению несчастных случаев в этой группе детей. У детей школьного возраста наряду с бытовой травмой начинает возрастать часто­та уличной травмы. 
    Уличный нетранспортный травматизм обусловлен в основном несоблюдением детьми правил поведения на улице. С целью предупреждения этого вида травматизма необходимо правильно организовать досуг детей, шире использовать в школе комнаты продленного дня, детские комнаты и площадки при домоуправлениях с привлечением общественников, детские от­деления при клубах, домах пионеров и др. 
   Уличная транспортная травма является самой тяжелой и в связи с увеличением интенсивности движения на дорогах городов и поселков не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может привести к инвалидности или даже гибели ребенка. Основными причинами детского транспортного травматизма являются безнадзорность детей, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движения, иногда несоблюдение правил движения водителями транспорта, игра на проезжей части улицы и др. В целях предупреждения этих самых тяжелых повреждений необходимо проводить специальные занятия по изучению правил уличного движения среди детей дошкольного и школьного возраста, шире организовывать детские автодромы при парках, проводить разъяснительную работу среди родителей, учителей, воспитателей детских садов. 
    При спортивном травматизме подавляющее большинство травм, полученных детьми, связано с нарушением техники безопасности. Поэтому перед тем, как выбрать спортивную секцию для ребенка, определить любимое чадо в спортивную школу, отправить на воркаут-площадку или отпустить на прогулку, где предполагаются занятия спортом, оцените место проведения занятий и объясните ребенку правила поведения. Это позволит избежать многих проблем в будущем. А еще позаботьтесь о подходящей экипировке: качественные детские кроссовки для футбола помогут уберечь юного футболиста от травм. 
    Известно, что любая травма у ребенка – это стресс для его родителей. Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. 
    В большинстве случаев школьники травмируются в результате: 
   Нарушения дисциплины (озорства, шалости и неосторожности). 
   На уроках физкультуры: 
   • Вследствие нарушений правил поведения в спортзалах и на спортивных площадках. 
   • В результате бесконтрольности со стороны учителя физкультуры на его уроках или педагогов и обслуживающего персонала на переменах. 
   • В случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории школы 
    Для правильного представления о школьном травматизме и его профилактики следует учитывать 3 периода в жизни школьника: младший школьный возраст (7-10 лет), средний (11-14) и старший (14-16). В указанных возрастных группах дети отличаются своеобразными особенностями физического и психического развития. 
    Школьники младшей возрастной группы. Им свойственна повышенная возбудимость, импульсивность и эмоциональность. Свою активность дети используют для игр, порой не безобидных шалостей, необдуманных поступков. 
    У детей 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии. Происходит половое созревание, интенсивно протекают процессы роста и развития. У них вырабатывается характер, внутренняя свобода, раскованность волевые качества. 
    В возрасте 15-17 лет подростки порой переоцениваю свои возможности. Появляется повышенный интерес к мужеству, героизму и всякого рода приключениям. В этом возрасте у некоторых появляется желание мастерить огнестрельное оружие – самопалы. Это очень опасное занятие, которое не редко приводит к тяжелым травмам и даже трагическим последствиям. 
    Профилактика травматизма: 
   • Беседы медицинского работника школы с учащимися. 
   • Беседы с родителями на родительских собраниях о необходимости детей соблюдения правил поведения в школе. 
   • Классные часы с учащимися по темам «Спорт – это жизнь», «Культура поведения в школе» и др. 
   • Оформление в классах уголков по профилактике детского травматизма. 
    
   Жизнь и здоровье детей – самое ценное для каждого человека. 
    
   Не позволяйте несчастным случаям и травмам причинить вашим детям. 
    
   Будьте здоровы!!!