Письмо и чтение – база, необходимая для обучения в школе. Чтобы предупредить различные нарушения письменной речи, следует уделить внимание профилактике дисграфии у дошкольников. Специальные упражнения, игры и задания помогут избежать стойких ошибок в письме.
ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ?
Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:
замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д; неправильное окончание слов;
слитное написание предлогов; отсутствие отступов;
«зеркальное» письмо;
неразборчивый почерк и ряд других.
При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее:
какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова; сколько всего звуков в слове;
какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);
каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.
Отсутствие данных умений у ребёнка, поступающего в школу, является предпосылкой для возникновения у него, во время школьного обучения, дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза. Единственно правильный путь "борьбы" с данной формой речевой патологии – выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте.
КАК УЗНАТЬ, ЕСТЬ ЛИ НАРУШЕНИЯ У РЕБЕНКА?
Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога. Ребенка просят написать небольшой диктант,
переписать текст из книги, описать картинку, почитать. Специалист оценивает характер ошибок и исходя из возраста определяет или не определяет расстройство.
КОГДА НУЖНА ПРОФИЛАКТИКА?
Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью. Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:
дети с логопедическими проблемами; дети с СДВГ;
дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.
ПРОФИЛАКТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ДИСГРАФИИ
Дисграфию не рассматривают как самостоятельное нарушение. Ей почти всегда сопутствуют различные неврологические расстройства, патологии зрительного, слухового, двигательного и речевого анализатора. В зависимости от преобладающей причины определяют вид дисграфии: