Профилактика экстремизма
Педагог- психолог Эбзеева Э.Б.
МКОУ КГО « СОШ №5 им. С.К. Магометова» г. Карачаевска
в настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни.
Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом.
Вышеперечисленные факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, начинают появляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через экстремизм и терроризм
В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
Молодежь должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
Однако именно подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме.
Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных молодежных групп и объединений, среди которых особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности. Эти объединения способствуют формированию у молодых людей установок, отрицающих.
Поэтому в образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизма. Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия «экстремизм».
Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов. Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В МКОУ КГО СОШ № 5 обучаются дети разных национальностей: карачаевцы, русские, черкесы, татары, осетины ,ногайцы и др. Поэтому работа по профилактике экстремизма в школе строится следующим:
- совместные мероприятия для учащихся (конкурсы «Моя родословная», «Традиции семьи» и др., де учащиеся знакомят своих сверстников с трудовыми, культурными традициями своей семьи в виде рассказов, презентации: «Греки», «Осетины» и т.д.
- для 1-4 классов разработаны мероприятия , педагогом- психологом на тему: «Добро и зло или твой нравственный выбор». Конкурс сочинений «Война глазами детей»
- для 5-7 классов проходят внеклассные мероприятия «Формирование гражданского самосознания молодежи»,беседа педагог- психолога: «Что такое толерантность»
-8-10 классы совместно классные руководители и соц.педагог и психолог проводят акции «Профилактика экстремистских настроений среди молодежи», «Формирование основ толерантного сознания»
Особую роль в профилактике молодежного экстремизма отводится работе с ветеранами Великой Отечественной войны, учащиеся МКОУ КГО СОШ № 5 активно включились в эту работу.
Учащиеся школы, и учителя собирают информацию и воспоминания от участников войны, тружеников тыла, которые легли в основу сборника «Война глазами детей», ветераны Великой Отечественной войны приглашаются на вечера, классные часы.
Учителями истории составили коллаж с портретами ветеранов : «Нашим дорогим ветераны»
На наш взгляд воспитание детей толерантных, любящих свое Отечество, не возможно без живых очевидцев страшных событий. На их примерах дети видят, что не было в трудные для нашей страны годы: ни национальностей, ни раздоров, так как все были едины. Собирая воспоминания у ветеранов, они видят, что это люди разных национальностей, говорящих на разных языках, страшно переживают, за то, что происходит сейчас.
За последнее время часто оскверняют памятники истории, исписаны свастикой деревья в парке и стены.
Поэтому это очень важная и нужная работа. И если из 50 человек, 25-27 детей пишут сочинение о войне, вспоминая своих предков, рисуют, участвуют в конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне, участвуют в концертах, митингах, занимаются волонтерским движением, то значит наша работа, проделана не зря. Если кто-то, собрав воспоминания, подарив ветерану цветок и т.д. станет чуточку добрее, вежливее по отношению к ветерану, если ученику, который сам собирал материал, не придет в голову исписать парк свастикой.
Это будет нашей маленькой победой в формировании чувства патриотизма, гордости за свое Отечество, любви к родине и уважению своей истории. Мы будем продолжать эту работу.