«Организация работы в ДОО по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушения осанки детей дошкольного возраста»
Инструктор по физической культуре
МДОУ «Детский сад № 65
комбинированного вида»
Прыткова Наталья Александровна.
В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Основная цель работы ДОО - воспитание здорового и физически развитого ребёнка через использование корригирующих упражнений в процессе двигательной активности дошкольников. Под этим подразумевается: профилактика заболеваний ОДА; повышение силовой выносливости мышц; всестороннее развитие физических качеств ребенка; улучшение показателей выполнения основных движений; воспитание любви к занятиям физической культурой.
В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, профилактике и коррекции плоскостопия; поэтому такая работа в условиях ДОО должна осуществляться систематически. Она включает:
ежегодную диагностику;
создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима;
соблюдение гигиенических условий;
правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.
Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется на основе медицинских показателей. После изучения результатов диагностики формируем рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп и нарушений осанки. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, проводится индивидуальная работа.
Регулярная двигательная активность является одним из важных факторов в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей. Она является энергетической и организующей основой физического и умственного развития в онтогенезе человека. Поэтому наша работа по физическому воспитанию начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневной деятельности, в развитии умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, в воспитании любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.
Основным средством формирования правильной осанки и коррекции нарушений являются занятия физическими профилактическими упражнениями.
В детском саду мы используем упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования осанки и профилактики ее нарушений являются гимнастические упражнения с различными предметами (резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др.) Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа, сидя на стуле.
Учитывая быструю утомляемость дошкольников, после наиболее трудных статических упражнений следует давать кратковременный отдых (40-50 сек) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.
Упражнения лучше включать в комплексы умеренной и оздоровительной гимнастики, но можно выполнять отдельно.
Наша задача - увеличить силу и статическую выносливость мышц - тогда они смогут долгое время удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.
Для того чтобы коррекционно-профилактическая работа была успешной, нами была создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц спины, стопы и голени.
Ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры – все это необходимые средства профилактики и коррекции, используемые в работе с детьми.
Наличие гладкой стены, позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС - за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений.
Проведена работа по изготовлению нестандартного оборудования, где принимали участие не только педагоги детского сада, но и родители воспитанников. Нестандартное физкультурное оборудование со стихотворным сопровождением к каждому пособию, направленное на физкультурно-оздоровительную работу с детьми, способствует:
возникновению и длительному удержанию интереса к этим физкультурным игрушкам;
удовлетворению потребности детей в движениях;
расширению физических возможностей детей;
развитию двигательного воображения детей;
укреплению здоровья детей;
привлечению семьи к работе ДОО по оздоровлению детей.
В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится так же валеологическому образованию детей. Одна из его задач - формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений.
Основными средствами для профилактики плоскостопия и нарушений осанки в нашей работе являются: закаливание, специальные физические упражнения, коррегирующая гимнастика, самомассаж.
По результатам анкетирования и медицинской диагностики, в ДОО ежегодно отбирается специальная группа детей с плоскостопием. Эти дети занимаются корригирующей гимнастикой в рамках работы кружка «Корригирующая гимнастика». Групповые занятия проводятся после дневного сна 2 раза в неделю по 20-30 мин. Это позволяет своевременно и эффективно устранять формирования нарушений свода стопы у детей.
На первых занятиях дети знакомятся с предлагаемыми упражнениями и осваивают их правильное выполнение, адаптируются к возрастающим физическим нагрузкам. Далее физическая нагрузка на занятиях возрастает и сохраняется на достигнутом уровне. В конце года делается диагностика на основе медицинского осмотра.
При проведении элементов занятий корригирующей гимнастикой соблюдаются следующие принципы:
индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;
системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;
регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;
длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
постепенного нарастания физической нагрузки;
разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений;
умеренности воздействия физических упражнений;
соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;
всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам.
Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания осуществляется на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности нами используются различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОО и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.
И в заключении хотелось бы сказать следующее. Физическое развитие детей, направленное на коррекцию и профилактику плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников, сегодня как никогда востребовано именно в ДОО.
Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особо важное значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая. Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике и физической реабилитации нарушений осанки и плоскостопия.
Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.