СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика и коррекция плоскостопия.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление своего педагогического опыта.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и коррекция плоскостопия.»

«Организация работы в ДОО по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушения осанки детей дошкольного возраста»


Инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад № 65

комбинированного вида»

Прыткова Наталья Александровна.


В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

 Основная цель работы ДОО - воспитание здорового и физически развитого ребёнка через использование корригирующих упражнений в процессе двигательной активности дошкольников. Под этим подразумевается: профилактика заболеваний ОДА; повышение силовой выносливости мышц; всестороннее развитие физических качеств ребенка; улучшение показателей выполнения основных движений; воспитание любви к занятиям физической культурой.  

В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, профилактике и коррекции плоскостопия; поэтому такая работа в условиях ДОО должна осуществляться систематически. Она включает:

  • ежегодную диагностику;

  • создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима;

  • соблюдение гигиенических условий;

  • правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется на основе медицинских показателей. После изучения результатов диагностики формируем рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп и нарушений осанки. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, проводится индивидуальная работа.

Регулярная двигательная активность является одним из важных факторов в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей. Она является энергетической и организующей основой физического и умственного развития в онтогенезе человека. Поэтому наша работа по физическому воспитанию начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневной деятельности, в развитии умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, в воспитании любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции нарушений являются занятия физическими профилактическими  упражнениями.

    В детском саду мы используем упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования осанки и профилактики  ее нарушений являются гимнастические упражнения с различными предметами (резиновые и  теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др.) Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа, сидя на стуле.

     Учитывая быструю утомляемость дошкольников, после наиболее трудных статических упражнений следует давать кратковременный отдых (40-50 сек) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

     Упражнения лучше включать в комплексы умеренной и оздоровительной гимнастики, но можно выполнять отдельно.

Наша задача - увеличить силу и статическую выносливость мышц - тогда они смогут долгое  время удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Для того чтобы коррекционно-профилактическая работа была успешной, нами была создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц спины, стопы и голени.

Ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры – все это необходимые средства профилактики и коррекции, используемые в работе с детьми.

Наличие гладкой стены, позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС - за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений.

Проведена работа по изготовлению нестандартного оборудования, где принимали участие не только педагоги детского сада, но и родители воспитанников. Нестандартное физкультурное оборудование со стихотворным сопровождением к каждому пособию, направленное на физкультурно-оздоровительную работу с детьми, способствует:

  • возникновению и длительному удержанию интереса к этим физкультурным игрушкам;

  • удовлетворению потребности детей в движениях;

  • расширению физических возможностей детей;

  • развитию двигательного воображения детей;

  • укреплению здоровья детей;

  • привлечению семьи к работе ДОО по оздоровлению детей.

В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится так же валеологическому образованию детей. Одна из его задач - формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений.

Основными средствами для профилактики плоскостопия и нарушений осанки в нашей работе являются: закаливание, специальные физические упражнения, коррегирующая гимнастика, самомассаж.

По результатам анкетирования и медицинской диагностики, в ДОО ежегодно отбирается специальная группа детей с плоскостопием. Эти дети занимаются корригирующей гимнастикой в рамках работы кружка «Корригирующая гимнастика». Групповые занятия проводятся после дневного сна 2 раза в неделю по 20-30 мин. Это позволяет своевременно и эффективно устранять формирования нарушений свода стопы у детей.

На первых занятиях дети знакомятся с предлагаемыми упражнениями и осваивают их правильное выполнение, адаптируются к возрастающим физическим нагрузкам. Далее физическая нагрузка на занятиях возрастает и сохраняется на достигнутом уровне. В конце года делается диагностика на основе медицинского осмотра.

При проведении элементов занятий корригирующей гимнастикой соблюдаются следующие принципы:

  1. индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;

  2. системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;

  3. регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;

  4. длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

  5. постепенного нарастания физической нагрузки;

  6. разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений;

  7. умеренности воздействия физических упражнений;

  8. соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;

  9. всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания осуществляется на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности нами используются различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОО и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

И в заключении хотелось бы сказать следующее. Физическое развитие детей, направленное на коррекцию и профилактику плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников, сегодня как никогда востребовано именно в ДОО.

Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особо важное значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая. Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике и физической реабилитации нарушений осанки и плоскостопия.

Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.