План - конспект занятия в 8-ом классе на тему «Конфликты».
Цели:
познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Задачи:
формировать представление о различных вариантах человеческого общения;
развивать познавательного интереса;
воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Тип, форма мероприятия: классный час.
Наглядные пособия и оборудования: ПК, мультимедийный проектор, презентация.
Время: 45 минут.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на внеклассном мероприятии. Меня зовут Юлия Ивановна. У нас сегодня необычная тема. Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из него, как не начинать конфликт, как сделать конфликт положительным? Думаете, это невозможно. Ну что же, посмотрим...
На экране выставляется тема: «Конфликты».
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»? (ответы учащихся).
- А теперь послушаем мудрую Сову.
Выставляется запись: «Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений».
(Класс делится на две группы. Каждой группе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.)
Значит, записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта. 5-7 минут вам хватит. Начали.
(Ребята работают, при необходимости можно немного времени добавить.)
Ведущий: Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.
Ученик:
В конфликте выясняется истина.
Открываются вещи, которые мы раньше не замечали.
Конфликт - признак деятельности коллектива.
Выявляется позиция (мнение) каждого человека.
В ситуации конфликта человек раскрывается.
Происходит утверждение личности.
Может быть достигнут положительный результат.
Выявляется направление перспективы развития.
Человек в конфликте может самосовершенствоваться.
( необходимо подкорректировать список, если список не весь).
Ведущий: Совсем неплохо. Давайте послушаем другую группу.
Ученик:
Падает настроение, отчего падает и трудоспособность
Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье.
Возникает желание не работать (учиться) в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу.
Мысли направлены не на дело, а на конфликт.
Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми.
Плохое настроение может передаваться на семью.
Ведущий: И эта группа абсолютно правильно все сказала. Давайте же все-таки согласимся, что конфликт несет и хорошее. Но все, же лучше обходиться без него или уметь безболезненно из него выйти.
Что мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтом? Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа. Ребята по очереди подходят к доске и пишут. Ответы могут быть приблизительно такие:
- гнев, - ощущение крушения надежд, - страх, - обида, - угнетенное состояние,
- раздражение, - нервное состояние и т.д.
Ведущий: Делаем вывод. Все, что вы назвали, - эти чувства называют эмоциями.
Эмоции - это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытал гнев – это нормально, но умению контролировать его и управлять им - надо учиться.
Если это удается, то вы сможете избегать конфликтов.
Разрешение конфликтов (видео)
Но если конфликт уже возник, «Что происходит, если конфликт разрешается неправильно?» (ответы уч-ся).
Вот как схематически можно отразить
«Нарастание конфликта» :
6. Разрыв
5. Агрессия
4. Унижение
3. Противодействие
2. Недовольство
1. Несогласие
Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.
«Что происходит, если конфликт разрешается правильно?» (ответы уч-ся)
А вот какова схема:
«Разрешение и предотвращение конфликта»:
8. Временный разрыв
7. Согласие
6. Понимание
5. Умение слушать
4. Анализ своих действий
3. Компромисс
2. Юмор
1. Нежность (признание достоинств)
Общение – основа разрешения конфликта.
Ведущий: Ребят, а какие конфликты в последнее время случались у вас?
Какие чувства вы тогда испытывали?
(Ответы учащихся)
Ведущий: А теперь, проведем небольшой тест и узнаем, насколько вы являетесь конфликтными, и являетесь ли вообще таковыми.
Раздаются бланки.
Ведущий: Ребята, перед вами бланк теста, выполнив который, вы сможете определить степень вашей конфликтности. Вам необходимо оценить по 7-бальной шкале, насколько с вами схоже каждое из перечисленных свойств.
Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл – для вас характерно поведение, описанное в правой части. Если же вы считаете, что вы можете действовать по — разному в конфликтной ситуации, н-р, в зависимости от обстоятельств, то выбирайте пограничный балл, средний балл.
Прошу вас долго не раздумывать, на каждый вопрос не более 5 сек.
Диагностика конфликтности
( Тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности»)
1
Вы рвётесь в спор | 7654321 | Вы уклоняетесь от спора |
2 | Свои выводы вы сопровождаете тоном, не терпящим возражений | 7654321 | Свои выводы вы сопровождаете извиняющимся тоном. |
3 | Вы считаете, что добьётесь своего, если будете возражать | 7654321 | Вы считаете, что если будете возражать, то не добьётесь своего |
4 | Вы не обращаете внимания на то, что другие не принимают ваших доводов | 7654321 | Вы сожалеете, если видите, что другие не принимают ваших доводов |
5 | Спорные вопросы вы обсуждаете в присутствии оппонента | 7654321 | Вы рассуждаете о спорных вопросах в отсутствии оппонента |
6 | Вы не смущаетесь, если попадаете в напряжённую обстановку | 7654321 | В напряжённой обстановке вы чувствуете себя неловко |
7 | Вы считаете, что в споре надо проявлять свой характер | 7654321 | Вы считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8 | Вы не уступаете в спорах | 7654321 | Вы уступаете в спорах |
9 | Вы считаете, что люди легко выходят из конфликта | 7654321 | Вы считаете, что люди с трудом выходят из конфликта |
10 | Если вы «взрываетесь», то считаете, что без этого нельзя | 7654321 | Если вы «взрываетесь», то вскоре ощущаете чувство вины |
Ведущий: Итак, время истекло. Теперь, попрошу вас сосчитать сумму всех полученных баллов. Сосчитав баллы, напишите получившуюся сумму.
Игра - практикум.
Ведущий: Существуют разные способы выхода из конфликта.
В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.
Разделимся на группы.
Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).
Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.
Ситуация №1
Класс условно разделен на две микрогруппы , в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию.
Ситуация №2
В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается,
хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?
Ситуация №3
На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?
Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:
Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.
Просчитай в уме до десяти.
Будь мудрее.
Выяснить причину ссоры, попытайся объяснить о возможных моральных травмах.
Ведущий: Итак, в завершении нашей встречи, мы рассмотрим основные правила разрешения конфликтов:
В конфликте не бывает победителей.
Комм: Не бывает правых и неправых. У каждого своя правда, к которой он пришел не за один день, а не протяжении жизни, методом проб и ошибок. Согласись, сложно отдать убеждение всей жизни каким-то утверждениям со стороны.
Встаньте на позицию собеседника. Посмотрите на ситуацию «его глазами».
Комм: Задайте себе вопрос: “Почему у него возникли эти чувства, реакции?” Постарайтесь “встать в тапочки” собеседника, на его позицию и оттуда посмотреть на проблему. Именно так вы лучше поймете мотивы, эмоции и поведение человека, увидите, что надо делать в создавшейся ситуации.
Детально опишите не устраивающую вас ситуацию, будьте объективны.
Расскажите о своих чувствах в данной ситуации.
Комм: Не стоит говорить: “Вы меня обманываете”, лучше звучит: “Я чувствую себя обманутым”. Не говорите: “Вы — грубый человек”, лучше сказать: “Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”.
Выслушайте оппонента – не перебивайте, не спорьте, покажите, что вы слушаете и готовы прийти к соглашению.
Не прибегайте к ультиматуму, внесите конкретные предложения относительно смены ситуации. (Я хотел бы… Я вас прошу…)
Комм: Предложите свои решения проблемы, как бы это устроило вас.
Контролируйте эмоции, тему разговора, языковой стиль (без грубостей).
Включается восьмой слайд:
Ведущий:
-Что нового вы узнали для себя сегодня?
-Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
Ребята, спасибо вам за внимание и отличную работу! Удачи вам в преодолении и разрешении конфликтных ситуаций!