Просмотр содержимого документа
«Профилактика оптической дисграфии»
Профилактика оптической дисграфии.
Дисграфия — это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. Дисграфию выделяют примерно у половины младших школьников: если не помочь устранить его, самостоятельно оно не пройдёт.
Самостоятельно распознать дисграфию не так просто, потому что её можно спутать с началом освоения норм языка или незнанием грамматики. Например, если ребёнок неправильно пишет слово, он может просто не знать все правила или буквы. При патологическом нарушении ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила: они однотипные и повторяющиеся.
Родителей должно насторожить, если ребёнок:
меняет буквы на похожие;
пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;
пропускает и переставляет буквы в словах;
неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, «солнцевый» вместо «солнечный»;
отзеркаливает буквы;
пишет неразборчиво.
Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.
Обычно ребёнок:
добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.
В основном, оптическая дисграфия проявляется тогда, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.
Причины появления дисграфии.
Условно причины оптической дисграфии можно разделить на две большие группы:
Органические — недоразвитие или поражение головного мозга: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингит, энцефалит, инфекции и соматические заболевания.
Социально-психологические — билигвизм в семье, нечёткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребёнка со стороны взрослых и ранее обучение грамоте.
Профилактика оптической дисграфии.
Профилактику оптической дисграфии можно свести к развитию высших психических функций до начала освоения письма. В этом помогают игры на развитие памяти, мышления, внимания, речи, воли, воображения, а также крупной и мелкой моторики.
Упражнения «Расшифруй буквы»