СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика оптической дисграфии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены упражнения для профилактики оптической дисграфии, которые учитель начальных классов может использовать в работе со слабоуспевающими учениками.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика оптической дисграфии»








Профилактика оптической дисграфии.
















Дисграфия — это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. Дисграфию выделяют примерно у половины младших школьников: если не помочь устранить его, самостоятельно оно не пройдёт.

Самостоятельно распознать дисграфию не так просто, потому что её можно спутать с началом освоения норм языка или незнанием грамматики. Например, если ребёнок неправильно пишет слово, он может просто не знать все правила или буквы. При патологическом нарушении ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила: они однотипные и повторяющиеся. 

Родителей должно насторожить, если ребёнок:

  • меняет буквы на похожие;

  • пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;

  • пропускает и переставляет буквы в словах;

  • неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, «солнцевый» вместо «солнечный»;

  • отзеркаливает буквы;

  • пишет неразборчиво.


Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.

Обычно ребёнок:

  • добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;

  • путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;

  • пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.

В основном, оптическая дисграфия проявляется тогда, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.

Причины появления дисграфии

Условно причины оптической дисграфии можно разделить на две большие группы:

  • Органические — недоразвитие или поражение головного мозга: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингит, энцефалит, инфекции и соматические заболевания.

  • Социально-психологические — билигвизм в семье, нечёткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребёнка со стороны взрослых и ранее обучение грамоте.

Профилактика оптической дисграфии.

Профилактику оптической дисграфии можно свести к развитию высших психических функций до начала освоения письма. В этом помогают игры на развитие памяти, мышления, внимания, речи, воли, воображения, а также крупной и мелкой моторики. 

Упражнения «Расшифруй буквы»