СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика плоскостопия у детей младшего школьного возраста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематическая работа по профилактике плоскостопия  является одним из важных факторов укрепления здоровья детей. 

Просмотр содержимого документа
«Профилактика плоскостопия у детей младшего школьного возраста»

Профилактика плоскостопия  у детей младшего школьного возраста   Черновец О.С., учитель физической культуры МБОУ «Ступишинская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ С.Н.Морозова»

Профилактика плоскостопия у детей младшего школьного возраста

Черновец О.С.,

учитель физической культуры

МБОУ «Ступишинская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ С.Н.Морозова»

Человеческая нога от природы очень хорошо сконструирована. Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 60%. Исследования, проведенные отечественными учеными в разные годы, выявили плоскостопие у 20-30% обследованных детей. По статистике у 6-7-летних детей плоскостопие отмечается 7-8% случаев. Плоскостопие у взрослых является, как правило, результатом недоразвития или деформации детской стопы - оно наблюдается примерно в 50% случаев. Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокое расстройство здоровья и даже приводят к инвалидности. В силу самого характера болезни плоскостопие создает некоторые ограничения в выборе профессии. Примером таких профессий могут служить парикмахер, продавец, официант, священник, оперативник, военный.

Человеческая нога от природы очень хорошо сконструирована. Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 60%. Исследования, проведенные отечественными учеными в разные годы, выявили плоскостопие у 20-30% обследованных детей. По статистике у 6-7-летних детей плоскостопие отмечается 7-8% случаев. Плоскостопие у взрослых является, как правило, результатом недоразвития или деформации детской стопы - оно наблюдается примерно в 50% случаев.

Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокое расстройство здоровья и даже приводят к инвалидности. В силу самого характера болезни плоскостопие создает некоторые ограничения в выборе профессии. Примером таких профессий могут служить парикмахер, продавец, официант, священник, оперативник, военный.

Стопа Стопа – орган, обеспечивающий опору и передвижение человека. Мощная система связок и мышц обеспечивает сохранение формы сводов стопы и их функции. Нормальная стопа имеет один поперечный и два продольных свода (внутренний – рессорный и наружный – опорный).

Стопа

Стопа – орган, обеспечивающий опору и передвижение человека. Мощная система связок и мышц обеспечивает сохранение формы сводов стопы и их функции.

Нормальная стопа имеет один поперечный и два продольных свода (внутренний – рессорный и наружный – опорный).

Плоскостопие  – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

След В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя её часть не касается земли, что хорошо видно по отпечатку подошвы.

След

В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя её часть не касается земли, что хорошо видно по отпечатку подошвы.

      В зависимости от степени заболевания выделяют плоскостопие:   I степени;  II степени;  III степени.

В зависимости от степени заболевания выделяют плоскостопие: I степени; II степени; III степени.

Степени развития плоскостопия

Степени развития плоскостопия

Виды плоскостопия Врожденным , что определяется уже в роддоме или на первом приеме у ортопеда, когда ребенку исполняется месяц.  Врожденное плоскостопие может быть связано с целым рядом причин: наследственность, пороки развития. При врожденном заболевании лечение следует начинать с того момента, как поставлен диагноз. Для исправления врожденной деформации стоп нередко применяют специальные гипсовые повязки или специальные лангеты. Однако врожденное плоскостопие встречается достаточно редко.

Виды плоскостопия

Врожденным , что определяется уже в роддоме или на первом приеме у ортопеда, когда ребенку исполняется месяц.

Врожденное плоскостопие может быть связано с целым рядом причин: наследственность, пороки развития. При врожденном заболевании лечение следует начинать с того момента, как поставлен диагноз. Для исправления врожденной деформации стоп нередко применяют специальные гипсовые повязки или специальные лангеты. Однако врожденное плоскостопие встречается достаточно редко.

 Приобретенный   Существует несколько основных физиологических причин развития плоскостопия у детей в раннем возрасте:  - Неокрепшие кости;  - Слабый мышечно-связочный аппарат.  - Тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу её естественной гибкости

Приобретенный

Существует несколько основных физиологических причин развития плоскостопия у детей в раннем возрасте:

- Неокрепшие кости;

- Слабый мышечно-связочный аппарат.

- Тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу её естественной гибкости

Профилактика В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, укрепляющих свод. Рекомендуется носить удобную обувь и не допускать чрезмерных нагрузок на ноги. Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказываются и на состоянии опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности

Профилактика

В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, укрепляющих свод.

Рекомендуется носить удобную обувь и не допускать чрезмерных нагрузок на ноги.

Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказываются и на состоянии опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности

 Помочь предупредить плоскостопие у детей могут регулярные занятия коньками, лыжами. В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу босиком по земле, песку, маленьким не острым камешкам, воде. Для укрепления свода стопы полезно лазание по гимнастической лестнице, канату, босиком. Ходьба по доске, бревну. Тем же, у кого нет возможности для таких тренировок, рекомендуются специальные упражнения.

Помочь предупредить плоскостопие у детей могут регулярные занятия коньками, лыжами.

  • В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу босиком по земле, песку, маленьким не острым камешкам, воде.
  • Для укрепления свода стопы полезно лазание по гимнастической лестнице, канату, босиком. Ходьба по доске, бревну.
  • Тем же, у кого нет возможности для таких тренировок, рекомендуются специальные упражнения.
В качестве профилактики очень полезна ходьба детей босиком:   по неровной поверхности (галька, гравий) по рыхлому грунту ( рыхлая почва, песок)

В качестве профилактики очень полезна ходьба детей босиком:

по неровной поверхности (галька, гравий)

по рыхлому грунту

( рыхлая почва, песок)

Этому так же способствует хождение босиком по бревну, лазание по канату, шесту.

Этому так же способствует хождение босиком по бревну, лазание по канату, шесту.

Комплекс специальных упражнений  Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках на одной, а затем на двух ногах.  «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводи и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.  «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце на которой лежит груз ,  сначала одной. Затем другой ногой.

Комплекс специальных упражнений

  • Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках на одной, а затем на двух ногах.
  • «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводи и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от пола.
  • «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.
  • «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце на которой лежит груз ,  сначала одной. Затем другой ногой.
Комплекс специальных упражнений   «Сборщик»  - И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске  «Художник» - И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. «Гусеница» - И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.     

Комплекс специальных упражнений

  • «Сборщик» - И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске
  • «Художник» - И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  • «Гусеница» - И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.    
Комплекс специальных упражнений  «Серп» - И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. «Мельница»  - И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.  «Барабанщик» - И.П. – тоже. Стучим носками ног не касаясь его пятками.    «Веселые прыжки» - И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги, перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в И.П.  .

Комплекс специальных упражнений

«Серп» - И.П. – тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

«Мельница» - И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях. «Барабанщик» - И.П. – тоже. Стучим носками ног не касаясь его пятками.

«Веселые прыжки» - И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги, перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол, вернуться в И.П. .

Комплекс специальных упражнений  «Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.  И.П. – лежа на животе руки в упоре, ноги вместе. Носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Перейти в упор лежа. С опорой на передний отдел стопы и кисти рук.  И.П. – лежа на спине ноги врозь скользить стопой правой ноги по голени левой.  И.П. – стоя на носках опускаться на пятки и снова подняться.

Комплекс специальных упражнений

«Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П. И.П. – лежа на животе руки в упоре, ноги вместе. Носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Перейти в упор лежа. С опорой на передний отдел стопы и кисти рук. И.П. – лежа на спине ноги врозь скользить стопой правой ноги по голени левой. И.П. – стоя на носках опускаться на пятки и снова подняться.

Упражнения, использованные на уроках физической культуры

Упражнения, использованные на уроках физической культуры

Полезный инвентарь:   Дорожка сенсорная - дорожка состоит из 4 фрагментов: канат, песок, горох, пуговицы, 180х40 см.  Дорожка является хорошей профилактикой плоскостопия у детей. Дорожка со следами  – топоножка. Вестибулярная дорожка  – змея. Дорожка используется на физкультурных занятиях, а также на занятиях по лечебной физкультуре для упражнений на равновесие, укрепления мышц стопы и голени. Змейка - шагайка состоит из 6 таблеток. Можно использовать мягкие модули. Ребристые дорожки.

Полезный инвентарь:

Дорожка сенсорная - дорожка состоит из 4 фрагментов: канат, песок, горох, пуговицы, 180х40 см. Дорожка является хорошей профилактикой плоскостопия у детей.

Дорожка со следами – топоножка.

Вестибулярная дорожка – змея. Дорожка используется на физкультурных занятиях, а также на занятиях по лечебной физкультуре для упражнений на равновесие, укрепления мышц стопы и голени.

Змейка - шагайка состоит из 6 таблеток. Можно использовать мягкие модули.

Ребристые дорожки.

Систематическая работа по профилактике плоскостопия является одним из важных факторов укрепления здоровья детей.

Систематическая работа по профилактике плоскостопия является одним из важных факторов укрепления здоровья детей.

 Здоровья Вашим ножкам!

Здоровья Вашим ножкам!