Профилактика правонарушений у младших школьников.
Чувилко Лариса Николаевна |
Учитель начальных классов |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» х.Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея |
Вот они вечные истины:
Поздно заметили…мимо прошли… нет!
Не рождаются «трудными» дети!
Просто им вовремя не помогли!
Нет факта более сложного, чем человеческий поступок.
Нет явления более непостижимого, чем человеческое поведение.
«Нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога».
(А.А. Сухомлинский).
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берётся за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часть не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Известно, что процесс социализации ребёнка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А. С. Макаренко писал, что «..главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, это 90% всего воспитательного процесса.
Уже в младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребёнка. Теперь он школьник. У него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей – учителями, одноклассниками и т. д. Считается, что кризис 7 лет – это рождение социального «Я» ребёнка.
Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: «хорошо»-плохо», «правильно-неправильно», « плохой человек- хороший человек» и т. п. Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность. В этом возрасте оценки со стороны одноклассников постепенно становятся более значимыми, а иногда важнее, чем мнение родителей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребёнок готов на многое. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным – всё это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит младшего школьника к девиантному поведению.
Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражание. Через эту стадию проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образом для младшего школьника являются его родители.
А многие родители младших школьников уверены в том, что их дети ничего не знают ещё об алкоголе, сигаретах, наркотиках. И это ошибочное мнение, так как младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они часть являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома и т. д. И многие дети говорят о том, что хотели бы попробовать покурить, не прочь выпить немного пива.
Также важнейшее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны какие-то общие, типичные психофизиологические особенности, которые с неизбежностью проявляются у каждого ребёнка, но сугубо индивидуально.
Советы родителям на каждый день.
Когда вы браните ребёнка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.
Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», « Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе»,
Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: « Ты хорош, но не лучше других».
Старайтесь, чтобы ребёнок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: « А всё- таки, как хорошо у нас дома».
Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому желательно читать с детьми каждый день хорошую книгу, это обогатит ваше духовное общение.
В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
Профилактическая работа с родителями:
Выбор родительского комитета в классе.
Выбор родителей в состав школьного совета по профилактике правонарушений.
« Дни открытых дверей» для родителей.
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришколный контроль.
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Организация консультаций специалистов: педагогов, психологов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками правоохранительных органов, образования, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Проведение родительского всеобуча:
Профилактика правонарушений и преступлений:
Права и обязанности семьи.
Права, обязанности и ответственность родителей.
Права и обязанности ребёнка в семье, школе, в социуме.
Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.
Свободное время и развлечение учащихся.
Причины детских суицидов.
Профилактика употребления ПАВ:
Как определить , что ребёнок начал употреблять ПАВ.
ПАВ и его влияние на организм ребёнка.
Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.
Устойчивость подростка в обществе.
Половые особенности в системе профилактики ПАВ.
Семейные конфликты – причина употребления ребёнком ПАВ.
Именно у младших школьников, когда ещё не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идёт активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата перевоспитании. Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущенность, появляются проблемы в обучении, общении со сверстниками, учителем.
Наиболее эффективной формой работы с детьми, нуждающимися в особом внимании, является сотрудничество классного руководителя с его родителями, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс: участие в спортивных мероприятиях, походах, экскурсиях.
Работа с детьми, требующими внимания, должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. В данную работу вовлечены все участники образовательно-воспитательного процесса: учителя, родители, педагог-психолог, социальный педагог, администрация школы, и иные органы, и системы профилактики.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребёнок реально находит применение своим возможностям и инициативе. В профилактической деятельности с конкретным человеком, важно не упустить время. Как раз на ранней стадии, когда личность ещё не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех. Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остаётся определённый резерв времени.
Предупредительные возможности воспитания являются гораздо более результативными, чем другие средства пресечения, так как правовые меры профилактики, как правило, несколько запаздывают, и начинают оказывать воздействие на детей тогда, когда поступок уже был совершён. Для того, чтобы правовые меры предупреждения работали, они должны быть включены в сознание ребёнка, быть частью его убеждений и опыта, которые могут быть достигнуты посредством целенаправленного воспитательного воздействия. Отношения взаимного доверия и уважения нарушают антиобщественные (асоциальные) установки у несовершеннолетних. Поэтому, важно дать этим детям возможность почувствовать, что они необходимы и полезны для людей и социуму.
Содержание воспитательной работы должно охватывать проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирование культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества. Для решения этих проблем используются разнообразные формы и методы воспитательной работы: классные часы, деловые и ролевые игры, эстетические беседы, диспуты и дискуссии, встречи с интересными людьми, акции, творческие мастерские, выездные экскурсии, походы.
План профилактических мероприятий в начальных классах.
Категория учащихся | 1-2 классы | 3 классы | 4 классы |
Вид мероприятия | | | |
Игра | «Рыбак и рыбка» « Мышка и сыр» «Посмотри вокруг нас» | «КВН» «Весёлая карусель» | «ЧТО, где, когда?» «Самые сильные и смелые» |
Беседы | « Умеете ли вы дружить и уважать друг друга?» «Что такое толерантность?» « Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты». | « Я - личность». « Пути выхода из конфликта». « Особенности подросткового общения». | « Что бывает дороже денег?» « Мои интересы и мои друзья». |
Диспут | « Вредные поступки, привычки, дела». | « Что важнее в человеке: доброта или сострадание?» | « Как поступить со своей совестью?» |
Родительские лектории. | «Личность надо уважать» « Взрослые проблемы наших детей». | « От поступка до преступления один шаг» | « Взрослые дети» |
Игра «Рыбак и рыбка».
Цель игры: показать детям, что есть вещества, которые иногда предлагают попробовать бесплатно ( чтобы испытать на себе их действие), но если человек их попробует, то за это ему придётся расплачиваться всю оставшуюся жизнь.
Ход игры: В центре круга стоят дети « рыбки». За кругом – ребёнок с удочкой(«рыбак»). «Рыбак» закидывает, пустую удочку в центр круга, начинает ловить «рыбу». Но «рыба « не ловится.
Вопрос: Почему рыба не клюёт? – Нужна приманка. Что является приманкой для рыбы? – Хлеб, червяк, каша и т.д.
«Рыбак» насаживает на крючок приманку (интересный предмет) и начинает снова ловить «рыбку». Игра заканчивается. Ребёнок, которому первому удаётся схватить приманку, может оставить её себе, и, казалось бы, он выигрывает! Но на самом деле выигрывает «рыбак». Он ловит «рыбку», а «рыбка» (ребёнок) проигрывает: её поймали. Тех ребят, кто приманку не схватил, «рыбак» поймать не может.
Вопрос: Как вы думаете, рыбаки дают приманку рыбе бесплатно или нет? – Рыбе предлагают приманку бесплатно, но после этого её зажарят и съедят.
Вывод: Человек постоянно будет расплачиваться не только деньгами, но и свободой, здоровьем, семьёй, а в конце концов, и жизнью.
Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но, и прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Чем больше ребёнок задействован во внеурочное время, тем меньше у него остаётся времени на совершение преступлений.
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. К ним, прежде всего, следует отнести общее переутомление, длительное нравственное напряжение, сильное душевное волнение, эмоциональные стрессы и др. Установлено, что при ослаблении самоконтроля одни ведут себя стереотипно, другие, наоборот, действуют импульсивно под влиянием неосознанных побуждений, а третьи оказываются чрезвычайно внушаемыми, следуя указаниям любого лица.
Трудновоспитуемым младшим школьникам свойственны эмоциональная и моторная расторможенность, повышенная активность и высокая отвлекаемость, низкая работоспособность, несформированность произвольных функций. Для них большая проблема сколько-нибудь длительно сосредоточиться на задаче. Задания, требующие концентрации внимания, очень скоро вызывают протест, негативные эмоции, двигательное беспокойство. Психическая незрелость сказывается на отношении детей к школьным занятиям, педагогу, учебным задачам. Преобладающим у них является «дошкольный» (игровой) и «псевдоучебный» типы отношений. Школьная ситуация для них очень сложна. Позиция ученика принимается с трудом, нередко дети «выпадают» из урока и ведут себя вызывающе – смеются, ложатся на парту, крутятся на стуле. Легко принимают игру.
Низкий уровень самостоятельности и отсутствие произвольности в управлении своим поведением создают значительные сложности в учебной деятельности. Такие дети отличаются повышенной тревожностью. Самооценка практически у всех таких детей неадекватно завышена, причем заметно расхождение с ожидаемой оценкой их качеств педагогом. Обнаруживается низкая ожидаемая оценка.
Во взаимоотношениях друг с другом у них тоже имеются сложности. Они не способны к сотрудничеству. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу.
Они характеризуются низкими показателями в развитии интеллектуальных процессов: мыслительных операций, внутреннего плана действия, речи, воображения, памяти. Эти трудности сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями. Природа отклонений в каждом конкретном случае индивидуальна, но проявления нарушений имеют много общего.
Для установления контактов с трудновоспитуемыми детьми важна правильная позиция воспитателей. Основная направленность этой позиции стремление понять ребенка. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений взрослых ними. В установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в общении с детьми. Совершенно недопустимы угрозы и порицания, резкий и грубый тон, которые наиболее часто применяют к труновоспитуемым. Такого обращения дети абсолютно не воспринимают. Слова морали, подчеркивал В.А. Сухомлинский, отскакивают от сознания воспитанников, как горох от стенки, он не слышит слов воспитателя, его душа остается глухой к слову. (49,253
Беседы с учителями начальных классов и воспитателями старших и подготовительных групп детских садов показали, что почти в каждом из этих классов или групп находится 1—3 (редко 4—6) ребят, которых педагоги не без оснований считают трудными. Эти дети, как правило, очень невнимательны, упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот, развязны, навязчивы и болтливы, непослушны. К сожалению, у нас довольно широко распространено еще ошибочное мнение относительно того, что отклонения в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста, следует рассматривать как проявление специфических особенностей их возраста — незавершенность развития нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточное функционирование второй сигнальной системы и пр.
Действительно, отклонения в поведении многих ребят в некоторой мере объясняются спецификой возраста.
В то же время педагогическая практика показывает, что уже в самые первые дни пребывания в школе некоторые ребята допускают такие нарушения, которые никак нельзя объяснить их возрастными особенностями. Здесь мы имеем дело с недостатками или серьезными просчетами воспитания ребенка в период его раннего и дошкольного возраста, результаты которых становятся особенно заметны с поступлением ребенка в школу. В одних случаях это недостаточно выраженные отклонения в одном или даже нескольких видах отношений. Например, недоверчивое, недоброжелательное отношение ко взрослым, сформированное у ребенка в семье, обязательно в той или иной форме проявляется и по отношению к учителю, к его заданиям и указаниям; а отрицательное отношение к физическому и умственному труду чаще всего становится исходной причиной неуспеваемости и недисциплинированности ученика.
В других — это инфантильность (отставание в социальном развитии младших школьников, не по годам затянувшаяся ребячливость, импульсивность поведения). Такие дети не воспринимают всерьез указания и замечания учителя, с трудом осваивают правила для учащихся. Адаптация их в школьном коллективе еще более осложняется влиянием родителей, часто бабушек и дедушек, которые поощряют инфантильность ребенка, любуются ею, вместе с ним ждут признания его несуществующих достоинств со стороны учителя.
В третьих, особо сложных случаях запаздывание в приобретении общественно-ценного жизненного опыта сочетается с довольно устойчивым отклонением в отношениях. Чаще всего, это касается отношения семилетних детей к людям, когда они считают плохими всех тех, кто делает им замечания, заставляет учиться, работать, не позволяет ходить и разговаривать на уроках и т.д. Такие дети уже через 2-3 учебные недели заявляют о своем нежелании ходить в школу. И хотя эти проявления, как правило, успешно снимаются, нельзя однозначно утверждать, что они не входят в отрицательный жизненный опыт маленького ученика.
Именно эти отклонения, на которые родители и педагоги зачастую своевременно не обращают должного внимания, в большинстве случаев, как показывает практика, являют собой начало процесса социальной деформации личности, основу для формирования антиобщественных установок и ориентаций личности. В этом смысле недисциплинированность, грубость, нравственная инфантильность даже самых маленьких ребят могут рассматриваться как одна из форм отклоняющегося поведения, первая, еще неустойчивая форма трудновоспитуемости.
Итак, трудновоспитуемость, как наличие устойчивых отклонений в теме отношений ребенка, не типична для младших школьников. Однако значительные отклонения от норм и правил поведения допускаемые отдельными учениками начальных классов, следует рассматривать как предпосылку для дальнейшего приобретения ребенком антисоциального опыта, который в неблагоприятных условиях воспитания может привести к трудновоспитуемости, т.е. закреплению антиобщественного поведения как устойчивого свойства личности.
Характерной особенностью явления трудновоспитуемости среди младших школьников, которое, как отмечалось, наблюдается довольно редко, является то, что оно носит неопасные для общества формы, поэтому с детьми школьного и младшего школьного возраста часто не проводится необходимая воспитательная работа.
Одной из причин закрепления аномального поведения у дошкольников младших школьников является то, что учителя и воспитатели не используют в полной мере возможности влияния на семьи своих учеников (воспитанников). Отсутствие или ослабление связи между учителем и родителями пагубно сказывается на результатах воспитательного воздействия.
В отдельных случаях, уже в начальных классах можно встретить ярко выраженную форму трудновоспитуемости, которая характеризуется устойчивыми и довольно глубокими отклонениями в большинстве видов отношений, серьезными срывами в поведении. В то же время, начальная стадия трудовоспитуемости может изредка наблюдаться и в более старшем возрасте. Но и это, конечно, ни в коем случае не означает, что абсолютное большинство младших школьников, допускающих нарушения норм и правил поведения, станут в будущем трудными учениками.
Такое понимание первоистоков трудновоспитуемости, на наш взгляд, подчеркивает необходимость вдумчивого, дифференцированного подхода к профилактической работе, учета возрастных особенностей ребят и максимального использования тех возможностей, которые раскрываются перед воспитателем, будь то родители или педагоги в первое десятилетие жизни человека. Важно, при этом, отметить, что решающее значение в формировании личности ребенка имеет социальное окружение, т.е. система условий, в которых воспитывается ребенок с самых первых дней своей жизни. Необходимо, однако, отличать социальную среду в широком понимании (т.е. весь комплекс социальных, экономических и культурных условий жизни данного общества) или макросреду от ближайшего бытового окружения, в котором непосредственно происходит процесс формирования личности (семья, школа, улица и т.д.), известного под названием микросреды