Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Белгородская коррекционная общеобразовательная школа – интернат № 23»
Сообщение на методическом объединении воспитателей по теме:
«Профилактика правонарушений среди обучающихся»
Воспитатель
Пойдунова Е.А.
первой категории
Белгород, ноябрь 2018г.
Профилактика правонарушений среди обучающихся
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.
К сожалению, не каждый подросток, осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к трудно-исправимым последствиям.
Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики
асоциального поведения подростков, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Падения авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, препятствуют развитию личностное волевых качеств ребёнка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приведет к асоциальному поведению.
Именно образовательное учреждение, где с детьми и подростками на протяжении 9-11 лет работают специалисты, берет на себя основную ответственность за воспитания подрастающего поклонения и принимает необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с поведением.
Согласно Закону «Об образовании»; в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
В нашей школе-интернате № 23 работают: Совет по профилактике правонарушений обучающихся.
Совет по профилактике занимается вопросами посещаемости занятий, успеваемости, профилактики и предупреждение правонарушений среди учащихся.
Проводится работа по профилактике алкоголизма и курения среди учащихся школы-интерната №23.
Выявление подростков, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
Подросток, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения.
Регулярно с детьми проводятся индивидуальные беседы, диагностические методики, мониторинги по определению уровня взаимоотношений среди учащихся и т.п.
Каждая четверть начинается с тематического классного собрания, которое могут посетить и родители.
Все эти мероприятия так же направлены на профилактику правонарушений.
Выявление семьей, находящихся в социально-опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители и подростки не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Проводятся беседы с родителями, например: компьютерные игры можно заменить настольными играми.
Обеспечение организации спортивных секций и привлечение к участию в них учащихся. Классные руководители и воспитатели имеют право в установленном порядке посещать учащихся, проводить беседы с ними и их
родителями.
Целесообразным является программа профилактической работой.
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя, воспитателя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробегов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимся, организовать помощь педагогом – предметником и успевающими учениками.
Например, учащийся Влад Б. по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы. У него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он усваивает дальнейшей учебный материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у других ребят. В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающем успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитываться, что у учащегося Влад Б., прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнется его на повторные прогулы и в конечном итоги превратит в злостного прогульщика. Такого подростка очень легко вовлечь в преступную деятельность.
По этой причине борьба с прогулами включена в программу профилактику правонарушений. Классный руководитель и воспитатель ежедневно контролируют посещаемость уроков. В случае пропуска занятий учащимся у родителей выясняется причина отсутствия. Устанавливается контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, школы подключает работника помощи и комиссии по делам несовершеннолетних, принимает меры к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случае дает положительные и результаты.
Организация досуга учащихся.
Широкое вовлечение учащихся в занятиях по интересам: спортивные секции; кружки – одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классным руководителем, воспитателем и руководителями дополнительных занятий привлекают в спортивные секции, кружки широко круга учащихся.
Организация предметных олимпиад, конкурсов выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе – интернате № 23, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
Список литературы
Баженов В.А. «Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями», учебная пособия – М.,2005 - 116 с.
Ляпина Е. Ю. «Профилактика социально - опасного поведения школьников», Волгоград, 2007,
Мартынова М.С. «Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними»// Высшее образование, 2007