
Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся.
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы вследствие:
– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
– употребление спиртных напитков;
– употребление психотропных и токсических веществ; курение
– тяга к азартным играм;
– нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
– грубость;
– драки;
– прогулы;
– пропуски занятий;
– недисциплинированность на уроках;
– избиение слабых, младших;
– вымогательство;
– жестокое отношение к животным;
– воровство;
– нарушение общественного порядка;
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
– равнодушное;
– негативное;
– ожесточенное.
Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?
1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Статьи административного кодекса, по которым чаще всего привлекаются подростки к административной ответственности.
Появление в состоянии опьянения до 16 лет, а так же распитие алкогольной продукции, употребление наркотических, психотропных веществ (штраф 500-1500р).
Мелкое хулиганство
-нецензурная брань;
-приставание к гражданам
(штраф 500-1000руб).
Появление в состоянии опьянения
(штраф 100-500р).
Уголовный кодекс РФ,
(раздел уголовная ответственности несовершеннолетних).
Несовершеннолетними согласно ст. 87 УК РФ признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.
Уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за многие деяния, которые явно являются преступлениями с 14 лет. Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе РФ.
Преступления, по которым уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Кража – тайное хищение чужого имущества .
Разбой - нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни, либо с угрозой применения такого насилия .
Грабеж - открытое хищение чужого имущества.
Вымогательство – требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, либо уничтожения и повреждения чужого имущества.
Угон – неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
Убийство – умышленное причинение смерти другому человеку .
Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка.
Преступления, по которым уголовная ответственность наступает с 16 лет.
Побои – нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших умышленное причинение легкого вреда здоровью.
Мошенничество- хищение чужого имущества обманным путем или злоупотребления доверием.
Умышленное уничтожение или повреждение имущества – (если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба).
Наказания, назначаемые несовершеннолетним (предусмотрены в УК РФ)
- Штраф. Лишение права заниматься определенной деятельностью;
- Обязательные работы;
- Исправительные работы;
- Арест ;
- Лишение свободы на определенный срок.
Если подросток совершил преступление, не достигшего возраста уголовной ответственности, в этом случае рассматривается вопрос о помещении этого подростка в ЦВСПН (центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей), где он может находиться до 30 суток по решению суда. По истечении срока пребывания в ЦВСНП, подросток возвращается домой к родителям. Если подросток повторно совершает преступление и не достиг возраста уголовной ответственности, то решается вопрос о помещении его в СПШ или в СПТУ.