СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика самовольных уходов из учреждений закрытого типа.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по профилактике самовольных уходов – процесс сложный, длительный по времени и требует взаимодействия всех специалистов. Для снижения риска совершения самовольных уходов в учреждении должна быть создана система работы, направленная на профилактику самовольных уходов, включающая меры превентивного характера.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика самовольных уходов из учреждений закрытого типа.»

1 слайд

ПРОФИЛАКТИКА САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА.

2 слайд

Работа по профилактике самовольных уходов – процесс сложный, длительный по времени и требует взаимодействия всех специалистов.

Для снижения риска совершения самовольных уходов в учреждении должна быть создана система работы, направленная на профилактику самовольных уходов, включающая меры превентивного характера.

3 слайд

Превентивные меры:

  1. Систематическое выявление детей «группы риска».

Раз в квартал происходит обновление списков.

Основанием для постановки на учет в «группу риска» является во-первых, адаптационный период ребенка, во-вторых, информация из материалов личного дела воспитанника, а именно его склонность к бродяжничеству, пустому времяпрепровождению. Так же в некоторых случаях относим особую категорию несовершеннолетних, которые изначально склонны к самовольным уходам:

  • дети с различными видами аддикций (зависимостей);

  • дети с нарушением в психическом здоровье (дромомания, имеющие медицинские диагнозы: «социализированное расстройство поведения на фоне микросоциальной педагогической запущенности с задержкой умственного (психологического) развития», «расстройство поведения и эмоций» и др.); Дети, имеющие социально-педагогическую запущенность, трудно адаптируются в условиях четкого распорядка дня и могут совершать самовольные уходы с целью освобождения от надзора.

Следующая группа детей, склонная к самовольным уходам:

  • дети с нарушением в интеллектуальной сфере (ведомые, зависимые);

  • дети с наличием различного рода межличностных конфликтов, с опытом проживания в различных государственных учреждениях и замещающих семьях.

Считается, что изменить поведение таких подростков крайне трудно, так как оно основано на глубоких внутренних убеждениях, особом мировоззрении, которое складывалось в течение длительного времени под влиянием значимых событий их жизни.

Поэтому вышеперечисленные категории воспитанников должны находиться в зоне повышенного внимания и контроля специалистов учреждения. Т.е., каждый 2, если не 1 нуждается в контроле! Бдительность терять нельзя!

4 слайд

Так же к мерам превентивного характера относятся:

2. Профилактические беседы с воспитанниками ОУ. Каждый несовершеннолетний при поступлении должен быть ознакомлен с правилами поведения в учреждении, ему разъясняются его права и обязанности, ответственность за нарушение этих правил и опасность, которой подросток подвергается при нахождении в самовольном уходе (ответственность на воспитателях, специалистах СКС)

Работа должна проводиться не только с воспитанниками, но и с персоналом. Каждого вновь принимаемого работника необходимо ознакомить не только с функционалом, но и с личностными особенностями воспитанников, со списками группы-риска, инструктировать по действиям при выявлении предпосылок к самовольному уходу, по предотвращению побега и при самовольном уходе.

3. Организация пропускного режима (со всеми посетителями, навещающими ребенка, должен беседовать представитель учреждения, во первых с целью предотвращения нарушений (озвучиваются правила поведения во время и после свидания), во-вторых, с целью ограничения нежелательных контактов и в-третьих, установления взаимодействия с законными представителями при самовольном уходе воспитанника). При необходимости общение несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам, проходит в присутствии сотрудника СУВУ.

Обязательно предусмотрено ведение «Журнала регистрации посетителей ОУ»; наличие списка контактов ближайшего микросоциума каждого воспитанника.

4. Сопровождение несовершеннолетних на мероприятия, проводимые за пределами ОУ и тщательный досмотр после их возвращения, с целью изъятия запрещенных предметов, а так же предупреждения вероятности проноса. Воспитанники должны знать, что досмотр обязательно будет проведен, и проведен качественно. Здесь мы видим несовершенство контроля. Относясь безответственно к своим обязанностям, мы провоцируем правонарушения.

5. Организация досуга и занятости несовершеннолетних.

Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, в отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, в стремлении к нахождению в типичной для них субкультуре.

Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности.

Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.

Обязательно отслеживать занятость воспитанника, контролировать посещение кружков и секций (ответственные: воспитатели, руководители доп. объединений).

Обеспечивать регулярную связь с родителями, следить за эмоциональным состоянием (ответственные: соц. педагоги, психологи, воспитатели). Но здесь мы видим так же проблему – звонки не всегда прослушиваются, и это тоже приводит к проблемам.

6. Профилактика и лечение зависимостей (подключение к проблеме медицинского персонала);

7. Реализация профилактических программ:

Дети и подростки, проживающие в учреждениях закрытого типа, нуждаются в положительном риске, который помогает им развить нужные качества личности, преодолевать страхи и влиться в социум.

Если среда, в которой ребенок живет, не предоставляет возможностей для этого, они начинают искать другие местах, которые позволяют получить острые ощущения.

Перечисленные особенности обуславливают особые подходы в работе с детьми, направленные на изменение уровня развития качеств личности в:

- интеллектуальной сфере (формирование знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах и нормах поведения, формирование представлений о долге, справедливости, самокритичности и ответственности);

- эмоциональной сфере (расширение диапазона эмоциональных переживаний, повышение компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояний других людей; формирование навыков управления своими эмоциями);

5 слайд

- волевой сфере (развитие инициативы и уверенности в своих силах, развитие настойчивости и умения преодолевать трудности; совершенствование навыков самостоятельного поведения, и др.) Методы требования и убеждения.

- предметно практической сфере (становление социальной компетентности ребенка, позволяющей эффективно действовать в жизненных ситуациях разного типа, продуктивно разрешать трудности, - это все то, что позволяет человеку быть успешным во взаимодействии с разными людьми и проблемами; трудотерапия; профориентация).

8. Залогом успешной работы по профилактике самовольных уходов считается наличие у подростка хотя бы одного взрослого, с которым были бы сформированы доверительные отношения. Возможно введение такой формы работы, как наставничество.

слайд 6

Организуя профилактическую работу в случаях самовольных уходов несовершеннолетних, необходимо различать первичную, вторичную и третичную профилактику:

- «первичная профилактика» направлена на всех детей, проживающих в учреждении;

- «вторичная профилактика» направлена на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в «группе риска», либо совершал самовольный уход хотя бы 1 раз;

- «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ. Для принятия адекватных профилактических и превентивных мер необходимо изучать причины, лежащие в основе самовольных уходов воспитанников.

Анализ самовольных уходов воспитанников из нашего учреждения показал, что основными причинами ухода являются:

слайд 7

- психологические трудности в адаптации к новым условиям проживания, неблагоприятный психологический климат в коллективе, утрата чувства безопасности;

- жажда новых впечатлений и развлечений, желание освободиться от надзора, надоевшего режима.

- желание навестись свое близкое окружение – родителей: из - за стойкой привязанность к членам семьи, либо из-за возникающих проблем в семье;

слайд 8

Далее предлагаю рассмотреть направленность профилактической работы с учетом основных причин ухода несовершеннолетних.

Причина: утрата чувства безопасности в учреждении, психологический дискомфорт.

Первичная профилактика.

Программы профилактики должны быть направлены на:

1. снижение агрессии в детской группе и в коллективе учреждения в целом. Выяснение возможных опасностей и их устранение;

2. преодоление издевательств среди сверстников;

3. скрининг психологический – наблюдение за поведением детей, настроением.


Вторичная профилактика:

  1. устранение источника опасности;

2. искусственное создание зоны безопасности (например, переселение ребенка в другую спальню, перевод в другую группу).


Третичная профилактика:

1. выявление «пробелов» в обеспечении безопасности ребенка;

2. поддержка ребенка, укрепление его чувства безопасности и уверенности в себе. Работа с психологом.




слайд 9

Причина: побег за приключениями, от скуки, желание чего-то нового


Первичная профилактика:

1. исследование потребностей ребенка: беседы, наблюдение;

2. предоставление возможностей для позитивного риска:

- организация квестов, соревнований, ролевых игр, театра и т.д.;

3. организация досуга и вовлечение во всевозможные мероприятия – спортивные, культурно-познавательные, патриотического воспитания и т.д.;

4. организация волонтерской активности детей. Это будет способствовать развитию эмпатии, а также социализировать их.

Вторичная профилактика:

1. исследование потребностей ребенка;

2. исследование возможности для их реализации;

3. использование дополнительного ресурса (психологи, волонтеры) для того, чтобы создать ощущение новизны.

Третичная профилактика:

Организация межведомственного взаимодействия для привлечения психологов, экспертов, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и т.д.




слайд 10

Причина: побег к друзьям или родственникам

Первичная профилактика:

1. поддержание контакта с семьей ребенка.

2. запрет на наказание ребенка ограничением общения с семьей.

4. организация «свиданий» (совместные праздники, мероприятия на территории учреждения с участием родственников).


Вторичная профилактика:

1. поддержание контакта с семьей ребенка.

2. межведомственное взаимодействие с Органами Опеки и Попечительства и с центрами социальной помощи семье и детям с целью реинтеграции ребенка в семью.


Третичная профилактика:

1. поддержание контакта с семьей ребенка.

2. межведомственное взаимодействие с Органами Опеки и Попечительства, Комиссией по делам несовершеннолетних и с центрами социальной помощи семье и детям с целью реинтеграции ребенка в семью.






Таким образом, имея четкое представление о причине самовольной отлучки можно выстроить индивидуальный маршрут сопровождения несовершеннолетнего.

Спасибо за внимание.