1 слайд
ПРОФИЛАКТИКА САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА.
2 слайд
Работа по профилактике самовольных уходов – процесс сложный, длительный по времени и требует взаимодействия всех специалистов.
Для снижения риска совершения самовольных уходов в учреждении должна быть создана система работы, направленная на профилактику самовольных уходов, включающая меры превентивного характера.
3 слайд
Превентивные меры:
Систематическое выявление детей «группы риска».
Раз в квартал происходит обновление списков.
Основанием для постановки на учет в «группу риска» является во-первых, адаптационный период ребенка, во-вторых, информация из материалов личного дела воспитанника, а именно его склонность к бродяжничеству, пустому времяпрепровождению. Так же в некоторых случаях относим особую категорию несовершеннолетних, которые изначально склонны к самовольным уходам:
дети с различными видами аддикций (зависимостей);
дети с нарушением в психическом здоровье (дромомания, имеющие медицинские диагнозы: «социализированное расстройство поведения на фоне микросоциальной педагогической запущенности с задержкой умственного (психологического) развития», «расстройство поведения и эмоций» и др.); Дети, имеющие социально-педагогическую запущенность, трудно адаптируются в условиях четкого распорядка дня и могут совершать самовольные уходы с целью освобождения от надзора.
Следующая группа детей, склонная к самовольным уходам:
дети с нарушением в интеллектуальной сфере (ведомые, зависимые);
дети с наличием различного рода межличностных конфликтов, с опытом проживания в различных государственных учреждениях и замещающих семьях.
Считается, что изменить поведение таких подростков крайне трудно, так как оно основано на глубоких внутренних убеждениях, особом мировоззрении, которое складывалось в течение длительного времени под влиянием значимых событий их жизни.
Поэтому вышеперечисленные категории воспитанников должны находиться в зоне повышенного внимания и контроля специалистов учреждения. Т.е., каждый 2, если не 1 нуждается в контроле! Бдительность терять нельзя!
4 слайд
Так же к мерам превентивного характера относятся:
2. Профилактические беседы с воспитанниками ОУ. Каждый несовершеннолетний при поступлении должен быть ознакомлен с правилами поведения в учреждении, ему разъясняются его права и обязанности, ответственность за нарушение этих правил и опасность, которой подросток подвергается при нахождении в самовольном уходе (ответственность на воспитателях, специалистах СКС)
Работа должна проводиться не только с воспитанниками, но и с персоналом. Каждого вновь принимаемого работника необходимо ознакомить не только с функционалом, но и с личностными особенностями воспитанников, со списками группы-риска, инструктировать по действиям при выявлении предпосылок к самовольному уходу, по предотвращению побега и при самовольном уходе.
3. Организация пропускного режима (со всеми посетителями, навещающими ребенка, должен беседовать представитель учреждения, во первых с целью предотвращения нарушений (озвучиваются правила поведения во время и после свидания), во-вторых, с целью ограничения нежелательных контактов и в-третьих, установления взаимодействия с законными представителями при самовольном уходе воспитанника). При необходимости общение несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам, проходит в присутствии сотрудника СУВУ.
Обязательно предусмотрено ведение «Журнала регистрации посетителей ОУ»; наличие списка контактов ближайшего микросоциума каждого воспитанника.
4. Сопровождение несовершеннолетних на мероприятия, проводимые за пределами ОУ и тщательный досмотр после их возвращения, с целью изъятия запрещенных предметов, а так же предупреждения вероятности проноса. Воспитанники должны знать, что досмотр обязательно будет проведен, и проведен качественно. Здесь мы видим несовершенство контроля. Относясь безответственно к своим обязанностям, мы провоцируем правонарушения.
5. Организация досуга и занятости несовершеннолетних.
Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, в отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, в стремлении к нахождению в типичной для них субкультуре.
Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности.
Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.
Обязательно отслеживать занятость воспитанника, контролировать посещение кружков и секций (ответственные: воспитатели, руководители доп. объединений).
Обеспечивать регулярную связь с родителями, следить за эмоциональным состоянием (ответственные: соц. педагоги, психологи, воспитатели). Но здесь мы видим так же проблему – звонки не всегда прослушиваются, и это тоже приводит к проблемам.
6. Профилактика и лечение зависимостей (подключение к проблеме медицинского персонала);
7. Реализация профилактических программ:
Дети и подростки, проживающие в учреждениях закрытого типа, нуждаются в положительном риске, который помогает им развить нужные качества личности, преодолевать страхи и влиться в социум.
Если среда, в которой ребенок живет, не предоставляет возможностей для этого, они начинают искать другие местах, которые позволяют получить острые ощущения.
Перечисленные особенности обуславливают особые подходы в работе с детьми, направленные на изменение уровня развития качеств личности в:
- интеллектуальной сфере (формирование знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах и нормах поведения, формирование представлений о долге, справедливости, самокритичности и ответственности);
- эмоциональной сфере (расширение диапазона эмоциональных переживаний, повышение компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояний других людей; формирование навыков управления своими эмоциями);
5 слайд
- волевой сфере (развитие инициативы и уверенности в своих силах, развитие настойчивости и умения преодолевать трудности; совершенствование навыков самостоятельного поведения, и др.) Методы требования и убеждения.
- предметно практической сфере (становление социальной компетентности ребенка, позволяющей эффективно действовать в жизненных ситуациях разного типа, продуктивно разрешать трудности, - это все то, что позволяет человеку быть успешным во взаимодействии с разными людьми и проблемами; трудотерапия; профориентация).
8. Залогом успешной работы по профилактике самовольных уходов считается наличие у подростка хотя бы одного взрослого, с которым были бы сформированы доверительные отношения. Возможно введение такой формы работы, как наставничество.
слайд 6
Организуя профилактическую работу в случаях самовольных уходов несовершеннолетних, необходимо различать первичную, вторичную и третичную профилактику:
- «первичная профилактика» направлена на всех детей, проживающих в учреждении;
- «вторичная профилактика» направлена на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в «группе риска», либо совершал самовольный уход хотя бы 1 раз;
- «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ. Для принятия адекватных профилактических и превентивных мер необходимо изучать причины, лежащие в основе самовольных уходов воспитанников.
Анализ самовольных уходов воспитанников из нашего учреждения показал, что основными причинами ухода являются:
слайд 7
- психологические трудности в адаптации к новым условиям проживания, неблагоприятный психологический климат в коллективе, утрата чувства безопасности;
- жажда новых впечатлений и развлечений, желание освободиться от надзора, надоевшего режима.
- желание навестись свое близкое окружение – родителей: из - за стойкой привязанность к членам семьи, либо из-за возникающих проблем в семье;
слайд 8
Далее предлагаю рассмотреть направленность профилактической работы с учетом основных причин ухода несовершеннолетних.
Причина: утрата чувства безопасности в учреждении, психологический дискомфорт. |
Первичная профилактика. Программы профилактики должны быть направлены на: 1. снижение агрессии в детской группе и в коллективе учреждения в целом. Выяснение возможных опасностей и их устранение; 2. преодоление издевательств среди сверстников; 3. скрининг психологический – наблюдение за поведением детей, настроением. |
Вторичная профилактика: устранение источника опасности; 2. искусственное создание зоны безопасности (например, переселение ребенка в другую спальню, перевод в другую группу). |
Третичная профилактика: 1. выявление «пробелов» в обеспечении безопасности ребенка; 2. поддержка ребенка, укрепление его чувства безопасности и уверенности в себе. Работа с психологом. |
слайд 9
Причина: побег за приключениями, от скуки, желание чего-то нового |
Первичная профилактика: 1. исследование потребностей ребенка: беседы, наблюдение; 2. предоставление возможностей для позитивного риска: - организация квестов, соревнований, ролевых игр, театра и т.д.; 3. организация досуга и вовлечение во всевозможные мероприятия – спортивные, культурно-познавательные, патриотического воспитания и т.д.; 4. организация волонтерской активности детей. Это будет способствовать развитию эмпатии, а также социализировать их. |
Вторичная профилактика: 1. исследование потребностей ребенка; 2. исследование возможности для их реализации; 3. использование дополнительного ресурса (психологи, волонтеры) для того, чтобы создать ощущение новизны. |
Третичная профилактика: Организация межведомственного взаимодействия для привлечения психологов, экспертов, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и т.д. |
слайд 10
Причина: побег к друзьям или родственникам |
Первичная профилактика: 1. поддержание контакта с семьей ребенка. 2. запрет на наказание ребенка ограничением общения с семьей. 4. организация «свиданий» (совместные праздники, мероприятия на территории учреждения с участием родственников). |
Вторичная профилактика: 1. поддержание контакта с семьей ребенка. 2. межведомственное взаимодействие с Органами Опеки и Попечительства и с центрами социальной помощи семье и детям с целью реинтеграции ребенка в семью. |
Третичная профилактика: 1. поддержание контакта с семьей ребенка. 2. межведомственное взаимодействие с Органами Опеки и Попечительства, Комиссией по делам несовершеннолетних и с центрами социальной помощи семье и детям с целью реинтеграции ребенка в семью. |
Таким образом, имея четкое представление о причине самовольной отлучки можно выстроить индивидуальный маршрут сопровождения несовершеннолетнего.
Спасибо за внимание.