ПРОФИЛАКТИКА САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ ГОСУЧРЕЖДЕНИЙ.
Работа по профилактике самовольных уходов – процесс сложный, длительный по времени и требует взаимодействия всех специалистов.
Для снижения риска совершения самовольных уходов в учреждении должна быть создана система работы, направленная на профилактику самовольных уходов, включающая меры превентивного характера.
Превентивные меры:
Систематическое выявление детей «группы риска».
Сбор и изучение характеризующей информации (характеристики несовершеннолетнего; анализ результатов диагностики личностных особенностей несовершеннолетнего; результаты опроса несовершеннолетнего и его ближайшего окружения, фиксируются особые приметы: цвет и разрез глаз, рост, цвет волос, родимые пятна, шрамы, татуировки, походка, жестикуляция и др.).
Основанием для постановки на учет в «группу риска» может быть и особая категория несовершеннолетних, которые изначально склонны к самовольным уходам из учреждения.
Это дети с различными видами
аддикций (зависимостей),
дети с нарушением в психическом здоровье (в т.ч. с дромоманией),
дети с нарушением в интеллектуальной сфере (ведомые),
дети с наличием различного рода межличностных конфликтов, с опытом проживания в различных государственных учреждениях и замещающих семьях.
Также склонность к бродяжничеству характерна для детей с медицинскими диагнозами «социализированное расстройство поведения на фоне микросоциальной педагогической запущенности с задержкой умственного (психологического) развития», «расстройство поведения и эмоций» и др.
Дети, имеющие социально-педагогическую запущенность, трудно адаптируются в условиях четкого распорядка дня и могут совершать самовольные уходы с целью освобождения от надзора.
Изменить поведение таких подростков крайне трудно, так как оно основано на глубоких внутренних убеждениях, особом мировоззрении, которое складывалось в течение длительного времени под влиянием значимых событий жизни. Поэтому вышеперечисленные категории воспитанников должны находиться в зоне повышенного внимания и контроля специалистов учреждения.
2. Профилактические беседы с воспитанниками ОУ. Каждый несовершеннолетний при поступлении должен быть ознакомлен с правилами поведения в учреждении, ему нужно разъяснить его права и обязанности, ответственность за нарушение правил и опасность, которой подросток подвергается при нахождении в самовольном уходе.
Работа проводится как с воспитанниками ОУ, так и с персоналом. Каждого вновь принимаемого работника необходимо ознакомить не только с функционалом, но и с личностными особенностями воспитанников, инструктировать по действиям при выявлении предпосылок к самовольному уходу, по предотвращению побега и при самовольном уходе.
3. Организация пропускного режима (со всеми посетителями, впервые навещающими ребенка, беседует либо социальный педагог, либо представитель администрации с целью ограничения нежелательных контактов и установления взаимодействия при возможном самовольном уходе воспитанника). При необходимости общение несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам, проходит в присутствии сотрудника центра. Обязательно предусмотрено ведение «Журнала регистрации посетителей ОУ»); вообще, хорошо бы иметь контакты ближайшего микросоциума подростка.
4. Сопровождение несовершеннолетних в учебные заведения и на мероприятия, проводимые за пределами ОУ;
5. Организация досуга и занятости несовершеннолетних.
Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, в отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, в стремлении к нахождению в типичной субкультуре.
Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности.
Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.
На нашей территории ЦДО представлен 22 объединениями и секциями. 22 способа сделать жизнь насыщенной и яркой.
6. Профилактика и лечение зависимостей (подключение к проблеме медицинского персонала);
7. Реализация профилактических программ:
Дети и подростки, проживающие в учреждениях интернатного типа, других госучреждениях нуждаются в положительном риске, который помогает им развить нужные качества личности, преодолевать страхи и влиться в социум.
Если среда, в которой ребенок живет, не предоставляет возможностей для этого, они могут начать пробовать себя в других местах, которые позволяют получить острые ощущения.
Перечисленные особенности обуславливают особые подходы в работе с детьми, направленные на создание условий для увеличения личностных ресурсов человека, а именно:
- на формирование самостоятельности ребенка, инициативы, ответственности, как альтернатив зависимости;
- на развитие его эмоциональной сферы, расширение диапазона эмоциональных переживаний, повышение компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояний других людей, что является основой коммуникативной компетентности;
- на становление социальной компетентности ребенка, позволяющей эффективно действовать в жизненных ситуациях разного типа, продуктивно разрешать трудности, уметь обнаруживать дефицит собственного ресурса и находить варианты его восполнения, - это все то, что позволяет человеку быть успешным во взаимодействии с разными людьми и проблемами;
- на формирование ценности здорового образа жизни;
- в рамках профилактики самовольных уходов хорошие результаты дает трудотерапия;
- наиболее стабильные - хоть и отсроченные - результаты дает работа, направленная на профориентацию подростков;
- правовое просвещение подростков.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ. Для принятия адекватных профилактических и превентивных мер необходимо изучить причины, лежащие в основе самовольных уходов воспитанников.
В каждом конкретном случае они могут быть разными.
Побеги по причине стойкого асоциального поведения:
эмансипированные побеги, являются наиболее частыми у подростков 13-17 лет (45%).
Поводом для побега является стремление почувствовать себя взрослым и независимым, освободиться от надзора, контроля (воспитателей), излишней опеки, строго регламентированного режима, образа жизни, отличного от образа жизни референтной группы.
Как правило, такие побеги совершаются не в одиночку. Часто этим побегам предшествуют прогулы занятий в школе, распитие спиртных напитков в компании авторитетных приятелей, делинквентные поступки.
Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен детям с психопатиями и акцентуациями характера.
демонстративные побеги. Такие побеги являются следствием протестных реакций и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, чтобы привлечь к себе внимание, поэтому убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. Причина – гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников.
бродяжничество (дромоманические побеги), редкие 9 % при котором у ребят возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку, находят временное место обитания в подвальных помещениях, на чердаках, на вокзалах. Среди этой категории детей есть те, кого привлекает улица в связи с наличием в прошлом позитивного опыта проживания на улице (особенно когда наступает теплое время года) или ностальгия по свободной жизни, или потребность в прежнем образе жизни (особенно это значимо для девочек с большим опытом сексуальной жизни).
«путешественники» или беглецы-исследователи. Бегут с целью поиска приключений и утверждения своей независимости. Такие дети путешествуют по разным городам, им приносит удовольствие сам процесс путешествия. Зачастую, тяга к бродяжничеству и путешествиям обусловлена различного рода психическими заболеваниями.
стойкое желание проживать в семье. Причинами таких побегов является стойкая привязанность к членам семьи, желание увидеть своих родителей, родственников и непреодолимое желание вернуться к ним.
Вот почему основой профилактики самовольных уходов воспитанников из государственного учреждения становятся мероприятия, направленные не только на адаптацию несовершеннолетних к новым условиям и создание психологического комфорта, но и включение в реабилитационную работу законных представителей ребенка, его социальное окружение, как полноправных участников программы реабилитации ребенка.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ВОЗВРАЩЕНИИ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Учитывая высокий риск угрозы безопасности ребенка во время его отсутствия в учреждении, можно понять весь спектр чувств взрослых, несущих ответственность за воспитанника учреждения. Это и страх, и тревога, и беспокойство, и высокий уровень стресса, перенесенный во время поисков ребенка и т.д.
Поэтому во-1х важно по возвращении ребенка – показать, ему, что самое главное – это то, что он вернулся целым и невредимым.
В связи с этим, важной представляется работа по отреагированию негативных эмоций сотрудников, отвечающих за ребенка.
По возвращении ребенка взрослым запрещается:
- повышать голос на ребенка;
- оскорблять или обвинять ребенка;
- закрывать ребенка в помещениях учреждения;
- хватать ребенка с силой, удерживать руками;
- вести морализаторские разговоры;
- читать нравоучения;
- угрожать ребенку.
По возвращении ребенка взрослым рекомендуется:
- заранее отреагировать негативные эмоции с помощью психолога или в педагогическом коллективе, без участия детей;
- выражать такие чувства, как радость или облегчение, что ребенок вернулся;
- определить возможный вред, от которого мог пострадать ребенок и предпринять соответствующие действия по устранению последствий этого вреда.
2 шаг - выяснение причины ухода ребенка.
Как это сделать? Через индивидуальную работу.
Проводить интервью следует в нейтральном месте, где ребенок чувствует себя в безопасности, и лучше всего, чтобы его проводил человек, с которым у ребенка сложились доверительные отношения. В таком случае больше шансов, что он будет глубоко обсуждать причины, по которым он совершил уход.
Образец опроса ребенка, вернувшегося из самовольного ухода, может быть выстроен по-разному, н-р:
Образец опроса ребенка, вернувшегося из самовольного ухода.
Вопрос | Да | Нет | Комментарии |
Почему: Что-то случилось в детском доме/СУВУ? Кто-то дрался или бил тебя? Сверстники заставили? Тебе кто-то причинял боль? (аккуратно спросите о физическом и сексуальном насилии) Пошел добывать алкоголь/наркотики? Хотел вернуться к семье? Просто проветриться? Ты планировал убежать (брал с собой еду, одежду, деньги)? Кто-то из друзей подговаривал тебя не возвращаться в детский дом? Тебя силой удерживали? | | | |
Открытые вопросы, которые необходимо задать ребенку. Почему: 1. Сколько раз ты убегал? (спросите о деталях произошедшего, опыте, взаимодействии и отношениях, которые возникали у ребенка во время его отсутствия) (исследование фактов самовольных уходов из других учреждений, были ли побеги из семьи, причин, опыта и результатов побегов.) 2. Как выглядит хороший день дома? Что такое плохой день? 3. Для чего ты решил убежать? (исследование того, что они планировали получить в результате). 4. Расскажи мне о своем решении убежать (исследование - был ли побег запланированным или спонтанным). 5. Насколько ты или другие люди могли повлиять на то, что заставило тебя убежать? (спросите, насколько предсказуемо это поведение, кто несет ответственность в этой ситуации, как изменялись поведение или события). |
Во время побега: Было страшно вернуться? В какой-то момент хотелось вернуться? Случилось ли с тобой что-то плохое - рана, травма, употребление ПАВ, насилие (физическое, сексуальное, психическое). Где тебя удерживали? Предлагали ли тебе алкоголь/наркотики: сколько, что именно, откуда добывались (покупка, кража (у кого, где), подарок (от кого))? Где ты жил (в доме друзей, у родственников, не знал их, в машине, гулял по улицам, на улице)? Что ты делал, чтобы раздобыть еду, деньги, одежду? Удавалось ли принять душ, если да, то где? Удавалось ли сменить белье, если да, то где? Нуждался ли ты в чем-то во время побега? Контактировал ли ты с кем-то во время побега (друзья, семья, воспитатели) Сталкивался ли с полицией? Совершал ли ты преступление (сам, с кем-то, кто-то просил тебя это сделать)? | | | |
Во время побега: 1. С кем ты убежал? 2. Куда ты пошел, когда убежал? (исследование – какое было первое место, куда пошли, где провели большую часть времени, где было последнее место, спрашивайте «почему» про каждое место.) 3. Какие были отношения с теми людьми, с которыми ты был во время побега? (исследование отношений с этими людьми, их отношение к тому, что к ним пришел ребенок, к тому, что ребенок сбежал из детского дома.) 4. Как долго ты отсутствовал? 5. Что ты делал, чтобы выжить (чем питался, где спал, где брал деньги и т.п.)? 6. Каков был твой обычный день во время побега? 7. Расскажи мне про школу во время побега (исследование, пропускал ли во время побега) 8. Расскажи мне о каком-нибудь хорошем опыте во время побега. |
Возвращение: Убегал ли от полиции? Вернулся по собственной воле? Тебя кто-то вернул? Ты попросил, чтобы тебя откуда-то забрали? Страшно ли было возвращаться? Как ты себя чувствуешь сейчас после возвращения? Если ли что-то что тебе нужно? Как с тобой обращались после твоего возвращения? | | | |
Возвращение: 1. Как ты снова оказался в детском доме? (исследование – было ли это добровольное возвращение или нет). 2. По шкале от 1 до 10, где 10 наивысший балл, насколько для тебя безопасно вернуться домой? 3. Что случилось, когда ты вернулся? 4. Расскажи мне о последствиях побега. 5. Что бы могло тебя остановить от побега? 6. Что нужно изменить, чтобы ты захотел остаться в д/доме? (спросите, всегда ли так было в д/доме и если нет, когда все изменилось и что способствовало этим изменениям). 7. Что ты сам можешь сделать, чтобы это изменить? 8. Что другие люди должны сделать, чтобы это изменить? 9. Насколько возможны эти перемены? 10. Что ты больше всего хочешь? 11. Как ты думаешь что тебе, прежде всего, необходимо, чтобы получить то, что ты хочешь? 12. Если бы ты был на моем месте, что самое важное ты бы сказал или сделал для такого же, как ты? 13. Кому ты рассказал, что собираешься убежать до того, как убежал? (Исследование вопроса – почему именно этому человеку рассказал) 14. Были ли у тебя мысли о побеге после того, как ты вернулся? 15. Какой совет ты бы дал ребенку, который собирается убежать из детского дома? |
Организуя профилактическую работу в случаях самовольных уходов несовершеннолетних, необходимо различать первичную, вторичную и третичную профилактику:
- «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей, проживающих в учреждении;
- «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в «группе риска», либо совершал самовольный уход хотя бы 1 раз;
- «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем.
Для всех уровней профилактики необходимо, чтобы у ребенка в учреждении был хотя бы один взрослый, с которым сформированы доверительные отношения. Это залог успешной работы по профилактике самовольных уходов.
Предлагаю рассмотреть направленность профилактической работы с учетом причин ухода несовершеннолетнего.
Причина: ушел от обиды, психанул, протестная реакция |
Первичная профилактика: 1. Обучение ребенка адекватно выражать свой гнев, злиться правильно. 2. Легализацию выражения злости и обиды в учреждении. Злость – это такое же чувство, как и все остальные, его нужно учиться выражать правильно, нет ничего плохого в том, чтобы злиться. Использовать психологические техники выражения гнева. |
Вторичная профилактика: 1. Обучение ребенка адекватно выражать свой гнев, злиться правильно. 2. Легализацию выражения злости и обиды в учреждении. Злость – это такое же чувство, как и все остальные, его нужно учиться выражать правильно, нет ничего плохого в том, чтобы злиться. 3. Обучение детей правилам безопасного поведения во время отсутствия в учреждении (как вести себя с незнакомцем, телефоны и адреса помощи, как и где оставить записку о том, что ребенок уходит, какие способы связи со взрослыми есть и т.д.). «Легализация побега». Такой подход кажется рискованным, тем не менее, он предоставляет возможность ребенку позаботиться о своей безопасности, снять «романтический ореол» самовольного ухода (то, что разрешено, уже не так притягательно). Взрослым такой подход дает дополнительные возможности для поиска ребенка (записка, смс и т.д.). 4. Индивидуальная работа с психологом для пары «ребенок-воспитатель», направленная на установление доверительного контакта между ними. |
Третичная профилактика: 1. Обучение ребенка адаптивным механизмам, способам выражения гнева социально приемлемыми способами. 2. Индивидуальная работа с психологом. |
Причина: ушел на зло/Попытка манипуляции/ Демонстративность |
Первичная профилактика: Необходимо: 1. Выделить детей с демонстративными чертами и оказывать им адекватную их психическим особенностям поддержку (подкреплять позитивные формы поведения, самостоятельность ребенка). 2. Формировать у ребенка доверие к взрослым, готовность договориться. 3. Использовать дополнительный ресурс (психолог, волонтеры) для того, чтобы: - компенсировать потребность ребенка во внимании - развить иные формы поведения - смещение локуса контроля внутрь «внешний локус» подразумевает, что человек ставит всё, что с ним случается, в зависимость от обстоятельств. Они предопределены заранее, и изменить их невозможно. Внутренний локус предполагает, что, образно говоря, сам человек – кузнец своего счастья. Судьба – это не то, что обязательно случится, а результат осознанных действий, принятых решений и череды выборов. И правильные они или нет – воля не случая, а человека. |
Вторичная профилактика: Программы профилактики должны быть направлены на: 1. Обучение детей правилам безопасного поведения во время отсутствия в учреждении (как вести себя с незнакомцем, телефоны и адреса помощи, как и где оставить записку о том, что ребенок уходит, какие способы связи со взрослыми есть и т.д.). Такой подход кажется рискованным, тем не менее, он предоставляет возможность ребенку позаботиться о своей безопасности, снять «романтический ореол» самовольного ухода (то, что разрешено, уже не так притягательно). Взрослым такой подход дает дополнительные возможности для поиска ребенка (записка, смс и т.д.). 2. Развитие различных форм гостевого режима – часто ребенок уходит к тем людям, с которыми у него нет возможности общаться внутри учреждения (значимые сверстники, родственники и т.д.). Необходимо легализовать возможность общения с дорогими ребенку людьми на территории учреждения. Это позволит специалистам держать на контроле контакты ребенка, а также снизить риски самовольных уходов. |
Третичная профилактика: 1. Использование дополнительного ресурса (психологи, волонтеры). 2. Осознание ребенком рисков самовольного ухода. 3. Работа с теми потребностями ребенка, которые он удовлетворяет в самовольном уходе. 4. Предоставление возможности рисковать социально приемлемыми способами. Постепенное наращивание ответственности и самостоятельности ребенка |
Причина: сопротивление правилам учреждения. |
Первичная, вторичная, третичная профилактика: 1. В учреждении необходимо предоставить детям возможность иметь разный режим дня для разного возраста. Для того, чтобы детям было интересно соблюдать режим дня для своего возраста необходимо сделать более мелкие градации в свободе и ответственности для детей разных возрастов. Основной критерий – ребенок стабильно выполняет текущий распорядок дня и правила учреждения и в рамках этих правил сам свое поведение регулирует. В таком случае можно расширять границы свободы и ответственности. 2. Исследование вопроса, зачем ребенок может убежать. |
Причина: побег за приключениями, от скуки, желание чего-то нового |
Первичная профилактика: 1. исследование потребностей ребенка: - беседы - наблюдение 2. предоставление возможностей для позитивного риска: - организация квестов, соревнований, ролевых игр, театра и т.д. 3. привлечение волонтеров для работы с детьми. 4. организация волонтерской активности самих детей, проживающих в детском доме. Это будет способствовать развитию эмпатии у детей, а также социализировать их. |
Вторичная профилактика: 1. исследование потребностей ребенка 2. возможности для реализации в детском доме 3. обучение правилам безопасного поведения во время отсутствия в учреждении 4. акцент на информировании 5. использование дополнительного ресурса (психологи, волонтеры) для того, чтобы создать ощущение новизны для детей в детском доме. |
Третичная профилактика: Организация межведомственного взаимодействия для привлечения психологов, экспертов, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и т.д. |
Причина: утрата чувства безопасности в учреждении вследствие жестокого обращения со стороны персонала или других детей (бегство от опасности) |
Первичная профилактика: Программы профилактики должны быть направлены на: 1. снижение агрессии в детской группе и в коллективе учреждения в целом. Выяснение возможных опасностей и их устранение. 2. преодоление издевательств среди сверстников (буллинга). 3. скрининг психологический – наблюдение за поведением детей, настроением. |
Вторичная профилактика: Устранение источника опасности Безопасность в побеге |
Третичная профилактика: 1. выявление «пробелов» в обеспечении безопасности ребенка. 2. искусственное создание зоны безопасности (например, переселение ребенка в другую комнату, блок, секцию, перевод в другую группу). 3. поддержка ребенка, укрепление его чувства безопасности и уверенности в себе. Работа с психологом. |
Причина: побег к друзьям или родственникам |
Первичная профилактика: 1. поддержание контакта с семьей ребенка. 2. поездки в семью ребенка в сопровождении сотрудника учреждения. 3. запрет для воспитателей на наказание ребенка ограничением общения с семьей. 4. проведение «гостевого дня» (совместные праздники, субботники, мероприятия на территории детского дома с участием родственников). |
Вторичная профилактика: 1. поддержание контакта с семьей ребенка. 2. межведомственное взаимодействие с Органами Опеки и Попечительства и с центрами социальной помощи семье и детям с целью реинтеграции ребенка в семью. |
Третичная профилактика: 1. поддержание контакта с семьей ребенка. 2. межведомственное взаимодействие с Органами Опеки и Попечительства, Комиссией по делам несовершеннолетних и с центрами социальной помощи семье и детям с целью реинтеграции ребенка в семью. |
Причина: побег ребенка «на заработки» |
Первичная профилактика: 1. Быть осведомленными о потребностях детей в деньгах. 2. Дать возможность детям с 14 лет легально заработать через биржу труда. 3. Взаимодействие со спонсорами и социальными партнерами. Спонсоры могут предоставлять возможность подработки на предприятии с обеспечением наставника для ребенка, или платить стипендию детям за разного рода заслуги (достижения в учебе, поведении, социальные достижения и т.д.). 4. Организация ярмарок, на которых дети могут продавать свои творческие подделки. Участие в городских мероприятиях подобного рода |
Вторичная профилактика: 1.Если все условия для легального заработка созданы, а ребенок продолжает совершать самовольные уходы с целью заработка, возникает подозрение о вовлечении ребенка в преступную деятельность. В таком случае стоит сосредоточить усилия на организации межведомственного взаимодействия с Органами Опеки и Попечительства, Комиссией по делам несовершеннолетних, Отделом внутренних дел, ПДН. |
Третичная профилактика: 1. В целях профилактики вовлечения других детей в КСЭД и преступную деятельность сосредоточить свое внимание на профилактической работе с другими детьми. 2. Коррекционные программы. 3. Межведомственное взаимодействие с Органами Опеки и Попечительства, Комиссией по делам несовершеннолетних, Отделом внутренних дел, ПДН. 4. Вопрос о смене учреждения. |
Причина: уход ребенка для совершения правонарушения |
Первичная профилактика: 1. Воспитательские часы о видах ответственности за совершение правонарушений. 2. «Правовые игры». 3. Организация выездов в колонии для несовершеннолетних. 4. Просмотр социальной рекламы. 5. Организация театральной деятельности с проигрыванием рискованных ситуаций в сценках. 6. Организация кинолекториев. 7. Предоставление возможностей для позитивного риска (встречи с экстремалами, каскадерами). 8. Выяснение потребностей ребенка в том, чтобы совершить преступление. 9. Подкрепление позитивных форм поведения, принятие ребенка, помочь ребенку почувствовать себя успешным. |
Вторичная профилактика: -Акцент на ответственности и последствиях преступления. - Межведомственное взаимодействие. |
Третичная профилактика: 1. Межведомственное взаимодействие 2. Дополнительный ресурс 3. Вопрос по переводу в другое учреждение 4. Программа коррекции |
Одним из шагов к серьезной работе над исправлением ситуации, предлагаю изучить и использовать восстановительную технологию под названием «Круг сообщества»
Эта технология как раз и применяется в ситуациях конфликта или сложной ситуации в коллективе.
Само название технологии говорит о форме и участниках ее проведения.
Круг - символ равенства. Тут никто не может спрятаться на задней парте. Нет первых и последних. Тут все вместе.
Сообщество – группа людей, объединенная общими интересами или видами деятельности.
Круг сообщества — это арена для разговора. Но это разговор с соблюдением определенных принципов, этапов с заданной целью и правилами.
Всю технологию при желании можно изучить.
Если Круг проводится из-за конфликта, лучше начать с нейтральной темы. Может быть, даже вообще не касаться самых болевых точек на первом Круге. Пусть сначала возникнет хоть какое-то взаимопонимание. Темой обсуждения на Круге могут быть любые вопросы, как-то связанные с жизненными ценностями, с моралью, с духовными запросами, можно обсудить какое-то качество человека, взяв за основу: случай из жизни; притчу; литературное произведение.
Например, педагог спрашивает: «Как вы думаете, какая человеческая черта самая плохая (хорошая, полезная, опасная...)?»
Подростки отвечают по кругу, передавая из рук в руки символ слова.
После того как бесконфликтное общение налажено, можно переходить к самым болезненным вопросам.
Вопросы могут быть такие:
Какова, на твой взгляд, причина самовольных уходов детей?
Как ты обычно справляешься с ситуацией, когда тебе плохо в учреждении?
Как можно изменить твою жизнь, чтобы тебе хотелось проводить здесь больше времени?
Какие опасности кроются в уходе – когда увел кто-то чужой, когда ты потерялся в незнакомом месте?
Как можно преодолеть эти опасности?
Подобная работа может быть проведена и с педагогическим коллективом: и тогда обсуждаются следующие темы:
Зачем дети уходят из нашего учреждения?
С какими потребностями детей связаны уходы?
Какие потребности детей мы можем удовлетворять по-другому?
Каков вклад взрослых в то, что дети уходят?
Как мы можем снизить количество уходов?
Какова наша роль в том, чтобы снизить количество уходов?
Как обезопасить детей от опасностей, подстерегающих их во время
отсутствия в учреждении?
Самое ценное в этой технологии то, что на определенном этапе ведущий предлагает высказаться о возможных способах решения проблемы. Что лично я могу сделать, помочь, мой личный вклад в разрешение ситуации.
Происходит добровольное принятие ответственности за выдвинутое им же самим предложение.
Стоит отметить, что не всегда в круге требуется принимать решение. Иногда достаточно прояснить ситуацию или важнее оказать человеку поддержку, проявить взаимопонимание.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Материалы, разработанные Некоммерческим партнерством «Семья детям»: 1.1. Брошюра «Я могу защитить себя» http://www.family2children.ru/upload/file/NN_broshura.pdf 1.2. Методические рекомендации к брошюре «Я могу защитить себя» http://www.family2children.ru/upload/file/Metodicheskie_rekomendacii_Ya_mogu_zashitit_s ebya.pdf 1.3. Компьютерная игра, обучающая детям правилам безопасного поведения «Ёжка и его секреты» http://www.family2children.ru/Igra_Ezhka_i_ego_sekreti
2. Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Личко. – М., 1999.
3. Попов Ю., Вид В. Современная клиническая психиатрия / Ю. Попов, В. Вид. – М., 1997.
4. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ под ред. И. В. Дубровиной. – Екатеринбург, 2000.
5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. – М., 1998. 6. Филонов Л.Б. Технология и установление контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях / Л. Б. Филонов. – М., 1994.
7. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Приклад. психология и психоанализ / Т. И. Шульга. – № 2,1998.
8. Шульга Т.И., Спаниярд Х., Слот В. Методика работы с детьми группы риска / Т. И. Шульга, Х. Спаниярд, В. Слот. – М., 2000.
9. Волкова Е. Н. Психология субъектности педагога. — Н. Новгород, 2001.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. «У нас разные характеры как быть», АСТ, год издания: 2012 страниц: 256, ил.