Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних.
Социальный педагог
МБОУ «СОШ№1»
п.г.т. Уренгой Пуровского района
Амоаший Ольга Сергеевна
Семейное неблагополучие – фактор девиантного поведения несовершеннолетних.
Основы личности закладываются в семье.
Родителям важно знать об основных особенностях воспитания ребенка в семье и учитывать их.
В ТОЖЕ ВРЕМЯ , СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ТЕСНО СОТРУДНИЧАТЬ С СЕМЬЕЙ, ИЗУЧАТЬ ЕЕ, ЧТОБЫ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА.
Причины психолого-педагогического свойства,
связанные с внутрисемейными отношениями
и воспитанием детей в семье.
Причины
Макросоциальные -
кризисные явления
в
социально-экономической
сфере.
Микросоциальные -
причины биологического
характера
обусловленные генетической,
психологической или
физической патологией.
миграция
населения
Экономическая, психологическая
самостоятельность женщин
социальная
незрелость
урбанизация
нравственна – психологическая
неподготовленность вступающих
в брак
недостаточная
обоснованность
решения
Малая ответственность
за семью и детей
5 типов семей
1-й тип
2-й тип
Семьи с высоким уровнем нравственных отношений
3-й тип
Семьи, характеризующиеся нормаль-ными отношениями
4-й тип
Конф-ликтные семьи
5-й тип
Педагогически несостоятельные семьи
Асоциальные семьи
Рассмотрим 3-5 тип семей
Асоциальная семья
В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке.
Асоциальные семьи воздействуют на него напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.
Конфликтные семьи
Родителям в таких семьях не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях и постоянно их выясняют. Ни о каком разумном воспитании нет и речи.
Здесь необходимо активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье.
Педагогически несостоятельная семья
Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми.
Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания.
ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Низкая успеваемость; Неврастения;
Отсутствие навыков личной гигиены;
Неуравновешенность психики;
Подростковый алкоголизм;
Подростковая проституция; Болезни;
Недоедания; Уклонение от учебы.
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Бродяжничество; Агрессивность;
Хулиганство; Кражи;
Вымогательство; Правонарушения;
Аморальные формы поведения;
Неадекватные реакции на замечания взрослых.
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
Конфликты с учителями;
Частое употребление неформальной лексики;
Суетливость или гиперактивность;
Конфликты с родителями;
Контакты с криминогенными группировками.
Факторы риска
1. Медико-биологические факторы: — дети с ослабленным здоровьем; — дети-инвалиды.
2. Социально-экономический фактор зависит от социального статуса семьи, ее положения в обществе, а также социально-культурной, криминогенной и экономической ситуации в районе (городе, селе), где работают родители. К этой группе относятся дети (из многодетных семей, из социально опасных семей, из опекунских семей, неполных семей).
3. Психологический фактор. В основе психологического фактора лежит внутреннее состояние человека.
4. Педагогический фактор. дети, нуждающиеся в защите своих прав; это одаренные дети; дети-второгодники или слабоуспевающие дети, которые не в полной мере способны осваивать программный материал по причине болезней; это дети, отвергаемые социумом или сверстниками.
Критерии отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении
1. Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних;
2. Жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи;
3. Вовлечение детей в противоправные действия.
4. Отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей;
5. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением ребенка.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
- Материально-бытовые условия.
- Эмоционально-нравственный климат.
- Режим дня ребенка в семье.
- Методы и приемы воздействия взрослых на детей.
- Семейный досуг.
- Уровень педагогической культуры родителей.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ: 1. Диагностика семейного неблагополучия. 2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье. 3.Профилактика семейного неблагополучия 4. Групповая работа с родителями. 5. Помощь общества неблагополучным семьям.
Этапы работы с неблагополучной семьей
1. Выявление семей в СОП.
2. Знакомство с семьей. Изучение семьи.
3. Составление акта обследования жилищных условий.
4. Составление плана действий по решению проблемы семьи.
5. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у семьи проблемами.
6. Выход из семьи.
Цель комплексной работы с семьей состоит в изменении ситуации в семье таким образом, чтобы семья смогла сама себя обеспечить и не нуждаться в помощи извне.
Алгоритм изучения семьи
изучить семью по следующим параметрам:
– состав семьи, её структура;
– жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;
– воспитательный потенциал семьи
Характер взаимоотношений в семье: – между взрослыми членами семьи;
– между другими членами семьи и ребёнком
– позиция ребенка в семье
Положение ребёнка в семье: – Я нужен и любим и люблю вас тоже;
– Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
– Я нужен, но не любим и я от всей души хочу
приблизиться к вам;
– Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Отношение ребёнка к родителям: – дорожит семейными отношениями;
– родители авторитетны;
– относится пренебрежительно;
– остро переживает драму;
– тяготеет к одному из членов семьи.
Рекомендуется выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов.
Социально-педагогическая работа с различными типами семей: 1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей. 2. Неполная семья. 3. Многодетная семья. 4. Семья, в которой находится опекаемый ребенок. 5. Семья алкоголиков. 6. Жестокое обращение с ребенком. 6. Дети, занимающиеся бродяжничеством.
Диагностика семейного неблагополучия:
- наблюдения специалистов;
- анкетирование детей и родителей;
- опросники;
- тесты;
- интервью узких специалистов;
- мини-консилиумы;
- тренинги;
- анализ документов;
- анализ продуктов детского творчества;
- сбор списков неблагополучных семей;
- составление социально-психологических паспортов семьи;
- заявки семьи на оказание помощи;
- анализ состояния здоровья детей;
- анализ развития, успеваемости.
Профилактика семейного неблагополучия:
- родительский всеобуч;
- ознакомление с психолого-педагогической литературой;
- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
- семинары для учителей и родителей;
- лектории для подростков;
- устройство на работу;
- летний лагерь;
- летняя площадка;
- постановка на учет;
- дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
Индивидуальная помощь неблагополучной семье:
- советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
- консультации специалистов;
- семейная терапия;
- индивидуальные беседы;
- индивидуальный социальный патронаж семей;
- психотерапия;
- родительские собрания на дому.
Групповая работа с родителями из неблагополучных семей:
- группы риска;
- спортивные группы;
- тренинговые группы;
- консультирование;
- семейные вечера.
Помощь общества неблагополучным семьям:
- институт приемной семьи;
- институт молодой семьи;
- детские приюты;
- акции милосердия;
- акция помоги пойти учиться;
- материальная поддержка;
- привлечение спонсорской помощи;
- обмен одеждой, бывшей в употреблении;
- лишение родительских прав.
Работа с семьями и несовершеннолетними.
Жестокое обращение с ребенком
- Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.
- Консультации психолога, социального педагога для родителей.
- Привлечение к занятиям детско-родительской группы.
- Постановка на учет в КДНиЗП, ОПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов.
- Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.
Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи
- Наблюдения и консультации учителя,
психолога, социального педагога.
- Проведение семинаров, бесед на темы
воспитания, просмотр видеофильмов,
кинофильмов.
- Вовлечение детей в кружки, студии, центры
дневного пребывания, секции.
- Постановка на различные виды учета
Семьи, в которых находятся опекаемые дети
- Выявление детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
- Участие в обследовании условий жизни и воспитания детей.
- Контроль за здоровьем и оздоровлением детей.
- Поддержка семьи опекунов.
- Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.
- Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.
- Индивидуальная работа психолога с ребенком.
- Помощь учителей ребенку в учебе.
- Защита интересов опекаемых; законодательное просвещение.
Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей
- Полиция.
- Приют, КДНиЗП, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование и другие службы.
- Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.
- Консультации психолога, социального педагога для родителей.
- Вовлечение детей в кружки, студии, центры
дневного пребывания, секции.
- Постановка на различные виды учета
Многодетные семьи
- оказание необходимой помощи в получении пособий;
- психолого-педагогическое консультирование;
- профилактика асоциально-аморального поведения;
- организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПУ, благотворительная помощь и др.);
- законодательное просвещение.
Неполная семья
– Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.
– Наблюдение и консультации психолога и социального педагога.
– Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.
– Проведение родительского лектория.
– Обучение одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя.
– Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.
– Привлечение общественных организаций к воспитанию.
Семья алкоголиков
- Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей, подростков).
- Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.
- Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.
- Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.).
- Консультация врача-психиатра, нарколога.
- Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.
- Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения.
- Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости).
- Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)
Работа с семьями и подростками должна вестись в тесном сотрудничестве психологов, социальных педагогов, педагогов, классных руководителей, родителей, ребенка.