СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика семейного неблагополучия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована на родительских собрания.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика семейного неблагополучия»

Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних. Социальный педагог МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района Амоаший Ольга Сергеевна

Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних.

Социальный педагог

МБОУ «СОШ№1»

п.г.т. Уренгой Пуровского района

Амоаший Ольга Сергеевна

Семейное неблагополучие – фактор девиантного поведения несовершеннолетних. Основы личности закладываются в семье. Родителям важно знать об основных особенностях воспитания ребенка в семье и учитывать их. В ТОЖЕ ВРЕМЯ , СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ТЕСНО СОТРУДНИЧАТЬ С СЕМЬЕЙ, ИЗУЧАТЬ ЕЕ, ЧТОБЫ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА.

Семейное неблагополучие – фактор девиантного поведения несовершеннолетних.

Основы личности закладываются в семье.

Родителям важно знать об основных особенностях воспитания ребенка в семье и учитывать их.

В ТОЖЕ ВРЕМЯ , СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ТЕСНО СОТРУДНИЧАТЬ С СЕМЬЕЙ, ИЗУЧАТЬ ЕЕ, ЧТОБЫ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА.

Причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями  и воспитанием детей в семье. Причины Макросоциальные -  кризисные явления в социально-экономической сфере. Микросоциальные - причины биологического характера обусловленные генетической, психологической или физической патологией.

Причины психолого-педагогического свойства,

связанные с внутрисемейными отношениями

и воспитанием детей в семье.

Причины

Макросоциальные -

кризисные явления

в

социально-экономической

сфере.

Микросоциальные -

причины биологического

характера

обусловленные генетической,

психологической или

физической патологией.

миграция населения Экономическая, психологическая самостоятельность женщин социальная незрелость урбанизация нравственна – психологическая неподготовленность вступающих в брак  недостаточная обоснованность решения Малая ответственность  за семью и детей

миграция

населения

Экономическая, психологическая

самостоятельность женщин

социальная

незрелость

урбанизация

нравственна – психологическая

неподготовленность вступающих

в брак

недостаточная

обоснованность

решения

Малая ответственность

за семью и детей

5 типов семей 1-й тип 2-й тип Семьи с высоким уровнем нравственных отношений 3-й тип Семьи, характеризующиеся нормаль-ными отношениями 4-й тип Конф-ликтные семьи 5-й тип Педагогически несостоятельные семьи Асоциальные семьи

5 типов семей

1-й тип

2-й тип

Семьи с высоким уровнем нравственных отношений

3-й тип

Семьи, характеризующиеся нормаль-ными отношениями

4-й тип

Конф-ликтные семьи

5-й тип

Педагогически несостоятельные семьи

Асоциальные семьи

Рассмотрим 3-5 тип семей

Рассмотрим 3-5 тип семей

Асоциальная семья  В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Асоциальные семьи воздействуют на него напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.

Асоциальная семья

В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке.

Асоциальные семьи воздействуют на него напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.

Конфликтные семьи  Родителям в таких семьях не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях и постоянно их выясняют. Ни о каком разумном воспитании нет и речи.  Здесь необходимо активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье.

Конфликтные семьи

Родителям в таких семьях не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях и постоянно их выясняют. Ни о каком разумном воспитании нет и речи.

Здесь необходимо активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье.

 Педагогически  несостоятельная семья  Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми.  Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания.

Педагогически несостоятельная семья

Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми.

Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания.

ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  Низкая успеваемость; Неврастения;  Отсутствие навыков личной гигиены; Неуравновешенность психики;  Подростковый алкоголизм; Подростковая проституция; Болезни; Недоедания; Уклонение от учебы. НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ Бродяжничество; Агрессивность; Хулиганство; Кражи; Вымогательство; Правонарушения; Аморальные формы поведения; Неадекватные реакции на замечания взрослых.   НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ Конфликты с учителями; Частое употребление неформальной лексики; Суетливость или гиперактивность; Конфликты с родителями; Контакты с криминогенными группировками.

ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Низкая успеваемость; Неврастения;

Отсутствие навыков личной гигиены;

Неуравновешенность психики;

Подростковый алкоголизм;

Подростковая проституция; Болезни;

Недоедания; Уклонение от учебы.

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Бродяжничество; Агрессивность;

Хулиганство; Кражи;

Вымогательство; Правонарушения;

Аморальные формы поведения;

Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ

Конфликты с учителями;

Частое употребление неформальной лексики;

Суетливость или гиперактивность;

Конфликты с родителями;

Контакты с криминогенными группировками.

Факторы риска   1. Медико-биологические факторы:  — дети с ослабленным здоровьем;  — дети-инвалиды. 2. Социально-экономический фактор зависит от социального статуса семьи, ее положения в обществе, а также социально-культурной, криминогенной и экономической ситуации в районе (городе, селе), где работают родители. К этой группе относятся дети (из многодетных семей, из социально опасных семей, из опекунских семей, неполных семей). 3. Психологический фактор.  В основе психологического фактора лежит внутреннее состояние человека. 4. Педагогический фактор.  дети, нуждающиеся в защите своих прав; это одаренные дети; дети-второгодники или слабоуспевающие дети, которые не в полной мере способны осваивать программный материал по причине болезней; это дети, отвергаемые социумом или сверстниками.

Факторы риска

1. Медико-биологические факторы: — дети с ослабленным здоровьем; — дети-инвалиды.

2. Социально-экономический фактор зависит от социального статуса семьи, ее положения в обществе, а также социально-культурной, криминогенной и экономической ситуации в районе (городе, селе), где работают родители. К этой группе относятся дети (из многодетных семей, из социально опасных семей, из опекунских семей, неполных семей).

3. Психологический фактор. В основе психологического фактора лежит внутреннее состояние человека.

4. Педагогический фактор. дети, нуждающиеся в защите своих прав; это одаренные дети; дети-второгодники или слабоуспевающие дети, которые не в полной мере способны осваивать программный материал по причине болезней; это дети, отвергаемые социумом или сверстниками.

Критерии отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении 1. Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних; 2. Жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи; 3. Вовлечение детей в противоправные действия. 4. Отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей; 5. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением ребенка.

Критерии отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении

1. Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних;

2. Жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи;

3. Вовлечение детей в противоправные действия.

4. Отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей;

5. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением ребенка.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?   Материально-бытовые условия. Эмоционально-нравственный климат. Режим дня ребенка в семье. Методы и приемы воздействия взрослых на детей. Семейный досуг. Уровень педагогической культуры родителей.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

  • Материально-бытовые условия.
  • Эмоционально-нравственный климат.
  • Режим дня ребенка в семье.
  • Методы и приемы воздействия взрослых на детей.
  • Семейный досуг.
  • Уровень педагогической культуры родителей.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ:   1. Диагностика семейного неблагополучия.  2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье.  3.Профилактика семейного неблагополучия  4. Групповая работа с родителями.  5. Помощь общества неблагополучным семьям.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ: 1. Диагностика семейного неблагополучия. 2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье. 3.Профилактика семейного неблагополучия 4. Групповая работа с родителями. 5. Помощь общества неблагополучным семьям.

Этапы работы с неблагополучной семьей   1. Выявление семей в СОП. 2. Знакомство с семьей. Изучение семьи. 3. Составление акта обследования жилищных условий. 4. Составление плана действий по решению проблемы семьи. 5. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у семьи проблемами. 6. Выход из семьи.  Цель комплексной работы с семьей состоит в изменении ситуации в семье таким образом, чтобы семья смогла сама себя обеспечить и не нуждаться в помощи извне.

Этапы работы с неблагополучной семьей

1. Выявление семей в СОП.

2. Знакомство с семьей. Изучение семьи.

3. Составление акта обследования жилищных условий.

4. Составление плана действий по решению проблемы семьи.

5. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у семьи проблемами.

6. Выход из семьи.

Цель комплексной работы с семьей состоит в изменении ситуации в семье таким образом, чтобы семья смогла сама себя обеспечить и не нуждаться в помощи извне.

Алгоритм изучения семьи   изучить семью по следующим параметрам: – состав семьи, её структура; – жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность; – воспитательный потенциал семьи  Характер взаимоотношений в семье: – между взрослыми членами семьи; – между другими членами семьи и ребёнком – позиция ребенка в семье Положение ребёнка в семье: – Я нужен и любим и люблю вас тоже; – Я нужен и любим, вы существуете ради меня; – Я нужен, но не любим и я от всей души хочу  приблизиться к вам; – Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое. Отношение ребёнка к родителям: – дорожит семейными отношениями; – родители авторитетны; – относится пренебрежительно; – остро переживает драму; – тяготеет к одному из членов семьи.  Рекомендуется выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов.

Алгоритм изучения семьи

изучить семью по следующим параметрам:

– состав семьи, её структура;

– жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;

– воспитательный потенциал семьи

Характер взаимоотношений в семье: – между взрослыми членами семьи;

– между другими членами семьи и ребёнком

– позиция ребенка в семье

Положение ребёнка в семье: – Я нужен и любим и люблю вас тоже;

– Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

– Я нужен, но не любим и я от всей души хочу

приблизиться к вам;

– Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Отношение ребёнка к родителям: – дорожит семейными отношениями;

– родители авторитетны;

– относится пренебрежительно;

– остро переживает драму;

– тяготеет к одному из членов семьи.

Рекомендуется выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей:  1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей.  2. Неполная семья.  3. Многодетная семья.  4. Семья, в которой находится опекаемый ребенок.  5. Семья алкоголиков.  6. Жестокое обращение с ребенком.  6. Дети, занимающиеся бродяжничеством.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей: 1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей. 2. Неполная семья. 3. Многодетная семья. 4. Семья, в которой находится опекаемый ребенок. 5. Семья алкоголиков. 6. Жестокое обращение с ребенком. 6. Дети, занимающиеся бродяжничеством.

 Диагностика семейного неблагополучия:   наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; интервью узких специалистов; мини-консилиумы; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; сбор списков неблагополучных семей; составление социально-психологических паспортов семьи; заявки семьи на оказание помощи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости.

Диагностика семейного неблагополучия:

  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • опросники;
  • тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи;
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.
  Профилактика семейного  неблагополучия:   родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой; обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу; летний лагерь; летняя площадка; постановка на учет; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Профилактика семейного неблагополучия:

  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь;
  • летняя площадка;
  • постановка на учет;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
Индивидуальная помощь  неблагополучной семье: советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье:

  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
  • консультации специалистов;
  • семейная терапия;
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальный социальный патронаж семей;
  • психотерапия;
  • родительские собрания на дому.
  Групповая работа с родителями  из неблагополучных семей:    группы риска;  спортивные группы;  тренинговые группы;  консультирование;  семейные вечера.

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей:

  • группы риска;
  • спортивные группы;
  • тренинговые группы;
  • консультирование;
  • семейные вечера.
  Помощь общества  неблагополучным семьям:   институт приемной семьи; институт молодой семьи; детские приюты; акции милосердия; акция помоги пойти учиться; материальная поддержка; привлечение спонсорской помощи; обмен одеждой, бывшей в употреблении; лишение родительских прав.

Помощь общества неблагополучным семьям:

  • институт приемной семьи;
  • институт молодой семьи;
  • детские приюты;
  • акции милосердия;
  • акция помоги пойти учиться;
  • материальная поддержка;
  • привлечение спонсорской помощи;
  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;
  • лишение родительских прав.
Работа с семьями и несовершеннолетними.

Работа с семьями и несовершеннолетними.

  Жестокое обращение с ребенком   Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога. Консультации психолога, социального педагога для родителей. Привлечение к занятиям детско-родительской группы. Постановка на учет в КДНиЗП, ОПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.

Жестокое обращение с ребенком

  • Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.
  • Консультации психолога, социального педагога для родителей.
  • Привлечение к занятиям детско-родительской группы.
  • Постановка на учет в КДНиЗП, ОПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов.
  • Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.
  Недостаточная психолого-педагогическая  грамотность родителей и семьи   Наблюдения и консультации учителя,  психолога, социального педагога. Проведение семинаров, бесед на темы  воспитания, просмотр видеофильмов,  кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры  дневного пребывания, секции. Постановка на различные виды учета

Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи

  • Наблюдения и консультации учителя,

психолога, социального педагога.

  • Проведение семинаров, бесед на темы

воспитания, просмотр видеофильмов,

кинофильмов.

  • Вовлечение детей в кружки, студии, центры

дневного пребывания, секции.

  • Постановка на различные виды учета
  Семьи, в которых находятся  опекаемые дети   Выявление детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Участие в обследовании условий жизни и воспитания детей. Контроль за здоровьем и оздоровлением детей. Поддержка семьи опекунов. Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов. Индивидуальная работа психолога с ребенком. Помощь учителей ребенку в учебе. Защита интересов опекаемых; законодательное просвещение.

Семьи, в которых находятся опекаемые дети

  • Выявление детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
  • Участие в обследовании условий жизни и воспитания детей.
  • Контроль за здоровьем и оздоровлением детей.
  • Поддержка семьи опекунов.
  • Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.
  • Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.
  • Индивидуальная работа психолога с ребенком.
  • Помощь учителей ребенку в учебе.
  • Защита интересов опекаемых; законодательное просвещение.
  Случаи выявления детей, занимающихся  бродяжничеством, попрошайничеством  или нахождение брошенных детей    Полиция.  Приют, КДНиЗП, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование и другие службы. Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога. Консультации психолога, социального педагога для родителей. Вовлечение детей в кружки, студии, центры  дневного пребывания, секции. Постановка на различные виды учета

Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей

  • Полиция.
  • Приют, КДНиЗП, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование и другие службы.
  • Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.
  • Консультации психолога, социального педагога для родителей.
  • Вовлечение детей в кружки, студии, центры

дневного пребывания, секции.

  • Постановка на различные виды учета
 Многодетные семьи оказание необходимой помощи в получении пособий; психолого-педагогическое консультирование; профилактика асоциально-аморального поведения; организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПУ, благотворительная помощь и др.); законодательное просвещение.

Многодетные семьи

  • оказание необходимой помощи в получении пособий;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
  • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПУ, благотворительная помощь и др.);
  • законодательное просвещение.
 Неполная семья   – Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка. – Наблюдение и консультации психолога и социального педагога. – Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования. – Проведение родительского лектория. – Обучение одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя. – Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. – Привлечение общественных организаций к воспитанию.

Неполная семья

– Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.

– Наблюдение и консультации психолога и социального педагога.

– Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.

– Проведение родительского лектория.

– Обучение одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя.

– Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.

– Привлечение общественных организаций к воспитанию.

Семья алкоголиков Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей, подростков). Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам. Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.). Консультация врача-психиатра, нарколога. Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения. Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости). Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

Семья алкоголиков

  • Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей, подростков).
  • Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.
  • Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.
  • Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.).
  • Консультация врача-психиатра, нарколога.
  • Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.
  • Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения.
  • Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости).
  • Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)
Работа с семьями и подростками должна вестись в тесном сотрудничестве психологов, социальных педагогов, педагогов, классных руководителей, родителей, ребенка.

Работа с семьями и подростками должна вестись в тесном сотрудничестве психологов, социальных педагогов, педагогов, классных руководителей, родителей, ребенка.