СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе.»

Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе


Работа психолога с педагогическим коллективом - Тренинги с педагогами

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

ТЕМА: «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе».
ЦЕЛЬ: развитие ресурсов противодействия «выгорания», формирование духовного благополучия и психологического (душевного) комфорта.
ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для личностного роста участников занятия.

  • Передать психологические знания о синдроме профессионального выгорания, причинах его возникновения, способах преодоления.

  • Формировать у участников занятия умение управлять своим психофизическим состоянием,  достигать внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующим проблемам.

Методы работы: беседа, диалог, игры и упражнения, метод релаксации, метод групповой работы.
Материалы: листы бумаги формата А4, раздаточный материал «Памятка «Как не сгореть на работе», магниты, доска.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  • ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).

  • ЗНАКОМСТВО. СПЛОЧЕНИЕ (7 минут).

  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (35 минут).

  • РЕФЛЕКСИЯ (3 минуты).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  • ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).

Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число педагогов, психологов, которые ощущают себя измотанными, обессиленными, эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы. Человек, как электрическая лампочка, под сильным напряжением от большого объёма работы (справиться не в состоянии, а отказаться не в силах) «вспыхивает» на мгновение, а потом постепенно «гаснет», черствеет душой, если не хватает сопротивления душевных ресурсов. 
На протяжении двух лет мы занимались научно-исследовательской деятельностью по вопросам влияния определённых факторов на эмоциональное выгорание педагогов. Результаты исследования нашли отражение в научной работе «Влияние стажа работы на эмоциональное выгорание педагогов». Нами была разработана программа «Помоги себе сам» с целью овладения педагогами эффективными стратегиями совладения в сложных профессиональных ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение.
Разработан тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе». В тренинге приняли участие три группы педагогов гимназии, в рамках методических объединений – две группы педагогов города, в рамках городского фестиваля практической психологии – две группы педагогов-психологов и педагогов социальных учреждений образования города.
Тренинг предназначен:
Для кого? Для специалистов всех уровней, руководителей, чья работа связана с ситуациями стресса и большими эмоциональными нагрузками.
Для чего? Для восстановления хорошего профессионального тонуса и обучения техникам профилактики «выгорания».
Что даёт? Улучшение настроения, прилив сил и энергии, повышение внимания и общей работоспособности.

ЗНАКОМСТВО. СПЛОЧЕНИЕ.
ЦЕЛЬ: создание атмосферы, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения.

2.  Упражнение «Имя – качество» (5 минут).

Процедура проведения. Один из участников,  держа в руке мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно тоже начинается на ту же букву, что и его имя. Например, «Дима – деловой, Марина – миролюбивая». Затем мяч передаётся другому участнику, и тот называет свое имя и качество. Если участник затрудняется назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, важно вовремя поддержать, оказать помощь, привлекая для этого других участников группы.

3. Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты).

Цель:повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Ведущий просит выполнить определённое задание тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.

  • Поднимите правую руку, кто любит посещать театр.

  • Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.

  • Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.

  • Руки за голову кто по утрам любит поспать.

  • Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.

  • Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.

  • Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.

  • Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.

  • Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.

  • Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Уважаемые коллеги! Как важно вовремя «разрядиться» и «освободиться» от отрицательных эмоций, которые возникают и накапливаются внутри нашего организма. А всё это приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. И вот тогда, на фоне хронического стресса может развиться синдром профессионального выгорания. 
В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.

4. Упражнение «Психотравмирующая ситуация» (2 минуты).
Инструкция: «Предлагаю вспомнить ситуации, которые напрягают в работе, в жизни, создают стрессогенную ситуацию. Запишите, пожалуйста, на листе бумаги какую-либо свою рабочую стрессовую ситуацию. Можно обозначить её одним предложением».

5. Упражнение «Вопросы самому себе» (15 минут).
Цель: приём нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления). 
Участники делятся на пары. 
Ведущий: «Кратко перескажите эту травмирующую ситуацию один другому.
Другой участник выслушивает и задаёт вопросы:

  • Это действительно так важно для тебя?

  • Рискуешь ли ты чем-нибудь очень важным для себя?

  • Будет ли это так важно для тебя через две недели, через месяц?

  • Стоит ли за это умереть?

  • Может ли что-то быть ещё хуже?».

Обсуждение:

  • Изменилось ли ваше отношение к ситуации после таких вопросов?

  • Можно ли эти вопросы задавать самому себе?

  • Что будет происходить?

Обсуждение ситуации, когда вопросы, заданные самому себе не помогают успешно справиться со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для себя и своего окружения.

6. Упражнения на осознание своих личностных ресурсов.
Личностные ресурсы (сила Я-концепции, самоуважение, адекватная и высокая самооценка, собственная значимость, самодостаточность) похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни.
Предлагаю участникам тренинга подумать и назвать способы, с помощью которых люди справляются со стрессовыми состояниями (5 минут).
Участники называют способы. 
Ведущий: «Да, действительно, стрессовое состояние облегчают занятия… (перечисляю все названные участниками способы, особо выделить – любовь близких людей, взаимоотношения с другими людьми).
Информация: в стрессовой ситуации можно использовать следующие способы самореализации:

  • активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации);

  • считать до 10, прежде чем совершить ответное действие;

  • самоубеждение, самоприказы, вызывающее спокойствие состояние;

  • уйти из ситуации, сменить обстановку;

  • использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания на определённом объекте.

7. Упражнение «Всё равно ты молодец, потому что…» (7 минут).
Участники делятся на пары. 
Инструкция: «Сначала один из вас рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, о чём-нибудь неприятном, или говорит о каком-либо неприятном своём недостатке. Собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Всё равно ты молодец, потому что…». Затем меняются ролями». 
Обсуждение.

Работа с негативными чувствами. 
Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы их прячем, бережём, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется свою позицию. Важно уделить внимание осознанию, принятию своих чувств, эмоций, потребностей и желаний, овладению социально прием­лемыми формами проявления чувств, контролю динамики пере­живания, устранению застревания и неполного отреагирования. Попробуем освободиться от своих обид.

8. Упражнение «Кольцо огня» (3 минуты).
Ведущий: Возьмите лист с психотравмирующей ситуацией. Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает ваша ситуация и всё негативное, что направлено на вас, порвите лист на максимальное количество листочков. Теперь внутри вам тепло и спокойно.

9. Упражнение «Цветной воздух» (3 минуты).
Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно… Вдохните глубоко и легко, выдыхайте несколько медленнее. Пусть это будет серый воздух, вместе с которым вы выдыхаете своё беспокойство, свой страх, своё напряжение, можете придать ему свой цвет. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный для вас цвет, например, голубой. Представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность, лёгкость».

РЕФЛЕКСИЯ. 
10. Упражнение «Карусель общения» (3 минуты).
Цель: выявить настрой к завершённой работе мастерской. 
Обсуждение:

  • Как мне было работать?

  • Что было особенно трудно?

  • Что мне это дало?

  • Хочу всем пожелать …

Слово ведущему: «Спасибо за работу… Желаю вам: проводить больше времени, общаясь с приятными людьми; укреплять отношения с самыми близкими людьми; развивать в себе дружелюбие, открытость, общительность, проявлять больше активности; заниматься работой – ценной и осмысленной. Так трактует программа укрепления личного счастья Фордиса (раздаётся памятка для участников тренинга «Как не сгореть на работе».).

ЛИТЕРАТУРА

  • Аргайл, М. Психология счастья /  М. Аргайл. – Москва, 2003. – С. 243 – 247.

  • Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов / О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель, 2009. – 122 с.

  • Мардер, Л. Тренинг педагогической осознанности. // Школьный психолог, 2003. – № 22. – С. 12 – 14.

  • Мархоцкий, Я. Синдром хронической усталости // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 2. –  С. 55 – 59.

  • Перова, И. Стресс – такой, как он есть // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 10. – С. 53 – 58.

  • Соколова, И. Синдром эмоционального выгорания у учителя // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 3. –  С. 57 – 61.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Экспресс-оценка профессионального выгорания.

Участникам раздаётся анкета на бумажных носителях.

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

  • Когда в воскресенье в поддень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.

  • Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.

  • Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

  • То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики и т. д.).

  • На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (-ась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.

  • Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.

  • С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

  • О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

  • Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.

  • За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Подсчитайте количество положительных ответов.
0 – 1 балл – синдром выгорания вам не грозит.
2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк; нужно, чтобы он не погас.



Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».
Упражнения нужно повторять каждый день по несколько раз.

  • Плавное вращение глазами: дважды в одном направлении, дважды в другом.

  • Зафиксируйте своё внимание на отдалённом предмете, а затем переключитесь на предмет, который перед вами.

  • Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь,

  • Широко зевните несколько раз.

  • Расслабьте шею, покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.

  • Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.

  • Расслабьте запястья и поводите ими.

  • Сожмите кулаки, разожмите, расслабляя кисти рук.

  • Сделайте три глубоких вдоха, затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону.

  • Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.

  • Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки.

  • Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.

Упражнение «Сила языка». 
Цель: помочь осознать и принять свои чувства.
Инструкция: «Возьмите лист бумаги и ручку. Выберите себе пару. 
Сядьте лицом к партнёру и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, которые будут начинаться со слов: «Я должен». Затем пусть партнёр также скажет три фразы, которые будут начинаться  с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо.
Запишите свои фразы в столбик на своих листах.
Сядьте лицом к партнёру и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, которые будут начинаться со слов: «Я не могу». Затем пусть партнёр также скажет три фразы, которые будут начинаться  с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо.
Замените «Я  должен» на «Я выбираю», «Я не могу» – на «Я не хочу».
Обсудите свои чувства и мысли с партнёром. 
Подведение итога упражнения: первые фразы, которые вы продолжали, отрицают способность быть ответственным. Изменяя язык, вы сможете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.



Упражнение «Ассоциации в парах».
Участники выбирают себе пару. У каждого участника в руках листок бумаги и ручка.  
Инструкция: «Сосредоточьтесь на человеке, который на­против вас... Подумайте, какие воспоминания, мысли, образы он вызывает в вашей памяти?
Сейчас молча, вы будете записывать на листах в «столбик» все то, что напоминает вам этот чело­век. Это могут быть известные люди, литературные персонажи, явления природы, неодушевленные предметы, животные, птицы и все то, что подскажет вам фантазия. Итак, любые свободные ас­социации... 
Через 3 минуты – обмен листками. Обсуждение.

Памятка «Как не сгореть на работе».

  • Не позволяйте себе брать работу на дом!

  • Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности.

  • Прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумаете, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка).

  • Чаще представляйте  себе образ успешного, конечного результата вашего труда.

  • Используете «паузы»  в работе.

  • Найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ, не менее 2 ч.).

  • Чаще общайтесь с  единомышленниками.

  • Избегайте ненужной конкуренции.

  • Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем!

  • День, проведенный в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством.

  • Наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой.

  • Учитесь  конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ».

  • Поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным  вам видом спорта.

  • Помните – смех продлевает жизнь!

  • Будьте оптимистами!

ГЛОССАРИЙ

Дистресс – перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.
Редукция профессиональных достижений– возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Стресс – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.
Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Эмоциональное выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. 
Эмоциональное состояние – состояние, связанное с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. 
Эмоциональная устойчивость – способность управлять эмоциями, настроением, умением найти адекватное объяснение и реалистичное выражение, включающее в себя: удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха, отсутствие склонности к переживанию гнева.