СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика стресса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая мастерская "Стресс-менеджмент в педагогической деятельности". Профилактика симптомов эмоционального выгорания у педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика стресса»

Стресс-менеджмент в педагогической деятельности. (слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об умении управлять стрессом. Ведь профессия педагога - является на сегодняшний день одной из стрессогенных. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением, а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности.  (слайд 2)

  • Причины стресса, с которыми сталкиваются молодые педагоги много, но я перечислю самые основные: (слайд 3)

-незнакомый коллектив

-недостаточная поддержка со стороны коллег

-отсутствие или недостаточный опыт работы в педагогической деятельности

-вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки

- конфликтные ситуации, возникающие с различными категориями участников образовательного процесса (коллеги, администрация, ученики, родители)

-непрерывный поток информации

Педагоги, у которые есть достаточный опыт работы в педагогической сфере, также имеют свои причины стресса.

Причины стресса у педагогов со стажем работы в школе: (слайд 4-5)

  • высокая эмоциональная включенность в деятельность

  • неумение регулировать собственное эмоциональное состояние

  • повышенная ответственность в выполнении своих профессиональных функций за результат своего труда

  • неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте

  • необходимость владения современными методиками и технологиями обучения

  • несоответствие результатов затраченным силам

  • загруженность в течение рабочего дня

  • необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности.

Все это способствует развитию синдрома эмоционального выгорания. Для этого синдрома характерны три стадии:

Синдром эмоционального выгорания (слайд 6) это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога.

1. Приглушенность – (слайд 7);

2. Деперсонализация - ( слайд 8);

3. «Мне на все наплевать» - (слайд 9);

А сейчас я предлагаю вам определить на сколько Вы подвержены стрессу. Я зачитываю вопрос, а вы загибаете палец, если ваш ответ «Да». Готовы?

1.Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

  • 2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

  • 3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

  • 4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея «онемела», мышцы плеч «ноют», а в спине — тупая боль?

  • 5 Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов на работе?

  • 6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

  • 7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

  • 8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?

  • 9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для выполнения порученного задания?

  • 10 Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени для решения своих?

Если у вас ответов «да» от 4 и более- вы подвержены стрессу.

Длительное стрессовое состояние может повлечь за собой соматическое заболевание. В данной таблице представлены психологические проблемы болезни и органы , которые подвержены заболеваниям.

Таблица «Помоги себе сам» (слайд 10)

Психологическая проблема болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу

А теперь я определю вашу готовность к работе. Предлагаю вам выполнить такое упражнение. Я показываю вам след. движения. Руки сложены на груди, руки вытянуты вперед ладонями вверх, руки сжаты в кулаки. А теперь по моей команде вы должны показать одно из 3-х предложенных мной движений, которое вам больше понравилось. «Раз.два, три!». Я вижу, что большинство из вас показали движение –ладони вверх. Это говорит о том, что вы открыты для общения и готовы к работе. Те, кто скрестил руки на груди –показали свою закрытость. Сжатые руки в кулак- это свидетельство скрытой агрессии.

Упражнение «Поза Наполеона».

 Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.  Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость.

Следующее упражнение называется «Выбор». Представьте.

 Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу? Выберете один вариант ответа.

 1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

 2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

 3​. Съедаете что-то другое.

 4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы было вкуснее.

Теперь поднимите руки те, кто выбрал ва

 Комментарий ведущего

 Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

 Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

 Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

 Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. А теперь хочу предложить вам упражнение.

Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.).

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. вы передаете калоши под музыку, и как только закончится музыка тот у кого остаются калоши, решает предложенную проблему. Если у него возникают затруднения, остальные помогают. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

В любой негативной ситуации всегда можно найти положительные стороны, посмотреть на ситуацию под другим углом.

Следующее упражнение называется «Откровенно говоря»

Инструкция: вам надо вытянуть любую карточку незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Итог: таким образом, видно что Большинство членов коллектива имеют ровный эмоциональный фон, способны конструктивно меняться в напряженных условиях, педагоги чувствуют себя комфортно на своем рабочем месте, испытывают потребность в профессиональном и личностном росте, стараются себя реализовать.

В коллективе создана атмосфера взаимопонимания и сотрудничества, каждый понимает чувства коллег и это используется для пользы дела. Дружеское отношение и расположение к своим коллегам испытывают 68.9% опрошенных. Судя по ответам и наблюдениям педагоги умеют конструктивно решать конфликты и достойно выходить из сложных ситуаций, способны формировать и поддерживать оптимистические установки как в отношении себя, так и других людей и жизни в целом. способны положительно влиять на продуктивность работы учеников и коллег, небезразлично относятся ко всему происходящему с ними как в стенах школы, так и вне. Ответственно относятся к проверкам администрации к их труду. Большинству педагогов удалось установить контакт и наладить взаимоотношения с коллегами, родителями и обучающимися. Все опрошенные имеют много планов на будущее и считают, что еще многого могут достичь в этой жизни. В целом педагоги довольны школьной жизнью, стараются личные проблемы не смешивать с профессиональной деятельностью

Подводя итог, можно сказать, что все работники устойчивы к профессиональному выгоранию, способны устанавливать гармоничные отношения как с коллегами, так и с воспитанниками; чувствительны к состоянию и потребностям другого, что определяет положительное эмоциональное состояние людей.

Запомните пять простых правил (слайд 11)

1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости! Спасибо за работу!

Вот мы немного избавились от стресса. А теперь давайте выполним простое упражнение. (слайд 12)

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»

Директор (заведующая) отчитал вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми (очень «сложную» группу).

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми.

  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом (группой).

На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.

  • Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

  • Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших воспитанников выполнили работу очень слабо.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

  • Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.

  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

  • Вас бросил муж.

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

  • Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

  • Новый коллектив, новые перспективы.

При аттестации вам снизили категорию.

В один прекрасный момент Вы поняли, что педагогика - это не ваше.

На работе большой «завал» бумажной работы и Вы ничего не успеваете.

Директор (заведующая) сказал, что Вы не достаточно квалифицированный педагог.

Родители обратились к директору (заведующей) с жалобой на Вас.









6