Стресс-менеджмент в педагогической деятельности. (слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об умении управлять стрессом. Ведь профессия педагога - является на сегодняшний день одной из стрессогенных. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением, а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности. (слайд 2)
Причины стресса, с которыми сталкиваются молодые педагоги много, но я перечислю самые основные: (слайд 3)
-незнакомый коллектив
-недостаточная поддержка со стороны коллег
-отсутствие или недостаточный опыт работы в педагогической деятельности
-вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки
- конфликтные ситуации, возникающие с различными категориями участников образовательного процесса (коллеги, администрация, ученики, родители)
-непрерывный поток информации
Педагоги, у которые есть достаточный опыт работы в педагогической сфере, также имеют свои причины стресса.
Причины стресса у педагогов со стажем работы в школе: (слайд 4-5)
высокая эмоциональная включенность в деятельность
неумение регулировать собственное эмоциональное состояние
повышенная ответственность в выполнении своих профессиональных функций за результат своего труда
неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте
необходимость владения современными методиками и технологиями обучения
несоответствие результатов затраченным силам
загруженность в течение рабочего дня
необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности.
Все это способствует развитию синдрома эмоционального выгорания. Для этого синдрома характерны три стадии:
Синдром эмоционального выгорания (слайд 6) это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога.
1. Приглушенность – (слайд 7);
2. Деперсонализация - ( слайд 8);
3. «Мне на все наплевать» - (слайд 9);
А сейчас я предлагаю вам определить на сколько Вы подвержены стрессу. Я зачитываю вопрос, а вы загибаете палец, если ваш ответ «Да». Готовы?
1.Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея «онемела», мышцы плеч «ноют», а в спине — тупая боль?
5 Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов на работе?
6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?
9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для выполнения порученного задания?
10 Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени для решения своих?
Если у вас ответов «да» от 4 и более- вы подвержены стрессу.
Длительное стрессовое состояние может повлечь за собой соматическое заболевание. В данной таблице представлены психологические проблемы болезни и органы , которые подвержены заболеваниям.
Таблица «Помоги себе сам» (слайд 10)
Психологическая проблема болезни | В каком органе проявляется болезнь | Повторяйте себе несколько раз в день |
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема | Высокое давление | Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен |
Самокритика, страх | Головная боль | Я люблю и одобряю себя |
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь | Желудок | Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого |
Черствость, отказ от радости | Сосуды | Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца |
Хроническое нытье | Печень | Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу |
А теперь я определю вашу готовность к работе. Предлагаю вам выполнить такое упражнение. Я показываю вам след. движения. Руки сложены на груди, руки вытянуты вперед ладонями вверх, руки сжаты в кулаки. А теперь по моей команде вы должны показать одно из 3-х предложенных мной движений, которое вам больше понравилось. «Раз.два, три!». Я вижу, что большинство из вас показали движение –ладони вверх. Это говорит о том, что вы открыты для общения и готовы к работе. Те, кто скрестил руки на груди –показали свою закрытость. Сжатые руки в кулак- это свидетельство скрытой агрессии.
Упражнение «Поза Наполеона».
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение. Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость.
Следующее упражнение называется «Выбор». Представьте.
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу? Выберете один вариант ответа.
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы было вкуснее.
Теперь поднимите руки те, кто выбрал ва
Комментарий ведущего
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. А теперь хочу предложить вам упражнение.
Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.).
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. вы передаете калоши под музыку, и как только закончится музыка тот у кого остаются калоши, решает предложенную проблему. Если у него возникают затруднения, остальные помогают. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
В любой негативной ситуации всегда можно найти положительные стороны, посмотреть на ситуацию под другим углом.
Следующее упражнение называется «Откровенно говоря»
Инструкция: вам надо вытянуть любую карточку незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Итог: таким образом, видно что Большинство членов коллектива имеют ровный эмоциональный фон, способны конструктивно меняться в напряженных условиях, педагоги чувствуют себя комфортно на своем рабочем месте, испытывают потребность в профессиональном и личностном росте, стараются себя реализовать.
В коллективе создана атмосфера взаимопонимания и сотрудничества, каждый понимает чувства коллег и это используется для пользы дела. Дружеское отношение и расположение к своим коллегам испытывают 68.9% опрошенных. Судя по ответам и наблюдениям педагоги умеют конструктивно решать конфликты и достойно выходить из сложных ситуаций, способны формировать и поддерживать оптимистические установки как в отношении себя, так и других людей и жизни в целом. способны положительно влиять на продуктивность работы учеников и коллег, небезразлично относятся ко всему происходящему с ними как в стенах школы, так и вне. Ответственно относятся к проверкам администрации к их труду. Большинству педагогов удалось установить контакт и наладить взаимоотношения с коллегами, родителями и обучающимися. Все опрошенные имеют много планов на будущее и считают, что еще многого могут достичь в этой жизни. В целом педагоги довольны школьной жизнью, стараются личные проблемы не смешивать с профессиональной деятельностью
Подводя итог, можно сказать, что все работники устойчивы к профессиональному выгоранию, способны устанавливать гармоничные отношения как с коллегами, так и с воспитанниками; чувствительны к состоянию и потребностям другого, что определяет положительное эмоциональное состояние людей.
Запомните пять простых правил (слайд 11)
1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.
2. Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.
Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости! Спасибо за работу!
Вот мы немного избавились от стресса. А теперь давайте выполним простое упражнение. (слайд 12)
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»
Директор (заведующая) отчитал вас за плохо выполненную работу.
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми (очень «сложную» группу).
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми.
Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом (группой).
На работе задержали зарплату.
Можно сэкономить на чем-то.
Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Большинство ваших воспитанников выполнили работу очень слабо.
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
Хороший повод отдохнуть.
Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
Новый коллектив, новые перспективы.
При аттестации вам снизили категорию.
В один прекрасный момент Вы поняли, что педагогика - это не ваше.
На работе большой «завал» бумажной работы и Вы ничего не успеваете.
Директор (заведующая) сказал, что Вы не достаточно квалифицированный педагог.
Родители обратились к директору (заведующей) с жалобой на Вас.
6