СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидов в образовательных учреждениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своевременное оказание психолого-педагогической помощи подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации спасает жизнь и дарит будущее.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидов в образовательных учреждениях»

Профилактика суицидов в образовательных учреждениях Короткова В.А., педагог-психолог МБОУ СОШ № 44 г.Хабаровск

Профилактика суицидов в образовательных учреждениях

Короткова В.А.,

педагог-психолог МБОУ СОШ № 44 г.Хабаровск

Определение и классификация суицидального поведения Самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное лишение себя жизни. Суицидальная попытка (синонимы: парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение и др.) – это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не привело к смертельному исходу. Суицидальное поведение – аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и по крайней мере в минимальной степени мотивируемых явными или скрытыми интенциями к смерти.

Определение и классификация суицидального поведения

  • Самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное лишение себя жизни.
  • Суицидальная попытка (синонимы: парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение и др.) – это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не привело к смертельному исходу.
  • Суицидальное поведение – аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и по крайней мере в минимальной степени мотивируемых явными или скрытыми интенциями к смерти.
Мотивация  суицидального акта или намерения «воздействие на значимых других», попытка изменить ситуацию или «наказать» обидчика избежать психологической боли, обиды, стыда и пр. с помощью самоповреждения или смерти

Мотивация суицидального акта или намерения

  • «воздействие на значимых других», попытка изменить ситуацию или «наказать» обидчика
  • избежать психологической боли, обиды, стыда и пр. с помощью самоповреждения или смерти

Основные задачи профилактики суицидов в школе

  • своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  • формирование более близких отношений с детьми и подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  • контроль посещаемости занятий и прогулов;
  • своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
  • осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
  • формирование позитивных потребностей, раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание);
  • организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции и т.п.;
  • оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.
  •  
Условия профилактики суицидального риска в подростковой среде Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в окружении ребенка (в семье, школе, классе); Насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т.д.); Возможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни, к чувствам и переживаниям подростка; Помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей; Устойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего,  семейные; Контроль использования ребенком интернет-ресурсов.

Условия профилактики суицидального риска в подростковой среде

  • Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в окружении ребенка (в семье, школе, классе);
  • Насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т.д.);
  • Возможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни, к чувствам и переживаниям подростка;
  • Помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей;
  • Устойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего,  семейные;
  • Контроль использования ребенком интернет-ресурсов.
Алгоритм действий  с суицидальными учащимися в школе Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком в школе (семье) Привлечение для консультации педагога-психолога Направление к узким специалистам ( клинический психолог, детский психиатр, психотерапевт)

Алгоритм действий с суицидальными учащимися в школе

  • Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях
  • Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком в школе (семье)
  • Привлечение для консультации педагога-психолога
  • Направление к узким специалистам ( клинический психолог, детский психиатр, психотерапевт)
Особенности коммуникации сохранять понимающую и вежливую позицию; дать необходимые объяснения чувствах и поведения человека в кризисе; принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид; принять то, что суицид – это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно; говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается; учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя; избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;  проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника; избегать невыполнимых обязательств; иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные); избегать принятия решений вместо подростка-суицидента.

Особенности коммуникации

  • сохранять понимающую и вежливую позицию;
  • дать необходимые объяснения чувствах и поведения человека в кризисе;
  • принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
  • принять то, что суицид – это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
  • говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
  • учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
  • избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;
  • проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
  • избегать невыполнимых обязательств;
  • иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные);
  • избегать принятия решений вместо подростка-суицидента.