ГПОУ «Училище (колледж) олимпийского резерва Тульской области»
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА
НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
методическое пособие
для педагогов по физической культуре и спорту,
студентов физкультурных профессиональных учебных заведений
Подготовила: Андреева Н.Н., старший методист УОРТО,
преподаватель лёгкой атлетики.
Обсуждена на заседании ПЦК
ИВС и базовых видов спорта
«____» ____________201__ г.
Протокол № ____________
Председатель ПЦК________
Крупский К.А.
Новомосковск
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка - 3
2. Наиболее частые травмы в легкой атлетике. - 4
3. Основные причины травматизма на занятиях легкой
атлетикой:
3.1. Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и
оборудования; - 4
3.2. Нарушение правил организации занятий; - 5
3.3. Нарушения в методике проведения занятий; - 5
3.4. Нарушение санитарно-гигиенических норм и требований; - 7
3.5. Неудовлетворительная работа медицинского персонала. - 8
4. Требования безопасности при проведении занятий по отдельным
видам легкой атлетики. - 4
5. Вопросы для контроля - 10
6. Самостоятельная работа - 11
7. Источники информации - 11
Пояснительная записка
«Здоровый нищий богаче больного короля»
М. Саркизов – Серазини
Забота о сохранении и укреплении здоровья человека, увеличении продолжительности его жизни является главной заботой любого общества. Большую роль играют в этом физическая культура и спорт. Занятия физическими упражнениями только тогда дают положительный эффект, когда они носят оздоровительный характер.
Безопасность образовательного процесса в учебных заведениях, к сожалению, до сих пор оставляет желать лучшего. Несчастные случаи и травмы, произошедшие с учащимися на уроках физкультуры, тренировках и соревнованиях, всегда являются причиной серьёзных нарушений в состоянии их здоровья, а иногда приводят и к смерти пострадавших, приносят горе родителям и создают проблемы педагогическим работникам.
Согласно данным статистики школьный травматизм составляет 12–15 % от общего травматизма детей, травмы, полученные на уроках физкультуры – до 30 %. Так, в 2013 году в городе Новомосковске по данным детских поликлиник Северного и Залесного микрорайонов зафиксированы травмы:
- полученные на уроках физкультуры в общеобразовательных школах
№ 23 – 4, № 17 – 6 травм, №№ 2, 6, 10, 12, 14, 20, 24, 5, 8, 15,
гимназия №1 – переломов – 4, вывихов – 2, ушибов и растяжений – 39,
ран – 2, сотрясений головного мозга – 1, прочие (ссадины и т.п.) - 9;
- полученные на школьных спортивных соревнованиях – 53.
Отсутствует статистика травматизма, полученного на тренировочных занятиях учащимися ДЮСШ.
От учителя, тренера, проводящего урок физкультуры, тренировку или спортивное соревнование, зависит не только качество усвоения школьниками учебного материала, уровень развития физических качеств занимающихся, получение эмоционального удовольствия от занятия или соревнования, но и сохранение их здоровья и жизни.
Данное методическое пособие призвано оказать помощь студентам и преподавателям колледжа в их профессиональной подготовке, а также в изучении соответствующей темы по МДК 01.01, МДК 02.01, при подготовке к итоговой аттестации по профессиональным модулям ПМ0.1 и ПМ02.
Наиболее частые травмы в легкой атлетике
На занятиях по легкой атлетике наиболее частыми бывают травмы, связанные с падением. Как правило, это:
ушибы и ссадины мягких тканей;
растяжения мышц и связок конечностей, чаще всего голеностопного сустава, задней поверхности бедра, локтевого сустава;
вывихи и подвывихи локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;
реже – переломы костей (в основном конечностей).
.
3. Основные причины травматизма на занятиях легкой
атлетикой
3.1. Неудовлетворительное состояние
мест занятий, инвентаря и оборудования
малые размеры зала или площадки для занятий;
неровности пола, расщеплённые половицы, выбоины на асфальте дорожек стадиона и спортивных площадок;
неисправность оборудования из металлоконструкций на стадионах;
неудовлетворительное состояние мест приземлений: неисправности матов (разрывы, разошедшиеся швы), неправильная их укладка для конкретных упражнений;
отсутствие возможности обеспечить зону безопасности в местах приземления для прыжков в длину и в высоту;
ветхость и неисправность снарядов и тренажёров, ненадёжность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие
болты и шурупы;
оборудования, при которой дети мешают друг другу выполнять
упражнения;
плохо закреплённые или неисправные электрические розетки и выключатели;
низко повешенные декоративные растения, украшения, стенды, светильники;
отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;
колонны и выступы стен, не обитые мягким материалом;
не закрытые щитами батареи отопления;
отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз занимающихся;
свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;
отсутствие телефона и аптечки в доступном месте для оказания медицинской помощи.
3.2. Нарушение правил организации занятий
- проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя (тренера) или проведение занятий для двух классов одновременно в одном спортивном зале. Отсюда - скученность, невозможность отследить сразу всех занимающихся, подстраховать их, особенно при выполнении рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие. Эта же причина понижает дисциплину занимающихся, возможности концентрации их внимания на технике выполнения и безопасности упражнений. Норма – 0,7 кв. м на 1 человека.
- нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход и выход из зала;
- самовольный доступ детей к снарядам, тренажёрам и инвентарю;
- неправильный выбор преподавателем своего места при проведении занятий, когда часть детей находится вне поля его зрения; при делении класса на подгруппы место преподавателя там, где сложнее упражнения, где больше опасность травматизма;
- недостаточный интервал и дистанция в строю при выполнении упражнений поточным методом, групповых упражнений;
- незнание или невыполнение детьми правил построения на урок, передвижения к месту занятий вне школы, получения инвентаря, его переноски, использования мест занятий.
3.3. Нарушения в методике проведения занятий
Безопасность уроков во - многом зависит от учителя физической культуры. Именно он несёт прямую ответственность за жизнь и здоровье занимающихся. Основными причинами травматизма по вине учителя являются:
- форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями, упражнениям без достаточной подготовленности учащихся;
- чрезмерная нагрузка на учащихся в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания. Следует помнить, что одна и та же физическая нагрузка может быть большой для одного и чрезмерной для другого учащегося. Опытный преподаватель добивается такого сочетания нагрузки и отдыха в уроке, которое позволяет, не снижая плотности урока, обеспечить полноценный отдых за счёт переключения на другие виды деятельности. Переход к упражнениям другого характера обеспечивает полноценное восстановление организма занимающихся. Однако, новые упражнения не должны выполняться в большом объёме и с большой интенсивностью. Хорошей восстановительной способностью обладают скоростно-силовые упражнения взрывного характера, выполняемые в небольшом объёме.
- излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением сложных упражнений, игр и эстафет;
- несоответствие продолжительности и качества разминки погодным условиям и задачам основной части урока;
- несоблюдение последовательности в решении задач урока (обучение новым или сложным упражнениям не в начале, а в конце урока; развитие быстроты и ловкости не сразу после разминки, а когда учащиеся утомлены предыдущей работой и т.п.);
- использование для игр и эстафет упражнений, не знакомых учащимся или сложных, а иногда и опасных (эстафеты с кувырками, пробегание по перевёрнутой скамейке, скоростной бег навстречу друг другу и др.);
- отсутствие страховки и помощи или неправильное её оказание во время выполнения сложных упражнений (гимнастические и акробатические упражнения и др.),
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся: учёта их физических возможностей и психологических особенностей. Одним ученикам в ходе урока следует внушать уверенность в своих силах и возможностях, которая поможет им преодолеть страх перед трудным упражнением, а значит – лучше его освоить и избежать травм.
Другим, излишне уверенным в себе, склонным к завышенной самооценке, преподаватель должен уделить не меньше внимания, т.к. этим детям свойственны пренебрежение, невнимательность, небрежность при выполнении упражнений, что может привести к травме. Сюда же следует отнести – допуск к занятиям по общему плану детей, приступивших к урокам после перенесённого заболевания.
Низкий профессиональный уровень учителя физкультуры может быть обусловлен недостаточным опытом работы в школе, плохим знанием методики физического воспитания и педагогических основ. Однако, нередки случаи получения травм на уроках опытных преподавателей, имеющих высокие квалификационные категории. Подобные педагоги, прекрасно владея методикой преподавания и проводя замечательные уроки для всякого рода комиссий, в обыденной работе могут допускать небрежность, бесконтрольность, халатность, оставлять детей одних в зале без присмотра, надеясь «на авось».
3.4. Нарушения санитарно-гигиенических норм и требований
Оздоровительную направленность уроки физкультуры будут носить только при условии соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований:
- прежде всего, это требование к чистоте помещения. Норма влажной уборки – после каждого урока, т.к. при интенсивном дыхании во время физических упражнений многократно возрастает возможность загрязнения дыхательных путей пылью и микроорганизмами грязного воздуха.
- отсутствие вентиляции; такой доступный способ борьбы за чистоту воздуха, как проветривание спортивного зала и раздевалок, необходимо проводить после влажной уборки, чтобы исключить рассеивание пыли и содержащихся в ней микроорганизмов (мельчайшие капли с микроорганизмами, выделяемые при дыхании и особенно при кашле, могут находиться во взвешенном состоянии в воздухе до 4–5 часов и распространяться при разговоре на 1,5 м, а воздушными потоками на расстояние 8–9 м.).
- недостаточная освещённость зала или спортивной площадки;
- несоблюдение температурного режима занятий в помещении и на улице. Так, по данным гигиены физического воспитания, для человека в состоянии покоя комфортной считается температура +20–22 град. С. Работоспособность при температуре воздуха +24 С снижается на 15 % по сравнению с её уровнем в комфортных условиях, а при температуре + 28 С - уже на 30 %. В этих же условиях выполнение физических упражнений, вызывающих увеличение теплопродукции, приводит к перегреванию и нарушению теплового баланса.
Для обеспечения оптимального теплового баланса при лёгкой и средней физической нагрузке необходима температура воздуха +10-15 С, а при тяжёлой +5-10 С. Учитывая специфику нагрузок и двигательной активности детей на уроках физкультуры, приято считать комфортной для занятий в залах температуру +15 С, а на улице +18-20 в тёплое время и – 5–15 С для занятий на лыжах (при нормальной относительной влажности воздуха и силе ветра 1,5 м/сек.). Длительное воздействие относительно низких или кратковременное воздействие очень низких температур вызывают значительные нарушения функционального состояния, что часто приводит к простудным заболеваниям и обострению хронических заболеваний, снижению иммунной защиты организма. Низкая температура воздуха снижает эластичность мышечно-связочного аппарата, что может стать причиной травм.
- Влажность: норма в помещении 30-60 %.
- Движение воздуха: летом 1-4 м/сек, для занятий в жару – 3-2 м/сек, в зале до 0,5 м/сек .
- несоответствие одежды и обуви для занятий физическими упражнениями: причиной травмы, переохлаждения или перегревания может стать неудобная, сковывающая движение и затрудняющая теплообмен одежда, скользкая кожаная или жёсткая пластиковая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки.
- причинить травму могут также колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки), бусы, цепочки, тесёмки, завязанные на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные резинкой волосы у девочек; очки, не закреплённые на затылке резинкой у слабо видящих детей.
3.5. Неудовлетворительная работа медицинского персонала
Часто травмы или заболевания от занятий физическими упражнениями бывают вызваны неудовлетворительной работой медицинского персонала учебного заведения:
- отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей, позволяющей выявить хронические заболевания и травмы;
- отсутствие у учителя сведений о распределении детей по медицинским группам. Поэтому все ученики, не зависимо от состояния их здоровья и хронических заболеваний, занимаются по единому плану и выполняют упражнения с одинаковой нагрузкой. Нередки случаи летального исхода детей, имеющих серьёзную сердечно-сосудистую патологию, которые на уроках занимались вместе со здоровыми детьми.
4. Требования безопасности при проведении занятий по отдельным
видам легкой атлетики
4.1. Продолжительность и содержание разминки должны соответствовать
погодным условиям и задачам урока.
4.2. Учитывая многообразие видов лёгкой атлетики, в специальной части
разминки следует выполнить несколько упражнений для подготовки
опорно-двигательного аппарата к предстоящей работе.
4.3. При проведении занятий на местности (в парке, лесополосе) тщательно
выбирать место для бега с ровным, не скользким покрытием. Следует
также обратить внимание на то, чтобы ветви деревьев и выступающие
корни растений не стали причиной травм.
4.4. Одежда и обувь занимающихся должны соответствовать погоде и
гигиеническим требованиям.
4.5. При обучении и приёме нормативов по бегу на короткие дистанции, проведению беговых эстафет – бежать только по «своим» дорожкам.
4.6. После линии финиша дорожки должны иметь продолжение минимум на
15 м для возможности постепенного снижения скорости бегуном.
4.7. Во избежание столкновений и натыканий исключить резкую остановку в
конце беговых отрезков.
4.8. Избегать занятий по бегу на шоссейных дорогах.
4.9. Бежать по границам зала и на стадионе только в одном направлении –
против часовой стрелки.
4.10. Не выполнять бег, прыжки и метания на скользком грунте, мокром полу.
4.11. Высота и расстановка барьеров должны соответствовать полу и подготовленности занимающихся.
4.12. Бегать барьеры можно только по ходу их расстановки.
4.13. Перед проведением прыжков обращать внимание на подготовку места
приземления. Место приземления (песок, маты) следует поправлять после каждой попытки или по-необходимости.
Прыжки в длину: песок рыхлый, увлажнённый, без посторонних предметов, глубина песка в яме – 0,5-0,75 м. При проведении прыжков поточным способом (друг за другом) следует соблюдать очерёдность выполнения попыток во избежание столкновений в месте приземления. Разбег начинать по команде преподавателя после того, как место приземления покинет предыдущий прыгун.
Прыжки в высоту: место приземления ровное, мягкое, без щелей между матами, высотой 0,5–0,75 для способа «Фосбюри-флоп» и не менее 2 слоёв гимнастических матов для способа «перешагивание». На ранних этапах обучения вместо планки лучше использовать натянутую резинку.
Учитывая, что многие начинающие прыгуны пробегают на место отталкивания к дальней стойке, что может привести к их приземлению вне матов (а это серьёзная травма), слева и справа от стоек следует положить дополнительные маты, чтобы смягчить падение. Кроме того, в предполагаемых местах отталкивания для левой и правой толчковых ног следует мелом (или пластырем) сделать отметки, ориентируя на них учащихся.
В прыжках в высоту - соблюдать установленный преподавателем порядок выполнения попыток для отталкивающихся левой и правой ногами. Учитывая, что большинство имеет левую толчковую ногу, следует чередовать прыжки не через одного: с левой и с правой сторон разбега, а дать возможность выполнить попытку всем, имеющим правую (левую) толчковую ногу, а затем левую (правую). В этом случае нагрузка будет одинаковой для всех занимающихся.
4.14. Проводить обучение метаниям следует в специально отведённых для этого местах, исключающих возможность нахождения там посторонних людей.
4.15. Выполнять броски и собирать снаряды - только по команде преподавателя.
4.16. При массовом обучении исключить встречные метания, располагать
занимающихся в одну шеренгу на безопасном расстоянии (1,5 – 3 м),
спиной к солнцу.
4.17. Использовать снаряды для метаний, вес и размеры которых соответствуют полу и возрасту занимающихся.
4.18. С первых уроков прививать учащимся навыки правильной переноски снарядов к месту занятий и обратно, безопасным способам передачи их друг другу (не бросать навстречу, а приносить), правильной остановки
катящегося ядра.
5. Вопросы для контроля
Кто и с какой целью осуществляет медицинский контроль за занимающимися на уроках физической культуры и тренировочных занятиях в ДЮСШ?
В чем заключается подготовка учителя к уроку, тренера к тренировочному занятию?
Назовите температурные нормы для занятий легкой атлетикой на улице летом и зимой.
Какие требования необходимо соблюдать учителю, тренеру при последовательности решения задач урока, тренировки?
Как в легкой атлетике учитываются половые и возрастные особенности занимающихся?
Назвать меры безопасности при проведении занятий по бегу на местности.
Назвать меры безопасности при проведении занятий по бегу на стадионе.
Назвать меры безопасности при проведении занятий по барьерному бегу.
Назвать меры безопасности при проведении занятий по прыжкам в длину.
Назвать меры безопасности при проведении занятий по прыжкам в высоту.
Назвать меры безопасности при проведении занятий по легкоатлетическим метаниям.
Назвать требования к одежде и обуви для занятий легкой атлетикой.
6. Самостоятельная работа
1. Изучение темы с использованием основной и дополнительной литературы,
ЭОР, других средств массовой информации.
2. Выполнение творческих работ (рефератов, проектов, презентаций и др.) по
теме.
3. Подготовка сообщений на основе анализа методического материала.
4. Выполнение письменных заданий.
7. Источники информации -
1. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта/М: Академия,
2002.
2. Граевская Н.Д. Спортивная медицина/М: Сов. спорт, 2005
3. Зеличенок В. Судейство соревнований по легкой атлетике Практическое
руководство ИААФ/М,: Терра-спорт, 2003
4. Лахов В.И., Коваль В.И. Организация и судейство соревнований по легкой
атлетике/ М: Сов. спорт, 2004.
5. Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера / М: Сов. спорт. 2007.
6. Муравьёв В.А. – Техника безопасности на уроках физкультуры/М:
СпортАкадемПресс, 2001.
7. Погадаев Г.И. – Настольная книга учителя физической культуры/М: ФиС,
2000.
8. Холодов Ж., Кузнецов М. Лёгкая атлетика в школе/ М: Просвещение», 1993.