СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика учебной неуспешности в образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема школьной неуспешности является актуальной в современном образовании.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика учебной неуспешности в образовательной организации»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов» Августовская педагогическая конференция « Профилактика учебной неуспешности  в образовательной организации» Учитель начальных классов: Руднова Елена Владимировна го Рефтинский, 2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов»

Августовская педагогическая конференция

« Профилактика учебной неуспешности в образовательной организации»

Учитель начальных классов:

Руднова Елена Владимировна

го Рефтинский, 2024

Иосиф Бродский Людвиг ван Бетховен Альберт Энштейн Исаак Ньютон Наполеон Бонапарт Билл Гейтс

Иосиф Бродский

Людвиг ван Бетховен

Альберт Энштейн

Исаак Ньютон

Наполеон Бонапарт

Билл Гейтс

Учебная неуспешность – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также наличие сопутствующих проблем, сложившихся у ребенка в процессе обучения (конфликты с учителями и одноклассниками, неучастие в школьной жизни и т.д.).
  • Учебная неуспешность – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также наличие сопутствующих проблем, сложившихся у ребенка в процессе обучения (конфликты с учителями и одноклассниками, неучастие в школьной жизни и т.д.).
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

ВНЕШНИЕ

ВНУТРЕННИЕ

К внешним причинам относятся:   1. социальные (снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы).

К внешним причинам относятся:

  • 1. социальные (снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы).
К внешним причинам относятся:   социальные (снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы). несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях).

К внешним причинам относятся:

  • социальные (снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы).
  • несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях).
К внешним причинам относятся:   социальные (снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы). несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях). отрицательное влияние извне (семья, улица и т.д).

К внешним причинам относятся:

  • социальные (снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы).
  • несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях).
  • отрицательное влияние извне (семья, улица и т.д).
К внутренним причинам относятся: дефекты здоровья школьников (каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения ).

К внутренним причинам относятся:

  • дефекты здоровья школьников (каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения ).
К внутренним причинам относятся: дефекты здоровья школьников (каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения ). низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения (неправильно сформированное отношение к образованию, неприятие общественной значимости образования, нет стремления быть успешным в учебной деятельности).

К внутренним причинам относятся:

  • дефекты здоровья школьников (каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения ).
  • низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения (неправильно сформированное отношение к образованию, неприятие общественной значимости образования, нет стремления быть успешным в учебной деятельности).
К внутренним причинам относятся: дефекты здоровья школьников (каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения ). низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения (неправильно сформированное отношение к образованию, неприятие общественной значимости образования, нет стремления быть успешным в учебной деятельности). слабое развитие волевой сферы .

К внутренним причинам относятся:

  • дефекты здоровья школьников (каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения ).
  • низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения (неправильно сформированное отношение к образованию, неприятие общественной значимости образования, нет стремления быть успешным в учебной деятельности).
  • слабое развитие волевой сферы .
- определение причины школьной неуспешности; - выбор средств для решения школьной неуспешности; - разработка и реализация плана решения задачи в соответствии с избранными критериями оптимальности.
  • - определение причины школьной неуспешности;
  • - выбор средств для решения школьной неуспешности;
  • - разработка и реализация плана решения задачи в соответствии с избранными критериями оптимальности.
Способы преодоления рисков школьной неуспешности:   предупреждение неуспеваемости;  педагогическая профилактика  педагогическая диагностика педагогическая терапия  воспитательное воздействие

Способы преодоления рисков школьной неуспешности:

  • предупреждение неуспеваемости;
  • педагогическая профилактика
  • педагогическая диагностика
  • педагогическая терапия
  • воспитательное воздействие
Предупреждение неуспеваемости   Всестороннее повышение эффективности каждого урока.  Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.  Индивидуальный подход к учащемуся.  Специальная система домашних заданий. Усиление работы с родителями. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.  

Предупреждение неуспеваемости

  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
  • Индивидуальный подход к учащемуся.
  • Специальная система домашних заданий.
  • Усиление работы с родителями.
  • Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.  
Педагогическая профилактика Педагогическая профилактика – это поиск оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

Педагогическая профилактика

Педагогическая профилактика – это поиск оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика Систематический педагогический мониторинг, контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

Педагогическая диагностика

Систематический педагогический мониторинг, контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

Педагогическая терапия дополнительные занятия во внеурочное время  дифференцированный подход в обучении  индивидуализация домашнего задания и т.д.

Педагогическая терапия

  • дополнительные занятия во внеурочное время
  • дифференцированный подход в обучении
  • индивидуализация домашнего задания и т.д.
Воспитательное воздействие Неудачи в учёбе часто связаны с плохим поведением на уроках, поэтому с неуспевающими обучающимися должна вестись индивидуальная воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй.

Воспитательное воздействие

Неудачи в учёбе часто связаны с плохим поведением на уроках, поэтому с неуспевающими обучающимися должна вестись индивидуальная воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй.

Проблемы учебной деятельности учащихся в начальной школе    испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв и слогов («шапка» - «шабка»); добавляют или пропускают гласные буквы («трава» - «тарава», «улица» - «улца»)  неряшливое письмо, грязь в тетрадях, несоблюдение строки; низкая скорость чтения; «механическое» чтение, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;  допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме); не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.

Проблемы учебной деятельности учащихся в начальной школе

  • испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв и слогов («шапка» - «шабка»); добавляют или пропускают гласные буквы («трава» - «тарава», «улица» - «улца»)
  • неряшливое письмо, грязь в тетрадях, несоблюдение строки;
  • низкая скорость чтения; «механическое» чтение, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;
  • допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме);
  • не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.

п/п

Трудность

1.

Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону).

Причина

2.

несовершенство в развитии микромоторики руки;

Пропуск букв и слогов

3.

низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания

Трудность написания букв. Замена букв, слогов («он» на «но», «кот» на «ток»)

4.

несформированность пространственных представлений

Трудности при решении математических задач

5.

Затруднения при пересказывании текста, неумение выделить главную мысль текста.

слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления

6.

7.

Трудности в усвоении новых знаний

слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления

8.

низкая степень восприятия и произвольности

Трудность в самостоятельном выполнении заданий

9.

низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля

Плохое знание таблиц сложения (умножения)

низкий уровень развития механической памяти

Невнимательность, рассеянность

низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания

Сообщение темы. Постановка целей урока. «Портфель знаний» «мы узнаем» «чему учились» « будем развивать» «что узнали» «воспитываем в себе» «на что обратить внимание »

Сообщение темы. Постановка целей урока.

«Портфель знаний»

«мы узнаем»

«чему учились»

« будем развивать»

«что узнали»

«воспитываем в себе»

«на что обратить внимание »

 Задание на укрепление микромоторики руки, на коррекцию письма.    работа по дополнительным тетрадям в клеточку  штриховка мелких и крупных фигур в различных направлениях  обводка элементов букв, цифр, слогов по готовому образцу

Задание на укрепление микромоторики руки, на коррекцию письма.

  • работа по дополнительным тетрадям в клеточку
  • штриховка мелких и крупных фигур в различных направлениях
  • обводка элементов букв, цифр, слогов по готовому образцу
Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости : «Угадай, кто спрятался?» из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести  - найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их. ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ  ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ  ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК

Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости :

«Угадай, кто спрятался?»

  • из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести
  • - найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их.

ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ

ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ

ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК

Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости : «Прочитай быстро» «Найди отличия»  Ножки – ложки  дочка – бочка  Егорка - горка город – горох девушка – дедушка картина - корзина

Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости :

«Прочитай быстро»

  • «Найди отличия»

Ножки – ложки

дочка – бочка

Егорка - горка

город – горох

девушка – дедушка

картина - корзина

Словарная и орфографическая работа Выборочный диктант  Выборочный ответ Подбор однокоренных слов – других частей речи  Подбор и запись синонимов и антонимов Составление предложений с данными словами Дописывание орфографических таблиц

Словарная и орфографическая работа

  • Выборочный диктант
  • Выборочный ответ
  • Подбор однокоренных слов – других частей речи
  • Подбор и запись синонимов и антонимов
  • Составление предложений с данными словами
  • Дописывание орфографических таблиц
Для развития памяти, дикции, четкости речи : Ос-ос-ос – сильный мороз Ос-ощ-ос – на дворе трещит мороз Ос-ос-ос – заморозил нас мороз Ос-ощ-ос – заморозил щеки, нос.

Для развития памяти, дикции, четкости речи :

Ос-ос-ос – сильный мороз

Ос-ощ-ос – на дворе трещит мороз

Ос-ос-ос – заморозил нас мороз

Ос-ощ-ос – заморозил щеки, нос.

Для развития памяти, дикции, четкости речи : «Шпаргалки-напоминалки» «Читай по правилу»

Для развития памяти, дикции, четкости речи :

«Шпаргалки-напоминалки»

«Читай по правилу»

«Царица Тишина» «Облачко настроения».

«Царица Тишина»

«Облачко настроения».

Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Заинтересованность в процессе обучения; Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе; Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей; Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.  

Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился.

  • Заинтересованность в процессе обучения;
  • Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;
  • Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;
  • Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.

 

«Яблоки как дети, нет третьего сорта, надо уметь оценить».

«Яблоки как дети, нет третьего сорта, надо уметь оценить».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!