Профилактика жестокого обращения с детьми
ТОГБОУ «Казачья кадетская школа- интернат имени графа
И.И. Воронцова- Дашкова»
Педагог- психолог
Войнова О.А.
По данным статистики
- Ежегодно в России около 17 тысяч детей - жертвы насильственных преступлений.
- Около двух миллионов детей избиваются родителями.
- Более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений.
- Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью.
- 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством.
- Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.
Жестокое обращение
- Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны родителей, опекунов, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.
Жестокое обращение
Эмоциональное насилие
- вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания «дебил», «тупица»
- частые сомнения в интеллектуальных возможностях ребенка, понижающие его самооценку
- завышенные требования к ребенку
- чрезвычайная критичность по отношению к ребенку
- пассивное лишение любви, холодность родителей
- равнодушие и раздражение как реакция на успех ребенка
- запрет для ребенка испытывать и выражать эмоции: «Не реви», «Не злись», «Отстань от меня», «Не путайся под ногами»…
- эмоционально невосприимчив, равнодушен;
- грустен, может наблюдаться депрессия;
- сосет пальцы, монотонно раскачивается;
- замкнут в себе или, наоборот, агрессивен;
- «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
- испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
- не выказывает интереса к играм;
- страдает ночным или дневным недержанием мочи;
- могут быть головная боль, боли в животе и области сердца;
- замедлено физическое и общее развитие.
Влияние физических наказаний Насилие порождает насилие
- замедляется рост
- аллергия, диабет
- нарушения сна
- головные боли, боли в животе, диарея, энурез, язвы
- притупляются все лучшие качества в детях,
- способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
- дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью становятся способными на убийство или другие преступления;
- высокая вероятность того¸ что во взрослом состоянии они станут притеснять своих собственных детей и родителей
Влияние насилия на развитие ребенка
Психологические и поведенческие признаки:
- не удовлетворяются базовые потребности во внимании, любви, общении, защищенности
- поведение колеблется от активного непослушания до чрезвычайной пассивности, боязливость
- дети постарше ведут себя агрессивно либо уходят от общения
- утрачивают мотивацию гордости за свои достижения, теряется потребность поделиться горем, радостью, приласкаться, почувствовать тепло близких людей
- дети не учатся понимать эмоции других людей, не умеют и боятся выражать свои эмоции
- эмоционально неустойчивы, равнодушны, неумение справиться с гневом, страхом
- ребенок чувствует себя нежеланным, нелюбимым, относится к себе враждебно, с презрением
- плохо формируется привязанность к родителям
- депрессия, саморазрушающее поведение, суицид
- злоупотребление психоактивными веществами
- снижается успеваемость, формируется низкая самооценка
- нарушается интеллектуальное и речевое развитие
Упражнение «Самый неприятный человек»
Техника «Вербализация эмоций»
- 1 этап. Я-сообщение о чувствах, которые вызывает поведение ребенка
не содержит слов «ты», «вы», только ссылку на ситуации и отвлеченных людей. «Когда люди не выполняют свои обещания, у меня возникает досада и раздражение»
- 2 этап. Усиление я- сообщения. «Когда я говорю, что у меня возникает тревога и неудобство, а на это никак не реагируют, я начинаю испытывать тоску и обиду. Мне плохо, понимаешь?»
- 3 этап. Выражение пожелания, просьбы. «Я прошу тебя…»
- 4 этап. Назначение санкций. «Если ты еще раз сделаешь…., я, во- первых,…., во-вторых….»
Санкции реалистичными и значимыми для ребенка, партнера
- 5 этап. Реализация санкций
Остерегайтесь ошибок
Старайтесь остерегаться «кентавров»: предложений, которые начинаются с местоимения «я», а заканчиваются упреком или обвинением.
- Мне не нравится, когда ты плохо себя ведешь!
Если в тексте я- сообщения содержится скрытый упрек, Вас не услышат и не поймут.
- Я все делаю одна, с ног валюсь, а вам хоть бы что!
- 3. Неискренние я- сообщения
- Я расстроюсь, если ты не ляжешь сейчас спать.
- 4. Полный отказ от ты- сообщений.
Положительные ты- сообщения использовать необходимо:
- Ты мне очень помог. Ты сам вовремя лег спать, ты такой молодец!
- Помните, если не давать знать, что вы чувствуете, то человеку это может просто не прийти в голову.
Техника активного слушания
- 1 . Повернитесь к ребенку лицом. Ваши глаза должны находиться на одном уровне.
Нельзя говорить с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине.
- 2. В разговоре с расстроенным ребенком, не следует задавать вопросы.
Ваши ответы должны звучать в утвердительной форме.
- 3. В беседе держите паузы.
Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и почувствовать, что вы рядом.
- 4 . В ответе ребенку повторите то, что, как вы поняли, случилось с ним и при этом обозначьте чувства ребенка.
Диалог
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного.)
СЫН: Да, не хочу.
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства.)
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство .
Упражнение на восприятие ребенка
Анализ педагогических ситуаций
Притча «Уют любви и одобрения»
“ Мастер утверждал, что большинство людей ищут не радость пробуждения и деятельности, а уют любви и одобрения. И проиллюстрировал эту мысль рассказом о своей младшей дочери, которая требовала, чтобы каждый вечер перед сном он читал ей сказки.
Как-то Мастеру пришла идея начитать сказки на магнитофон. Маленькая девочка научилась включать его и несколько дней все шло хорошо, но однажды вечером дочка подошла к отцу и протянула ему книжку со сказками.
- Ну же, дорогая, ты ведь знаешь, как включать магнитофон.
- Знаю, - ответила девочка, - но я не могу сесть к нему на колени”.
Уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком.
Спасибо за внимание