В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. В связи с тем, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических и иных токсических веществ. Наступающие вследствие потребления различных химических веществ повреждения головного мозга и внутренних органов, зачастую оказываются необратимы и приводят к формированию трудно излечимого заболевания: нарко- и токсикомании. Результаты исследований, проведенных за последнее время в некоторых учебных заведениях, показали, что этап первых проб психоактивных веществ наблюдается у 70% подростков, как мальчиков, так и девочек. Приобщение к наркотикам (с формированием начальных этапов зависимости) было отмечено почти у 15% подростков. Около 10% детей попадают на достаточно длительное время в поле зрения специалистов, занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика злоупотребления психически активными веществам в помощь педагогам и администрации оу.»
ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМ
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И АДМИНИСТРАЦИИ ОУ.
Особенности детского и подросткового возраста.
В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. В связи с тем, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических и иных токсических веществ. Наступающие вследствие потребления различных химических веществ повреждения головного мозга и внутренних органов, зачастую оказываются необратимы и приводят к формированию трудно излечимого заболевания: нарко- и токсикомании. Результаты исследований, проведенных за последнее время в некоторых учебных заведениях, показали, что этап первых проб психоактивных веществ наблюдается у 70% подростков, как мальчиков, так и девочек. Приобщение к наркотикам (с формированием начальных этапов зависимости) было отмечено почти у 15% подростков. Около 10% детей попадают на достаточно длительное время в поле зрения специалистов, занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании.
О наркотических и токсических препаратах
Все химические соединения растительного и синтетического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, принято называть психоактивными. Предметом злоупотребления становятся, как правило, те из них, которые вызывают приятные или необычные психические переживания. Если злоупотребление каким-либо психоактивным веществом становится не только опасным для здоровья человека и общества, но и вызывает при этом ощутимые экономические потери, то специальным нормативным актом Комитета по контролю наркотиков оно признается наркотическим, поэтому наркотик - понятие не только медицинское, но и юридическое. Некоторые лекарственные препараты, алкоголь и никотин, а также некоторые вещества, содержащие ароматические углеводороды, не относящиеся согласно законодательству к наркотическим и употребляемые для достижения эмоционально положительного психического состояния, называются токсикоманическими средствами.
Возможные предпосылки и мотивы потребления наркотиков и токсикантов.
Причины и факторы.
Социальные:
неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;
активная пропаганда в средствах массовой информации (СМИ) направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов (клубная культура, некоторые стили музыки (рейф, “кислотные направления”, джангл и т.п.), завуалированная пропаганда легализации наркотиков, проводимая отдельными СМИ;
неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
проживание в районах с низким имущественным цензом (районы “городского дна”).
Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.
Традиционные: культуральное потребление психоактивных веществ в данной местности.
Индивидуально - психологические:
подражание более старшим или авторитетным сверстникам;
попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;
аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комформность, неустойчивость характера);
протестные реакции (“назло”), направленные против старших (родителей, педагогов);
самодеструктивное поведение;
любопытство;
подчинение давлению и угрозам.
Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками.
Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
Появляется отчужденность, эмоционально “холодное” отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.
Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и/или другие психоактивные вещества.
Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.
Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодически тошнота, рвота.
Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.
“Беспричинное” сужение или расширение зрачков.
Внимание!
Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств является выявление состояния наркотического одурманивания, установленного врачом, в частности, психиатром – наркологом или психиатром. Тактичность и осторожность в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.
Последовательность действий
педагога и администрации учебного заведения
при подозрении на употребление несовешеннолетними наркотиков.
Основные правила:
Первая задача – предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно, при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверсников в потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленом для такой ситуации порядке.
Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивой.
Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.
Необходимой представляется информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним и основах ее организации. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.
При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
Необходима просветительно -- пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно – популярной информации среди родителей и прочие формы противодействия молодежному наркотизму.
Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия:
Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов “наркоманической” группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра- нарколога, работника правоохранительных органов.
Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета.
Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
Если у Вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
В таком случае:
Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
Немедленно поставить в известность руководителей школы.
Срочно вызвать медицинского работника школы.
В случае, когда состояние подростка может быть расценино как состояние алкогольного или наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка.
Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков.
При совершении подростком хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.