СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика злоупотребления психически активными веществам в помощь педагогам и администрации оу.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. В связи с тем, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических и иных токсических веществ. Наступающие вследствие потребления различных химических веществ повреждения головного мозга и внутренних органов, зачастую оказываются необратимы и приводят к формированию трудно излечимого заболевания: нарко- и токсикомании. Результаты  исследований, проведенных за последнее время в некоторых учебных заведениях, показали, что этап первых проб психоактивных веществ наблюдается у 70% подростков, как мальчиков, так и девочек. Приобщение к наркотикам (с формированием начальных этапов зависимости) было отмечено почти у 15% подростков. Около 10% детей попадают на достаточно длительное время в поле зрения специалистов, занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика злоупотребления психически активными веществам в помощь педагогам и администрации оу.»

ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ

ПСИХИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМ

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И АДМИНИСТРАЦИИ ОУ.

Особенности детского и подросткового возраста.

В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. В связи с тем, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических и иных токсических веществ. Наступающие вследствие потребления различных химических веществ повреждения головного мозга и внутренних органов, зачастую оказываются необратимы и приводят к формированию трудно излечимого заболевания: нарко- и токсикомании. Результаты исследований, проведенных за последнее время в некоторых учебных заведениях, показали, что этап первых проб психоактивных веществ наблюдается у 70% подростков, как мальчиков, так и девочек. Приобщение к наркотикам (с формированием начальных этапов зависимости) было отмечено почти у 15% подростков. Около 10% детей попадают на достаточно длительное время в поле зрения специалистов, занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании.

О наркотических и токсических препаратах

Все химические соединения растительного и синтетического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, принято называть психоактивными. Предметом злоупотребления становятся, как правило, те из них, которые вызывают приятные или необычные психические переживания. Если злоупотребление каким-либо психоактивным веществом становится не только опасным для здоровья человека и общества, но и вызывает при этом ощутимые экономические потери, то специальным нормативным актом Комитета по контролю наркотиков оно признается наркотическим, поэтому наркотик - понятие не только медицинское, но и юридическое. Некоторые лекарственные препараты, алкоголь и никотин, а также некоторые вещества, содержащие ароматические углеводороды, не относящиеся согласно законодательству к наркотическим и употребляемые для достижения эмоционально положительного психического состояния, называются токсикоманическими средствами.

Возможные предпосылки и мотивы потребления наркотиков и токсикантов.

Причины и факторы.

  1. Социальные:

    • неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);

    • широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;

    • активная пропаганда в средствах массовой информации (СМИ) направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов (клубная культура, некоторые стили музыки (рейф, “кислотные направления”, джангл и т.п.), завуалированная пропаганда легализации наркотиков, проводимая отдельными СМИ;

    • неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;

    • проживание в районах с низким имущественным цензом (районы “городского дна”).

  1. Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.

  2. Традиционные: культуральное потребление психоактивных веществ в данной местности.

  3. Индивидуально - психологические:

    • подражание более старшим или авторитетным сверстникам;

    • попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

    • стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;

    • аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комформность, неустойчивость характера);

    • протестные реакции (“назло”), направленные против старших (родителей, педагогов);

    • самодеструктивное поведение;

    • любопытство;

    • подчинение давлению и угрозам.

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками.

  • Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.

  • Появляется отчужденность, эмоционально “холодное” отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.

  • Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.

  • Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.

  • Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.

  • Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и/или другие психоактивные вещества.

  • Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.

  • Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта.

  • Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодически тошнота, рвота.

  • Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.

  • “Беспричинное” сужение или расширение зрачков.





Внимание!

Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств является выявление состояния наркотического одурманивания, установленного врачом, в частности, психиатром – наркологом или психиатром. Тактичность и осторожность в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.

Последовательность действий
педагога и администрации учебного заведения
при подозрении на употребление несовешеннолетними наркотиков.

Основные правила:

  1. Первая задача – предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно, при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверсников в потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленом для такой ситуации порядке.

  2. Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивой.

  3. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.

  4. Необходимой представляется информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним и основах ее организации. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.

  5. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.

  6. Необходима просветительно -- пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно – популярной информации среди родителей и прочие формы противодействия молодежному наркотизму.

Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия:

  1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.

  2. При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов “наркоманической” группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра- нарколога, работника правоохранительных органов.

  3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета.

  4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

Если у Вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

В таком случае:

  1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.

  2. Немедленно поставить в известность руководителей школы.

  3. Срочно вызвать медицинского работника школы.

  4. В случае, когда состояние подростка может быть расценино как состояние алкогольного или наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка.

  5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков.

  6. При совершении подростком хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.