Цикл классных часов «Профессиональный компас».
Классный час № 3 «От зёрнышка к булочке».
Цель: создание условий для расширения у обучающихся представлений о профессиях людей, участвующих в выращивании и создании хлеба: тракторист и комбайнёр, хлебороб и агроном, мельник и пекарь.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей;
2. Расширять кругозор детей о профессиях людей, которые участвуют в создании хлеба: раскрыть особенности содержания деятельности, профессионально важные качества, необходимые для данных профессий;
3. Развивать коммуникативные навыки обучающихся через организацию работы в группах;
4. Формировать мотивацию, интерес к профессиям через осознание значимости их труда;
5. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве.
Обеспечение урока: компьютер, мультимедийная презентация, видео, аудио-песня, толковый словарь, информационные листы с текстами о профессиях по данной теме.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Эта профессия одна из самых древних на Земле. В Древнем Риме за покушение на жизнь человека этой профессии виновник карался смертной казнью.
-О какой профессии идёт речь? (предположения детей).
-Сложно отгадать? Тогда прослушайте песню подсказку.
(песня «Русское поле) https://disk.yandex.ru/d/JgcGa1PU8zCxAg
-О какой профессии идёт речь? (предположения детей).
-Продолжу подсказывать. Особенно ценился тот специалист, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли позволить купить себе только очень богатые люди. Можете ли вы сейчас отгадать, о какой профессии пойдёт речь? (предположения детей).
-Сегодня мы поговорим о людях, которые связаны с выращиванием и производством хлеба.
(1-й слайд)
2.Актуализация знаний.
Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят «Хлеб – всему голова».
Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки.
Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на земле возле дома – глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Почему бы не попробовать?
Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья.
Вот и появились первые колоски. Сперва – ячменя, потом пшеницы и ржи.
В одном из музеев, словно бесценное сокровище хранится ломтик хлеба, которому … 6 тысяч лет!
Ученые нашли его на дне озера. Когда-то давно он попал в густой ил, со временем окаменел и так сохранился до наших дней.
Вот с каких пор люди едят хлеб!
Румяные булочки, душистый хлеб с хрустящей корочкой, тающее во рту печенье, кремовые пирожные и торты – все это подается на наши столы из магазина. Но, как и откуда хлеб пришел туда?
Для того чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь от зёрнышка в колоске до свежего выпеченного ароматного хлеба, батона или булочки, потрудились люди многих профессий, не только пекарь.
-Можете ли вы назвать профессии людей, причастных к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе?
Труд земледельца всегда считался нелегким. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зеленое поле. Чтобы вырастить хороший урожай, люди вкладывают в него очень много нелегкого труда. Тех людей, кто помогает вырасти хлебу, называют хлеборобами.
3.Прослушивание сказки «Волчий хлеб»
(2- 4-й слайды)
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю...
— А когда вспашешь, можно уж есть? (тракторист)
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть? — (тракторист)
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет. (агроном)
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать. (комбайнёр)
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить. (мельник)
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб. (пекарь, кондитер)
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Вопросы по сказке
• Как начинается сказка?
• О чём попросил волк человека, когда встретил его в лесу?
• Понравился ли волку хлеб? Что захотел волк?
• Давай вместе расскажем волку, как получается хлеб: «Сперва надо землю..., потом рожь..., потом эту рожь нужно..., потом её нужно..., потом ещё нужно хлеб...»
• Почему волк решил обходиться без хлеба?
• Что тебе показалось смешным в этой сказке?
-Сформулируйте цели занятия.
4.Работа над темой занятия.
-Сказки пришли к нам из далёкого прошлого. А как сегодня выглядит процесс выращивания и производства хлеба?
(просмотр фильма №1 или №2)
https://disk.yandex.ru/i/VlZH1EPTEfoIDQ
https://disk.yandex.ru/i/4XiBWfmGeRH0lg
(1-17-й слайды) Как хлеб на стол попал. https://disk.yandex.ru/i/EKMlriNIKw4zmg
5.Работа с информационными листами (в группе) https://disk.yandex.ru/i/qLFti_z_errwZQ
-Некоторые профессии нам не знакомы. Мы можем узнать о них из информационных листов. Ваша задача – познакомиться с материалами и узнать, как называется профессия, чем занимается человек данной профессии и рассказать остальным ребятам.
(5- 8-й слайды)
ВЫВОД: Какой он хлебороб? (9-й слайд)
-образованный;
-ответственный;
-добросовестный;
-выносливый;
-терпеливый;
-способный быстро принимать решения;
-должен иметь организаторские способности;
-заботливый;
-внимательный;
-любить свою землю.
5.Работа с пословицами (в группе) (10-11-й слайд)
-Люди всегда бережно и уважительно относились к хлебу, зная каким трудом он достаётся. Много сложено пословиц и поговорок о хлебе и о людях профессий, занятых выращиванием хлеба.
-Соберите рассыпавшиеся пословицы в группах.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеб бросать – труд не уважать.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.
Земля тарелка, что положишь, то и возьмёшь.
Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.
На то и агроном, чтоб совхоз был с зерном.
Нынче в поле тракторист, завтра в армии танкист.
Слушай агронома – будет и хлеб, и солома.
Каков тракторист, таков и трактор.
Жди не дождя и грома, а жди агронома.
6.Знакомство с Т.С.Мальцевым
-Издавна профессия хлебороба на селе – уважаемая и почётная.
Курганская область является промышленным и сельскохозяйственным регионом нашей страны. Посевные поля расположены практически по всей территории нашей области. Одно из главных занятий сельских жителей области – выращивание зерновых культур.
Гордится наша область известным хлеборобом Т.С.Мальцевым. Кто же он такой? Чем знаменит? Узнаем, просмотрев фильм и презентацию.
(видео, презентация)
https://disk.yandex.ru/i/wbOSvhKHGn85_w
https://disk.yandex.ru/i/tstHV6kjm9EJjg
7.Итог
-Сегодня я узнал…
-Было интересно…
-Я понял, что…
-Меня удивило…
-Я сделал для себя вывод…
-Мне захотелось…
https://disk.yandex.ru/d/-modNd0L1DvU6g
Хлеб – батюшка, | вода – матушка. |
Хлеб бросать – | труд не уважать. |
Кто пахать не ленится, | у того и хлеб родится. |
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, | а хлеба край, так и под елью рай. |
Земля тарелка, | что положишь, то и возьмёшь. |
Кто с агротехникой дружит, | об урожае не тужит. |
На то и агроном, | чтоб совхоз был с зерном. |
Нынче в поле тракторист, | завтра в армии танкист. |
Слушай агронома – | будет и хлеб, и солома. |
Каков тракторист, | таков и трактор. |
Жди не дождя и грома, | а жди агронома. |