СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профориентация: как помочь подростку выбрать свое дело?»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой мастер-класс для классных руководителей по профориентационноц работе.

Просмотр содержимого документа
««Профориентация: как помочь подростку выбрать свое дело?»»

Мастер – класс

«Профориентация: как помочь подростку выбрать свое дело?».

(Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия).

Слайд 1 Я: Для проведения мастер-класса воспользуемся элементами методики критического мышления и проведем погружение в три стадии: вызова, осмысления и рефлексии.

Слайд 2 I. Стадия вызова: чтобы определить тему мастер-класса, предлагаем отведать сладкие угощения (конфеты), к которым прикреплены загадки:

  1. Перед кем все люди снимают шапки? (Парикмахер)

  2. Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (Кучер или шофер)

  3. Кто играет на публику? (Актёр)

  4. Какой водитель смотрит на землю свысока? (Пилот, лётчик, космонавт)

  5. Кто живёт и работает припеваючи? (Певцы)

  6. Без какого монтёра может наступить конец света? (Электрик)

  7. Кого поэтично называют лоцманами книжного моря? (Библиотекари)

  8. Кто заставляет моду пищать? (Модельер)

  9. Кто познаётся в беде? (Спасатели)

  10. Кто вас вгоняет в пот? (Банщик)

  11. Кто собирает дом по кирпичику? (Каменщик)

  12. Кто не сеет, не пашет, а за урожай отвечает? (Агроном)

  13. Как называют дирижёра банкета? (Тамада)

  14. Кого называют художниками по росписи ночного неба? (Пиротехник)

  15. Кто безнаказанно распиливает женщину пополам? (Фокусник)

  16. Кому в рот хор смотрит? (Дирижёр)

  17. Каким людям особенно любимо произведение А.Чехова «Дама с @»? (Программист)

  18. Мастер «топорной работы» – это... Кто? (Дровосек, лесоруб)

  19. Кто из ученых ворон считает? (Орнитолог)

  20. «Зверский» доктор – это… Кто? (Ветеринар)

  21. Кладовщик при документах – это... Кто? (Архивариус)

  22. Профессиональный подсказчик – это… Кто? (Суфлёр)

  23. Кто ищет положительное в преступлении и отрицательное в наказании? (Адвокат)

Участники озвучивают отгадки.

Я: Что объединяет Ваши ответы? Предложенные загадки позволяют нам представить, как многолик и разнообразен мир профессий. Напомню, что …

Слайд 3: Профессия (от лат. profession - «объявляю своим делом») - это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества.

Для того, чтобы можно было разнообразить беседу с детьми всех возрастов предлагаю следующий сайт «Навигатум», где размещено множество видеороликов о профессиях. Мы с вами посмотрим и послушаем Песенку: «Все профессии важны, все профессии нужны».

Слайд 4 Я: Как правильно выбрать подходящую профессию, найти свое дело в жизни? Это сложная проблема. Доктор психологических наук, профессор Л.А.Головей говорил на этот счет: «Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи, причем задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов».

Слайд 5 Я:Давайте, уважаемые коллеги, с высоты вашего жизненного опыта, попробуем составить формулу рационального выбора профессии. Участники предлагают свои варианты.

Ответы на слайде: «хочу» (интересы, желания, склонности личности) + «могу» (человеческие возможности – физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности, способности, состояние здоровья) + «надо» (потребности общества в кадрах, потребности рынка труда).

Кто может помочь учащимся осознанно выбрать профессию?

Варианты ответов: родственники, друзья, психологи, СМИ, ученые.

  1. Слайд 6 Осмысление.

Участники работают в группах (8-10 минут), затем представляют результаты своей работы.

Задание: Собрать пазлы и проанализировать востребованность в кадрах в нашем регионе. Вакансии по районам мы с учащимися на классном часу уже распределили, а информацию нашли на сайте http://trudvsem.ru/vacancy . (фото с классного часа)

  1. Слайд 7 Познакомьтесь с рейтингом «Самые востребованные профессии в России». Как бы Вы охарактеризовали труд этих специалистов. С чем связано подобное распределение профессий?

  2. Слайд 8 Прочитайте список самых редких профессий в мире. Сформулируйте по одному требованию к особенностям личности представителей данных профессий.

Титестер - дегустатор чая, оценивает по 50-60 образцов в день.

Пастижер - специалист по изготовлению париков, искусственных усов, бород и бакенбардов.

Сомелье - он знает все о винах и церемонии винопития.

Гринкипер – дословно с английского языка название данной профессии можно перевести как «хранитель зелени». Основная задача гринкипера – поддержание спортивных газонов для игры в футбол, регби, бейсбол и т.п. в должном состоянии.

Утрамбовщик – профессия, которая недавно появилась в метро на самых людных станциях. Главная обязанность такого человека – помогать людям пролезть в переполненный вагон с целью обеспечения своевременного отправления поездов.

  1. Слайд 9 Внимательно рассмотрите иллюстрации и попробуйте назвать профессии, которые будут востребованы в будущем.

Участники работают с раздаточным материалом.

  1. Специалист по труднодобываемым запасам нефти

  2. Журналист – агрегатор

  3. Урбанист, специалист по развитию территорий

  4. Эксперт в сфере альтернативной энергетики

  5. Селекционер, специалист по генной инженерии

  6. GR – менеджер

  7. Специалист по ведению бизнеса в Африке

  8. Сиделка

  9. Универсальный солдат

  10. Специалист по религиозным и национальным конфликтам

Слайд 10 Возможные варианты допущенных ошибок при выборе профессий

Слайд 11 Применение диагностики «Конструктивное взаимодействие»

Конфликты - это норма жизни.

Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.

Ч.Ликсон. 

Большинство профессий связано с обслуживанием, лечением, обучением, воспитанием, консультированием других людей. Успешность руководителя, политика, юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться. Есть пословица: человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин.

Человечество давно бы исчезло с лица земли, если бы люди не научились договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы. Конфликты — это столкновение интересов. Принято считать, что конфликты — вещь неизбежная.

Поведение в конфликтах

Если высказывание отражает ваше типичное поведение в общении с другими людьми, поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает – минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами.


1

5

9

П

2

6

10

И

3

7

11

С

4

8

12

К

1. Я стремлюсь оправдать ожидания коллег

2. Я пытаюсь избежать быть втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения

3. Я стараюсь изучить проблему со всех сторон и найти приемлемое для всех решение

4. В споре я стремлюсь показать свою правоту позиции

5. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям других

6. Я избегаю открытых дискуссий по спорным вопросам

7. Я обмениваюсь достоверной и полной информацией с другими в решении проблем

8. Я настойчиво отстаиваю свою позицию

9. Обычно я соглашаюсь с предложениями других

10. Я стараюсь держать несогласие с коллегами при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций

11. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению

12. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы

Запишите число плюсов в каждой строке.

1 строка – приспособление, т.е. принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

2 строка – избегание, или уход – уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется, когда цена вопроса не велика или нужна пауза для принятия решения. Хотя при этом сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди, неуверенные в себе.

3 строка – сотрудничество, или кооперация – поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

4 строка – конкуренция, или соперничество – стремление добиться своего за счет другого. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

  • Согласны ли вы с полученными результатами?

  • Хотели бы вы изменить свое поведение в конфликтной ситуации?

При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

Слайд 12 III. Рефлексия.

1). Сегодня мы познакомились с основными принципами выбора профессии.

Слайд 13 2). Оцените на векторе:

- полезность полученной информации

- степень своего участия

- эмоциональный настрой на конец мастер-класса

Слайд 14 Китайский мудрей Конфуций сказал «Начните заниматься тем, что вам нравится, и вам не придется работать ни одного дня в жизни». Желаю, чтобы Ваша жизнь состояла сугубо из выходных дней.

(Заключение: Следует обратить внимание на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология).