СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация. Мое будущее.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию. Рано или поздно общество потребует от каждого из нас профессионального самоопределения.

Просмотр содержимого документа
«Профориентация. Мое будущее.»

«Круглый стол» по профориентации с участием родителей

«Мое будущее»

«Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь,

чтоб в делах успешный был конец».

И.А.Крылов

  1. Цель: помочь осознать роль выбора профессии в структуре жизни.

Задачи: уточнить соответствие выбранной профессии интересам учащихся и их способностям; сформировать навык использования алгоритма принятия решений.

Основные понятия: Профессиональный выбор.

Форма: Круглый стол, практическое занятие с использованием активных методов социально - психологического обучения: игровых методов, групповой дискуссии, метода анализа конкретных ситуаций, элементов социально-психологического тренинга.

  1. Ход «Круглого стола».

Добрый день ребята и уважаемые родители. Сегодня мы  встретились, чтобы поговорить о будущем наших выпускников. Ребята, вы любите жизнь? Вы хотите быть счастливыми? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляем над фразой: «Счастливая жизнь – это….», (родители и дети размышляют). Счастье – это быть необходимым, нужным человеком, это любить жизнь, людей, свою будущую профессию.

Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию. Рано или поздно общество потребует от каждого из нас профессионального самоопределения.

И сегодня среди нас присутствуют те, кто уже почти определился с таким выбором, а также и те, кому это еще предстоит сделать. Как принять правильное решение, о котором потом не пришлось бы жалеть? Какова формула успешного выбора? Нашу сегодняшнюю встречу мы посвятим знакомству с профессиями и с учебными заведениями, в которых вы приобретете ту или иную профессию. В начале этого учебного года мы с вами составляли предварительный прогноз вашего трудоустройства. Перед вами учебные заведения, которые вы выбираете предварительно. (слайд 3,4)

Уважаемые родители, на родительском собрании вы отвечали на вопросы анкетирования по профориетеции. На вопрос «Совпадает ли ваше мнение по выбору профессии ребенка с его мнением», большинство родителей ответили – совпадает. Сейчас мы с вами проведем игру «Совпадает ли…», (родители пишут учебное заведение и профессию предварительно выбранную вашим ребенком, вы, ребята, выполняете то же самое задание, затем зачитываются ответы).

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получилась вот такая статистика: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы пришлось начинать сначала, то, наверное, пошел бы по другому пути. Как вы думаете, почему так часто люди совершают ошибки при выборе профессии?

(обмен мнениями)

Все ошибки можно разделить на группы: (слайд 5)

1. Незнание правил выбора профессии.

2. Незнание мира профессий.

3. Незнание самого себя.


Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно знать требования, которые предъявляются к каждой из них. Перечислите требования, которые предъявляются к вашим выбранным профессиям. Какими качествами вы должны обладать, чтобы стать настоящими профессионалами своего дела?

Упражнение «Солнышко».

2 группы: группа родителей и группа детей.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте солнышко с расходящимися лучами. Представьте себе, что солнышко это вы (для учащихся), (для родителей - дети), а лучики — то, что позволит вам (детям) достичь успеха в жизни. Напишите на лучиках те способности, которыми вы (дети) обладаете на данный момент. Сейчас мы с вами попробуем в этом разобраться. (обмен мнениями)

У Э. Асадова есть такие строчки: слайд 6

Как важно в жизни, помня о желаниях,

Возможностей своих не забывать…

Уважаемые родители и ребята, посмотрите на слайд, где приведены правила выбора профессии, дополните эти правила, (обсуждение правил).

А сейчас уважаемые родители, я предлагаю вам рассказать о своих профессиях, чем вы руководствовались, выбирая их. (Родители рассказывают о своих профессиях).

Готовых решений по выбору профессии ни для кого нет. В мире существует очень много профессии и очень трудно выбрать именно ту, которая будет нравиться всю жизнь. Ежегодно миллионы человек в мире меняют своё место работы. Очень сложно найти ту единственную, свою профессию, чтобы она полностью устраивала, то есть была и по душе, и материально выгодна.


Как сказал философ Луций Анней Сенека «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (слайд 7) Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам необходимо сориентироваться в трёх вещах. «Могу + Хочу + Надо = Правильный выбор». (слайд 7) И в продолжение нашего занятия, предлагаю вашему внимаю видеоролик психолога-профконсультанта Галины Резапкиной. https://www.youtube.com/watch?v=5F2T52TR5kI (слайд 9)

Ребята, сможете ли вы уже сейчас дать ответы на эти вопросы:

  1. Сможете ли вы работать по выбранной вами профессии?

  2. Хотите ли вы приобрести эту профессию, или еще сомневаетесь?

  3. Нужна ли эта профессия?

(Обсуждения ответов)

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Я думаю, что каждый из вас, ребята, и родители сегодня поняли, что выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибиться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». (слайд 9)

Ну и, конечно же, мечтайте. Ведь как говорят ученые, наши мысли материальны. И мы верим, что наше счастье мимо вас не пройдет.


Упражнение «Рука судьбы»

Ребята, нужно написать на карточках названия профессий (или роды деятельности), которыми вы хотите заниматься в течение жизни. Заполните от 1 до 3 карточек. Далее мы перемешаем все карточки, и каждый вытянет случайно только одну (как лотерейный билет). Затем обсудим результаты.

Процедура и обсуждение результатов. Каждый участник вытаскивает из пачки случайно одну карточку с названием профессии. Далее идет обсуждение. Обычно вывод очевиден – «на судьбу надейся, но и сам не плошай». Нужно научиться более осмысленным действиям при выборе профессии. Далее некоторые участники, по желанию, могут рассказать группе, что произойдет с их жизнью, если судьба подарит им эти профессии.

Анализ упражнения:

-Попалась ли кому-нибудь из Вас своя карточка?

-Какие чувства вы испытали, когда произошла не состыковка желания с результатом?

-Как найти выход из сложившейся ситуации?

-Что можно предпринять в таком случае?

-Какой вы можете сделать вывод?


Уважаемые родители и ребята, сейчас мы с вами будем учиться находить необходимые учебные заведения и всю интересующую вас информацию в интернете.

(Рассматриваются учебные заведения, предложенные детьми и родителями).


А теперь переходим к рефлексии.


Рефлексия.

Упражнение 7. "Ключи"

Старшеклассникам демонстрируют связку ключей, символически выражающую возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя в "помогающих профессиях". Тот из участников, кто захочет рассказать о своих целях, впечатлениях будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для конкретных целей, а также с чем именно связана его цель: придется ему что-то открывать или, наоборот, «запирать». После того как участник расскажет о своих целях, он передает связку следующему.


Данное упражнение развивает символическое мышление, способности проработки и расставания с иллюзиями, обнаружения и принятия профессиональной роли.

Приложение №1

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Ответьте себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:

«ХОЧУ»

-Чем тебе интересно заниматься?

-Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?

-Какие профессии тебе нравятся?

«МОГУ»

-Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?

-Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?

-Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?

«НАДО»

-Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?

-Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?

Приложение №2

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

- Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.

-Необъективная оценка своих способностей.

-Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной
стороной профессии.

-Ориентир на «престижную» профессию.

-Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.

-Перенос увлечения школьным предметом на профессию.

Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо прежде всего знать самого себя. Для этого предлагается вам опросник «Знаешь ли ты себя?»

Приложение №3



Используемая литература

  1. Электронный журнал педагога – психолога. Программа «Взгляд в будущее»;

  2. https://www.youtube.com/watch?v=5F2T52TR5kI

  3. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/trening_professionalnogo_samoopredeleniya_dlya_star_060810.html

  4. https://ru.123rf.com/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE-%D1%81%D0%BE-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0/%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B8.html?sti=mgxzpkgug7ddvx24tq|&mediapopup=49698086