СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профориентация на уроках английского языка»


ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


О.Г.Зырянова


В настоящее время общеобразовательная школа находится на пути от позиций «знаниевого» подхода к позициям деятельностного и компетентностного подходов, заключающегося в формировании способности учащихся к трудовой творческой деятельности во всех её проявлениях. Академик С.Я.Батышев отмечает, что новая система образования должна руководствоваться четырьмя основополагающими принципами: учиться жить, учиться познавать, учиться работать, учиться сосуществовать. В соответствии с ними необходимо вырабатывать у обучающихся следующие качества: системное, образное и вариативное мышление; экономическую и информационную культуру, творческую активность, толерантность, чувство нового, лингвистическую подготовку и владение языками и одним из них в совершенстве.

В этом перечне качеств, являющемся, в сущности, заказом общества на подготовку выпускника школы, обращает на себя внимание указание на необходимость экономической и лингвистической подготовки молодёжи, причем каждая из этих составляющих, естественно, требует определённой информационной культуры. Это не является случайным.

На данном этапе развития науки уже создана теоретико-методологическая база для обоснования профориентационной направленности уроков английского языка. Это прежде всего:

• теория профессиональной ориентации и профессионального становления личности, разработанная в трудах О.А.Артемьевой, Н.Н.Захарова, Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, А.Д.Сазонова, В.Д.Симоненко, С.Н.Чистяковой и др.;

• психологические аспекты становления личности в поиске жизненного и профессионального пути, разработанные А.Н.Леонтьевым, Д.А.Леонтьевым;С.Л.Рубинштейном, В.Франклом,

• общие положения теории личностно-ориентированного обучения, разработанные В.В.Сериковым и И.С.Якиманской и др.;

• разработки теоретических и практических вопросов методики обучения иностранным языкам М.З.Биболетовой, Н.Д.Гальсковой, И.А.Зимней, А.А.Леонтьева, Е.И.Пассова, Е.Н.Солововой;

• нестандартные подходы в обучении иностранным языкам профессиональной направленности О.А.Артемьевой, Е.С.Полат.

Важность и актуальность изучения иностранного языка отмечает академик А.М.Новиков, это обусловливается и тем, что он является одним из базисных квалификаций, значение которых. А.М.Новиков считает, что между общим и профессиональным образованием начинает вырастать всё более мощный слой образовательных компонентов, который нельзя отнести ни к общему образованию, ни к собственно профессиональному. Эти компоненты необходимы сегодня в любой профессиональной деятельности. Они получили название «базисных квалификаций. К ним относятся: умение работать с компьютером, знание и понимание экономики, бизнеса, финансовые знания, знания иностранных языков и ряд других.

Таким образом, английский язык становится дисциплиной повышенной социальной и профессиональной значимости. Что же дает знание английского языка?

Во-первых, карьера. В нынешнее время для того, чтобы устроиться на престижную работу в крупную организацию необходимо свободное владение языком. Это связано с тем, что крупные организации имеют среди поставщиков и покупателей иностранные предприятия, а, соответственно, ведение переговоров, заключение сделок, подписание контрактов и т.д. осуществляется именно на международном языке – английском. Зная английский язык, вы всегда сможете свободно общаться с деловыми партнерами, принимать участие в международных конференциях, читать международные журналы и газеты о бизнесе.

  Во-вторых, туристический бизнес, каждый, кто работает с туристами, владеет английским языком. Это повышает качество обслуживания приезжающих, а, значит, привлекает все больше туристов в страну.

В-третьих, учеба. Знание английского языка дает возможность обучаться в престижных зарубежных университетах, по окончании которых выпускник получает возможность устроиться на работу по всему миру.

Далее, книги и техническая литература. Знание языка открывает большие возможности для изучения интересующей техники и оборудования. То же касается и компьютерных программ и приложений.

Итак, английский язык является важной составляющей в жизни современного человека. Знание английского языка в профессиональной деятельности дает возможность более быстрого карьерного роста, помогает выстраивать межкультурные коммуникации, вести переговоры, переписку, поддерживать контакты с иностранными коллегами, переводить документацию. Знание английского языка – показатель многих качеств человека. Если человек хочет быть конкурентоспособным на рынке, то он просто обязан уделять время для изучения языка.

Английский язык все больше становится не только экзотическим знанием, но и необходимым навыком и требованием почти в любой профессии. В практике преподавания английского языка мы используем инновационные подходы, включающие проектное и игровое обучение ориентирующие на профессии, а так же различные приемы и методы ориентированные на формирование профессионально значимых личностных и деловых качеств учащихся.

Так, например, в 9 классе по теме «Мир профессий» мы обсуждаем вопросы «От чего зависит выбор профессии? Как его правильно сделать? Какими чертами должен обладать человек той или иной профессии?» (дискуссия, тест). «Какие экзотические и опасные профессии существуют, и какими должны быть люди этих профессий» (аудирование). Рисуночный тест помогает учащимся предположить в какой области данный человек может себя проявить, его сильные и слабые стороны, что надо сделать, чтобы добиться положительного результата.

Немаловажным условием успешного трудоустройства является прохождение собеседования. Ребята рассматривают идеи как (не)следует вести себя во время собеседования(тест по картинкам).

Таким образом, английский язык открывает широкие возможности для организации профориентационной работы. Использование на уроках английского языка методов и приемов профориентационной направленности помогает учащимся задуматься о своем месте в жизни, о своей будущей профессии, оценить свои способности и умения.