Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Нижнеудинск"
«Профориентация на
уроках математики как способ профессионального самоопределения обучающихся»
Кузьменко Анна Александровна,
учитель математики высшей категории,
МКОУ «СОШ № 11 г. Нижнеудинск»
г. Нижнеудинск, 2025 г.
Чтобы люди находили счастье в своей работе,
необходимо три условия: работа
должна быть им по силам,
она не должна быть изнуряющей,
и ей должен сопутствовать успех.
Дж. Рескин
Одной из главных целей обучения математике выступает подготовка обучающихся к повседневной жизни, развитие их личности средствами математики, поэтому необходимо создать на занятиях такую среду, которая будет способствовать формированию ключевых компетенций, учить обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Направления профессионализации детей
1. знакомство учащихся с различными видами труда и профессиями – «В мире профессий» для учащихся в 5-6 классах;
2. знакомство учащихся с ролью математики в их жизни и образовании - «Формула профессии» в 7-8 классах;
3. практико-ориентированные задачи ОГЭ и ЕГЭ» 9-11 классах;
4. внеурочная деятельность: предметные недели, участие в проектной и исследовательской деятельности.
1. Знакомство учащихся с различными видами труда и профессиями – «В мире профессий» для учащихся в 5-6 классах
Игры:
- «Воздушное письмо»;
- «Аукцион».
Задачи:
- задачи как творческое домашнее задание;
- задачи с сознательным пропуском действующего лица.
Ребусы.
Задача с сознательным пропуском действующего лица
Из 4 м ткани … сшил 7 юбок. Сколько метров ткани пошло на пошив 1 юбки?
Для справки:
Закройщик - это мастер, занимающийся на предприятиях сферы услуг раскроем изделий из различных материалов для шитья одежды по индивидуальным заказам, а также осуществляющий ремонт одежды.
Портной (швея) - ремесленная профессия по изготовлению одежды из текстильных полотен.
2. Знакомство учащихся с ролью математики в их жизни и образовании - «Формула профессии» в 7-8 классах
Модели работы с текстовыми задачами:
- задача с комментарием учителя;
- задачи с мини-обсуждением;
- задачи с сознательным пропуском действующего лица;
- задача как творческое домашнее задание;
- задача как инструмент взаимодействия с семьей;
- урок одной задачи;
- урок одной профессии.
Урок одной задачи , приводит к выводу, что во многих сферах жизнедеятельности тема изучения процентов и отношений важна и актуальна.
Например, «Все мы повара и экономисты. Будем печь блины. Для этого нам нужны продукты. Далее, повторяя тему «Проценты», отвечаем на вопрос « Как сделать оптимальный выбор покупки?»
Урок одной профессии например, на 12 апреля, задания которого проверяют не только математическую подготовку, но и рассказывают о том, какими качествами личности надо было обладать, через что пришлось пройти Ю.А. Гагарину, чтобы стать первым космонавтом в истории человечества. « Использование знаний решения арифметического квадратного корня в будущей профессиональной деятельности».
Урок одной профессии
Профессии и специальности сферы обслуживания
Задачи в профессии «Повар, кондитер» и в специальности «Технология продукции общественного питания»
- Повар – это виртуоз своего дела, практические задачи – это его стихия.
Найдите геометрические тела в кондитерских изделиях:
По графику процесса приготовления первого блюда определите:
- время приготовления блюда; - температуру закипания бульона; - время варки на медленном огне; - температуру процесса настоя готового блюда.
=
- 2
=
- 2
5
5
=
П
П
0
0
П
=
Е
П
Е
0,7
Р
Р
Р
Р
0,7
=
=
О
О
1,5
1,5
О
О
12
12
=
Ф
Ф
Ф
Ф
72
72
=
Е
С
С
Е
80
80
С
С
И
И
=
Я
Я
С
29
С
29
И
И
С
С
Я
Я
http://www.vector.nsc.ru/istoriya-tsentra/
https://www.vniiftri-irk.ru/
http://impn.ru/nauchnaya/about/history
Лаборатория исследований
Электрогазосварщик
Электрогазосварщик
машинист бульдозера
%
машинист бульдозера
+ %
Строитель
Строитель
%
Учитель
Учитель
%
Врач
Врач
-10%
Инженер
Инженер
5 - %
«Лаборатория исследований »
3. Практико-ориентированные задачи ОГЭ и ЕГЭ» 9-11 классах
В старших классах актуальны задачи, при решении которых мы можем задать вопросы, направленные на профориентацию учащихся:
- «В какой профессии мне могут пригодиться эти знания по математике?
- «Где в жизни мне может это понадобиться?»
Машинистка начала перепечатывать рукопись, через 4 часа к ней присоединилась вторая машинистка. Проработав 8 часов, они закончили перепечатку всей рукописи. За сколько часов каждая может перепечатать всю рукопись, если первой на это требуется на 8 часов больше, чем второй?
Анализ: Процесс работы, описанный в задаче, характеризуется тремя величинами: объемом работы, временем работы и производительностью труда.
4. Внеурочная деятельность
- курс внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»;
- предметные недели по математике, направленные на раннюю профориентацию;
- у частие в проектной и исследовательской деятельности.
Вывод:
Безусловно, математика не может гарантировать ребенку однозначное решение проблемы выбора профессии, но может познакомить учащихся с миром профессий, показать полезность изучения математики в той или иной области, тем самым мотивировать ученика на изучение и самой математики.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
- Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Н.Ю. Макарычев, Н.Г. Миндюк.; под ред./ С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013. 2013 г.
- Алгебра. 8 класс. Дидактические материалы - Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.
- https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2016/11/24/arifmeticheskiy-kvadratnyy- koren
- https://ksc.krasn.ru/Institutes/impn/
- http://www.vector.nsc.ru/istoriya-tsentra
- https://www.vniiftri-irk.ru/
- http://impn.ru/nauchnaya/about/history