СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная деятельность на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профоринтационная деятельность занимает важное место в образовании школьников в условиях реализации ФГОС. Она направленна на дальнейший выбор сферы деятельности учащегося и его самореализации в профессиональной сфере.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная деятельность на уроках информатики»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


Жизнь - это ряд усилий. Мы видим цель,
но не всегда видим дорогу.
В. Шкловский

Каждый из нас в юности сталкивается с выбором профессии. Выбирая профессию, мы выбираем и образ жизни.

От того, как информирован молодой человек, и зависит выбор профессии. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.

Профориентационная работа в школе включает в себя много аспектов деятельности: тестирование психологом, встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия, посещения дней открытых дверей учебных заведений и т.д. Школьники большую часть своего времени проводят на уроках, следовательно, каждый школьный предмет должен быть включен в целенаправленную работу по развитию готовности к осознанному выбору профессии.

Профориентационная работа на уроках информатики мною проводится в двух направлениях.

Первое направление - информационное. Средства массовой информации утверждают, что «количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину». К сожалению, о множестве новых профессий школьники практически не имеют информации.

Психологи считают, «чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярные на сегодняшний день профессии, какие требования предъявляет каждая из профессий к человеку».

Изучение информатики начинается со 2 класса. И буквально на втором уроке нового предмета ученики рассуждают о месте и роли компьютера в известных им профессиях.

Учащемуся любого возраста для успешного освоения материала необходимо знать, где он сможет применить полученные знания, умения, навыки в жизни, поэтому на первом уроке изучения новой темы мы обязательно останавливаемся на тех профессиях, где можно применить изучаемый материал.

Начиная с 7 класса, в конце учебного года, проходит изучение тем, связанных с глобальной сетью Интернет. Большинство учащихся имеют дома компьютер, с Интернетом знакомы не понаслышке. Поэтому на каждом уроке стараюсь пополнить знания учащихся, обращаясь профориентации. При изучении браузеров знакомимся с разделом «Работа и вакансии».

В 8 классе при изучении темы «Работа с электронной почтой» учимся рассылать письма с резюме и отвечать на полученные предложения о работе.

В 9 классе при изучении «Компьютерных ресурсов сети Интернет» организовываю поиск информации по новым профессиям. Знакомясь с образовательными ресурсами сети Интернет посещаем обязательно сайты высших и средних учебных заведений, знакомимся с предлагаемыми профессиями, требованиями к ним, условиями отбора. Обязательно знакомлю учащихся с сайтами «Куда пойти учиться».

При проведении практических работ во всех классах стараюсь включать задания и вопросы, связанные с профессиями.

Профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Второе направление профориентационной работы на уроках информатики - это знакомство с элементами профессий.

В 11 классе результатом изучения темы «Основы веб- конструирования» является сайт. При представлении своего продукта учащиеся должны сформулировать цель создания и где его можно использовать. Это заставляет учащегося не оценить целесообразность данной работы, но и дает представления о профессиях: веб-разработчик, веб-программист, веб-девелопер, веб-дизайнер, копирайтер. Причем такие профессии, как веб-девелопер и копирайтер, для большинства учащихся не знакомы.

При изучении темы «Обработка информации в электронных таблицах» в 10 классе можно обратиться к экологическим задачам и энергосбережению. Профессии, связанные с экологией, ученикам обычно знакомы, так как проблемы мусорных свалок волнуют все прогрессивное человечество. Решение поставленной проблемы ученики предлагают через построение перерабатывающих заводов. Но, выполнив вычисления в электронных таблицах, получают, что при переработке бумаги, которую школа (район, область) собрала за год, завод терпит убытки. Что делать? Есть ли смысл строить такие заводы? Здесь мы говорим об экономистах и инженерах.

При решении задачи энергосбережения мы говорим о том, что спрос на профессии связанные с энергосбережением не падает, а возрастает.

Одна из наиболее плодотворных тем информатики- тема «Компьютерные презентации». Уроки наполняются музыкой, рисунками, видео. Творческие проекты учеников затрагивают все аспекты нашей жизни, в том числе и профессии. Ученики получают первоначальные навыки таких профессий, как клипмейкер, фрилансер.

При изучении «Технологии обработки текстовой информации» мы с учениками создаем листовки и плакаты, буклеты и газеты. А это элементы таких профессий, как рерайтер, корректор, художественный и технический редактор, оператор компьютерного набора.

При изучении графического редактора учащиеся знакомятся с элементами профессии фотограф.

Есть такая пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Следую ей при изучении в 9 классе основ анимации. Ролики «Безопасный переход», «Если хочешь быть здоров», «Мы против курения», «Береги воду», «Береги тепло» и др. ученики создают в процессе изучения темы, создается банк таких роликов, и они используются при проведении внеклассных мероприятий. Некоторые ученики предпринимают попытки «оживить» процессы из химии, биологии, астрономии. Таким образом, учащиеся осваивают элементы такой профессии, как клипмейкер.

При изучении одной из нелюбимых учениками тем «Основы алгоритмизации и программирования» мы говорим, что программирование связано с такими профессиями, как программист, аналитик компьютерных систем, системотехник, инженер по автоматизированным системам.

Изучение аппаратного и программного обеспечения приближает учащихся к таким профессиям, как IT-специалист (менеджер) , оператор ПК , системный интегратор, системный администратор, специалист по защите информации.

Каждая изучаемая тема предмета информатика дает элементы профессий, причем названия этих профессий учащиеся иногда слышат впервые.

Работа именно в этих двух направлениях даст возможность учащимся приобрести дополнительные навыки, знания о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор, т.е. выбрать образ будущей жизни.