Медненский филиал МБОУ « Сатинская СОШ»
Тема «Профориентационная работа на уроках биологии и химии»
Выполнила учитель биологии и химии
Киньшакова В.В.
Жизнь показывает, что школа в ответе за правильный выбор учащимися своего жизненного пути. И вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребёнку выбрать профессию. Со сменой ФГОС изменились и приоритеты. Теперь важнейшим социальным требованием к образовательной организации является развитие личности учащегося, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Образовательный процесс должен строиться на основе освоения способов деятельности учащихся, их профессионального самоопределения, на формировании у них познавательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе.
Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто знакомится с ним даже в первый раз, – это ориентация школьников на те или иные профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения. Профессия (от латинского professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования. Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно, так или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В прямом смысле – умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном смысле – направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.
Важно сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям здоровья, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности обучающихся. Путь к выбору профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к химии, биологии обуславливается, прежде всего, практической значимостью этих дисциплин. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив химию и биологию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с большим желанием и активностью изучают эти предметы. Цель моей профориентационной работы в процессе преподавания биологии и химии заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач.
Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного материала руководствуюсь основными принципами: научность и доступность, наглядность, интерактивность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на открытый диалог учителя с учащимися.
Биология – это «наука о жизни», а значит, она не может быть скучной. Сегодня, когда биологические исследования переживают расцвет, твёрдая поступь биологии ощущается на всей планете. Профессиональные биологи, политики, обычные люди (независимо от профессии) связывают с биологией свои надежды: преодоление экологического кризиса, перспективы генной инженерии и многое другое. Следовательно, профессия - признак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности. Выбрать себе профессию — это значит не только выбрать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. В своей педагогической деятельности я использую следующие методы и формы
профориентационной работы при изучении программных тем :
1. Беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом, например: в теме “Царства растений ” (5кл.), « Строение и многообразие покрытосеменных растений», « Классификация растений» 6 кл, раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.
- во время проведения экскурсии на тему “Осень в жизни растений и животных” (6 – 7 кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии, которую можно провести заочно, школьники могут выступить в роли фенологов, экологов, наблюдателей.
- при изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 кл.) и при изучении проектной деятельности провожу занимательный урок по теме “Мы и братья наши меньшие”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности: экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели.
- в процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) школьники проводят практические и тестовые работы:
– по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);
– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования;
– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации;
– исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера.
В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы.
Химия – наука, являющаяся основой рабочих профессий технической направленности. В нашем современном мире - в мире технологий, самыми востребованными являются такие специальности: слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, автомеханик, сварщик, электромонтёр, слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования и другие. Поэтому в 9 классе при изучении темы «Металлы» рассказываю обучающимся, что практически все технические профессии связаны с изучением металлов и их свойств, с применением. Изучая физические свойства металлов, обучающиеся заслушивают сообщение школьника о важнейших свойствах меди – отличной электропроводности и теплопроводности. По способности проводить электрический ток она в 5 раз превосходит железо, в 1,5 раз – алюминий. Вот почему медь является главным металлом электротехники.
При изучении темы «Железо и его соединения» в 9 классе, обращаю внимание обучающихся на большую роль железа в нашей жизни. Не будь его, на Земле не могли бы существовать представители животного мира: ведь железо входит в их кровь. Трехвалентное железо содержится в гемоглобине – веществе, обеспечивающим кислородом ткани животных. Если уровень гемоглобина у мужчины составляет 130-160 грамм/литр, а у женщины 120-150 г/л, то это считают нормой. Для тех, у кого часто наблюдается пониженный гемоглобин (анемия, от греч. малокровие), следует регулярно бывать на свежем воздухе, употреблять свежевыжатые соки (особенно гранатовый), употреблять яйца, рыбу и молочные продукты. Рассказываю, что определяет уровень гемоглобина в крови лаборант. Для определения уровня гемоглобина нужно сдать общий анализ крови. Клинические лаборатории поликлиник сейчас оснащаются специальными гематологическими анализаторами, которые в автоматическом режиме считают важные показатели крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин, СОЭ и т.д., раньше эти показатели лаборанты считали вручную. Профессию лаборанта, медицинской сестры можно получить в медицинских колледжах г Тамбова и г. Мичуринска.
В 9 классе обучающиеся знакомятся с сельскохозяйственными специальностями и профессиями, которые можно получить в Сампурском аграрном техникуме и в Аграрном университете г.Мичуринска : агронома, лаборанта химического анализа, повара кондитера, технолога общественного питания, мастера сельскохозяйственного производства – инженер, дизайнера, ветеринарный фельдшер, эколог. Данные специалисты должны проводить анализ почвы, определять нормы и сроки внесения удобрений и т.д. На уроке «Соли аммония» обучающиеся отвечают на вопрос: «Почему нельзя смешивать перед внесением в почву нитрат аммония и известь?», на уроке «Фосфор и его соединения» школьники изучают минеральные удобрения, их влияние на растения, способы и сроки внесения в почву. На уроке «Важнейшие соединения серы» ставлю проблемно-поисковый вопрос: «Сернистый газ часто применяется человеком для окуривания теплиц и складских помещений, так как он убивает болезнетворные микроорганизмы, насекомых, грызунов. Сернистый газ – это яд или полезное вещество для человека?» Решая данную проблему, подвожу обучающихся к выводу, что любое вещество, даже очень ядовитое, при грамотном обращении с ним может принести пользу, при этом человек не навредит окружающей среде.
3. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.
Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или конференциях, например в мае 2017 г. дети защищали проекты по темам: «Исследование состава газированных напитков»; «Гельминты паразитирующие у человека», « Аномальные свойства воды», « Вода и здоровье» .
Работа над исследовательскими проектами не только воспитывает трудолюбие, самоорганизацию, формирует ключевые компетенции у обучающихся, умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, развивает аналитическое мышление, является средством развития креативности. Все это помогает в самоопределении учащихся и позволяет приобщить ребят к научной работе.
4. Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как вид самостоятельной работы обучающихся применяются мной с целью выявления склонностей учащихся к изучению химии и биологии, развития их интереса к науке, совершенствования химического и биологического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения. Я предлагаю темы для домашнего эксперимента. Например,в 5 классе учащиеся выполняли самостоятельно домашний эксперимент по обнаружению белков, углеводов и жиров в составе растения, с удовольствием исследовали появление плесневых грибов на различных пищевых продуктах в зависимости от условий окружающей среды. В 8 классе по химии выполняли работы по разделению смесей, приготовлению шипучих напитков, влиянию катализаторов на скорость химических реакций и др.. Ребята охотно берутся за их выполнение. Они спешат принести результаты эксперимента в класс и с восторгом рассказывают о том, как проводили его. Этот метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому обучению, а еще домашний эксперимент позволяет попробовать практическим путем свои силы в такой профессии, как лаборант, учитель химии .
5. Участие в работе трудовых объединений , разновозрастных бригад учащихся: так как я работаю в сельской школе, то роли сельскохозяйственного производства в жизни общества, характере труда и основных профессиях сельскохозяйственного производства, стараюсь уделять должное внимание при изучении соответствующих тем. Процесс обучения и воспитания сельских школьников должен быть органически связан с жизнью села, практикой земледельцев и животноводов. Мы выполняем работы, предусмотренных программой по сельскохозяйственному труду на школьном учебно-опытном участке, полях и фермах сельскохозяйственных предприятий, участвуем в общественно полезном, производительном труде. Это позволяет учащимся с раннего возраста познавать красоту сельскохозяйственного труда, полюбить землю и людей, работающих на ней, а также познакомиться с профессиями, востребованными в сельском хозяйстве.
6. Просмотр диапозитивов, фрагментов учебных диафильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей;
7. Экскурсии на предприятия, выставки передового опыта, пропагандирующие трудовые достижения людей, успехи науки и техники.
8.Проведение на уроках страничек устных журналов, на которых знакомлю учащихся с фактами из биографии выдающихся ученых -инженеров: авиаконструктора А. С. Яковлева, крупнейшего советского ученого-металлурга И. П. Бардина и др. Их жизнь и творческие искания наглядно свидетельствуют о том, что труд простого рабочего обогащает человека ценными наблюдениями, опытом, формирует у него нравственные качества, крайне необходимые в творческой работе самого высокого уровня и социального значения.
Я считаю, что успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность работы, направленной на профориентацию учащихся, в преподавании биологии и химии зависит и от содержания материала и особенности его включения в предмет.
Профессиональное самоопределение выпускников нашей школы является начальным звеном профессионального развития личности. За последние 5 лет от общего количества выпускников - 28,5 % продолжили обучение в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, выбрав специальности, связанные с биологией и химией.
Приложение №1.
Познакомимся с более востребованными профессиями современности.
В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов.
Эколог. Повседневная работа защитника окружающей среды — изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов. В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов.
Биотехнолог. Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог — это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе — новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое.
Медицинский работник. Эта профессия не новая, но своей актуальности не теряет по нынешнее время. Медицинские работники – это группа профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний, то есть работники, которые занимаются физическим, психологическим и социальным здоровьем человека.
Медицинских работников традиционно подразделяют на работников высшего, среднего и младшего звена.
Медработники высшего звена – врачи и другие специалисты, получившие высшее послевузовское медицинское и фармацевтическое образование. Среднее звено составляют фельдшера, медицинские сестры, акушерки, рентген-лаборанты, зубные врачи и зубные техники. Младший медицинский персонал представлен санитарами, дезинфекторами, сёстрами-хозяйками.
Врач – мед. работник с высшим образованием по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, гигиена и санитария. Специализация делит врачей на специальности: терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гигиенист и др.
Медицинская сестра– мед. работник со средним профильным образованием (медицинский колледж). Деятельности медсестры заключается в помощи врачу и осуществлении процедур ухода за больным.
В обязанности медицинских работников младшего звена (санитарки, младшие медсестры, сестры-хозяйки) входит регулярная уборка помещения, помощь медсестре в уходе за больными, транспортировке больных, соблюдении режима, выдача белья и инвентаря.
Если вам нравится работать с растениями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессию фитодизайнера. Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельности, разбираться в их многообразии.
Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лесных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопаркового хозяйства. Специалисты этих профессий ухаживают за садово-парковыми растениями, выполняют работу по благоустройству городских улиц, организуют и осуществляют мероприятия по защите лесных насаждений. В лесотехнических вузах готовят инженеров лесного и лесопаркового хозяйства, инженеров-архитекторов ландшафтного строительства. Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.
Ландшафтный дизайнер. Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки — от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.
Ветеринар. Человек с давних времен приступил к одомашниванию диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.
Деятельность ветеринара представляет собой как лечение, так и профилактику болезней животных, медицинские и косметические процедуры, а также ветеринарно-санитарный контроль. Работа ветеринара может проходить в предоставлении консультаций в клиниках или лабораториях, так и вне помещения при выездах в хозяйство, на ферму. В процессе работы специалист использует медицинские инструменты, лекарственные препараты и химические реактивы.
Литература
Габриелян О. С., и др. Химия. 8-11 классы: учебники для общеобраз. учреждений [Текст] – М.: Дрофа, 2010.
Пономарева И.Н. И др. Биология 5-6 классы: учебники для общеобразовательных школ М, Вентана-Граф, 2012- 6 кл, 2015 — 5 кл.
Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.
Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд., доп. и дораб. [Текст] / Е.А. Климов.– М., 1990.
Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие [Текст] / М.Ю. Савченко. – М.: Вако, 2005.
Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 2004.
Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 2003.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2004.
Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов; Под ред. А.Д. Сазонова. М.: Просвещение, 2001.