Профориентационная работа с учащимися школ
Из опыта работы психолога
Практический психолог
ОП «ЛПТКК ЛНУ имени Тараса Шевченко»
Сулименко А.Н.
“ Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”
Сенека
2 выбора, сделанные человеком, влияющие на всю его дальнейшую жизнь
- 2. Выбор будущей профессии
Факторы выбора профессии
хочу
могу
надо
Все, чего бы Вы ни хотели достичь в своей жизни, начинается с уверенности в себе. Верить в себя – значит верить в Высшую Силу и справедливость Вселенной, которая наделила каждого из нас уникальными способностями и талантами, необходимыми для достижения нашей мечты. Об этом написано множество книг, которые Вы, возможно, тоже читали, а “воз и ныне там”. Сделайте это упражнение – оно дает великолепные результаты! Итак, к делу!
Упражнение 1. “Список личной Доблести и Славы”
Продумайте и запишите все достижения и победы, которые имели место в Вашей жизни с самых юных лет. Это может быть, что угодно. Например, похвальный лист в первом классе, победа в школьном футбольном матче, участие в школьном спектакле, любое призовое место в любом конкурсе, поступление в ВУЗ, удачная защита дипломной работы, окончание любых курсов, первый рабочий опыт, открытие частного бизнеса, заключение первого контракта и т.д.
Есть одно условие – Вы должны перечислить не менее 50 личных достижений .
К этому списку Вы сможете прибегнуть в сложные жизненные периоды. Это – бесплатная и гарантированная психотерапия.
Проделав данное упражнение, прочитайте Ваш список вслух.
Красиво оформите свой список, возьмите его в рамочку и разместите на стене.
Мой опыт психологической практики и наблюдения за другими людьми позволяют мне утверждать, что большинство гоняется за “чужими целями”. А достигнув их, испытываю горечь разочарований. Еще бы! Ведь цель была маминой, папиной, навязанной средствами массовой информации и т.д., т.е. не их собственной. Нужен ли Вам “Кадиллак” или Вы сможете обойтись простой хорошей машиной, потому что Ваша цель оперативное передвижение, а ни “понты для приезжих”? Действительно ли Вам стоит учиться на юридическом, или Вы хотите стать поваром или продавцом?
Упражнение 2. “Определение истинной жизненной цели”
Итак, напишите максимальное количество целей, которых бы Вы хотели достичь в жизни. (Не менее 30)
После того как список готов, начинайте работать с каждой целью отдельно. Относительно каждой цели задавайте себе один и тот же вопрос “Зачем мне это нужно?”, а когда получите ответ, сразу тестируйте его очередным вопросом “А это мне зачем?” И так до упора. В конце работы Ваш список значительно сократится. Вы сами почувствуете, какие цели являются стоящими, а о каких следуют забыть, по крайней мере, на время.
Уделите этому упражнению достаточно времени и проделайте его качественно. Это поможет Вам расходовать дни, месяцы и годы на достижение целей, которые являются для Вас по-настоящему значимыми.
Цели, которые Вы “утвердили” для себя в результате работы со вторым упражнением, кажутся недосягаемыми. Спокойно! Так действительно только кажется, потому что на самом деле Вы можете достичь всего чего пожелаете!
Упражнение 3.“Съесть слона”
По приходу домой выделите саму главную и масштабную цель и раздробите ее на максимальное количество “шажков”, каждый из которых будет последовательно вести к ее достижению.
На большом листе бумаги нарисуйте слона. Это могут быть контуры тела или более подробное изображение, как Вам больше нравится. Над слоном надпишите его кличку. Это может быть название Вашего грандиозного проекта или выдуманное имя, связанное с одной их самых значимых для Вас целей. Разделите слона на маленькие кусочки, в каждый из которых впишите промежуточные цели и задачи со сроками их выполнения! . Каждый кусочек с выполненной задачей закрашивайте карандашом другого цвете. Красно-сине-зелено-желтый слон будет радовать глаз и постоянно напоминать, что последовательная и планомерная работа неминуемо приведет к достижению Вашей цели.
Имя слона
здоровье
способности
«Самолет судьбы»
потребности общества в кадрах
интересы склонности
Профориентационный бланк
Ф.И. _______________________________________________________________
Возраст ___________ Школа _________ Класс _____________
Укажите свои данные, а затем перейдите к ответам на вопросы.
1. Назовите по одной профессии в каждой из сфер, где объектом работы являются:
а) люди:_____________________________________________________________
б) техника:__________________________________________________________
в) природа:_________________________________________________________
г) знаковая система:________________________________________________
д) художественный образ___________________________________________
2. Представьте себе, что у вас имеются самые благоприятные условия для выбора профессии в любой из указанных сфер. Какую сферу вы предпочтете? Обведите кружочком соответствующую букву.
3. Профессии выделенной вами сферы деятельности приобретают в самых различных учебных заведениях. Где бы вы хотели продолжить образование, чтобы овладеть профессией ______________________________________________________________________
4. Назовите 2 – 3 учебных предмета, знание которых, по вашему мнению, необходимо для успешного овладения профессией, которую вы хотели бы избрать:
а)_____________________________________________________________________
б)_____________________________________________________________________
в)_____________________________________________________________________
5. Если вы уже решили выбрать определенную профессию, то какова степень твердости этого решения, его окончательности? Поставьте оценку по 5-балльной системе: _________
6. Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избираемой вами профессии? Напишите «да» или «нет»: ___________
7. Есть ли у вас друзья, которые твердо намерены избрать ту же профессию, что и вы? Напишите «да» или «нет»: ________________
8. Какую профессию вы решили избрать? _________________________________________________
9. Что привлекает вас в ней? Обведите кружочками соответствующие буквы или сделайте дополнительную запись:
а) условия труда;
б) сам процесс трудовой деятельности;
в) высокая материальная обеспеченность;
г) подвижная работа, новые впечатления;
д) спокойная работа;
е) повышенная ответственность;
ж) самостоятельное принятие решения;
з) возникновение сложных или даже опасных ситуаций;
и) частые контакты с людьми;
к) возможность творческой деятельности;
л) частые командировки, поездки;
м) возможность что-либо создавать своими руками;
н) работа на свежем воздухе;
о) романтика профессии;
п) полезность продукта (результата) вашей работы;
р) независимость в работе;
с) перспективность (возможность профессионального роста, продвижения);
т) близость к месту жительства;
у)____________________________________________________________________
ф)___________________________________________________________________
№
1
Утверждения
Требует общения с разными людьми
2
оценка
3
Нравится родителям
Предполагает высокое чувство ответственности
4
Требует переезда на новое место жительства
5
Соответствует моим способностям
6
7
Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием
Дает возможность приносить пользу людям
8
Способствует умственному и физическому развитию
9
Является высокооплачиваемой
10
Позволяет работать близко от дома
11
12
Является престижной
Дает возможности для роста профессионального мастерства
13
Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах
14
Позволяет реализовать способности к руководящей работе
15
16
Является привлекательной
Близка к любимому школьному предмету
17
18
Позволяет сразу получить хороший результат труда для других
Избрана моими друзьями
19
Позволяет использовать профессиональные умения вне работы
20
Дает большие возможности проявить творчество
Обработка данных
Внутренние индивидуально значимые мотивы:
1, 5, 8, 15, 20. Внутренние социально значимые мотивы:
3, 7, 12, 14, 17. Внешние положительные мотивы:
4, 9, 10, 16, 19. Внешние отрицательные мотивы:
2, 6, 11, 13, 18.
Анкета
на оценку профессиональных намерений и планов учащихся
Ниже приводится ряд вопросов относительно Ваших профессиональных намерений и планов на будущее. Подчеркните то, что, по Вашему мнению, верно по отношению к Вам.
1. Какая область (деятельности или знаний) Вас больше всего интересует?
А. Естественно-научная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство).
Б. Общественно-научная (история, философия, экономика, юридические науки).
В. Гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология).
Г. Искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, вокальное).
Д. Определенные интересы отсутствуют.
2. Что Вы делаете для усвоения интересующей Вас области деятельности или знаний?
А. Успешно учитесь по предметам, соответствующим Вашим интересам.
Б. Читаете дополнительную литературу (научно-популярную, научно-техническую, художественную).
В. Беседуете с людьми, работающими в данной области деятельности.
Г. Занимаетесь в кружке по предмету интереса.
Д. Знакомитесь с содержанием профессии (летняя практика на предприятии).
3. . Чем Вы увлекаетесь в свободное время (читаете, рисуете, конструируете, занимаетесь спортом, играете на музыкальных инструментах, посещаете выставки, театры, музеи, концерты и др.)? ________
4. Какое участие Вы принимаете в общественной работе?
А. Не занимаетесь.
Б. Имеете постоянные поручения (указать какие):______________________
5. Как Вы оцениваете свои успехи в учебной деятельности (достаточно высокий уровень знаний, удовлетворительный, неудовлетворительный)?
6. В какой области деятельности или знаний Вы находите у себя способности?____________________________________________________________________
7. Какие черты характера проявляются в Вас наиболее ярко (дисциплинированность, трудолюбие, организованность, смелость, целеустремленность, ответственность, недостающее дописать)___________________________________________________________________________
8. Какие эмоциональные реакции при общении с другими людьми у Вас преобладают (дружелюбие, коллективизм, вспыльчивость, общительность, замкнутость, недостающее дописать)___________________________________________________________________________
9. Считаете ли Вы, что у Вас есть качества, которые затрудняют осуществление Ваших профессиональных намерений? Какие?___________________________________________________________________________
10. Стремитесь ли Вы от них избавиться и если да, то каким образом?___________________________________________________________________________
11. Воспитываете ли Вы у себя качества, необходимые для успешного овладения будущей профессией и если да, то какие?___________________________________________________________________________
12. Что Вы собираетесь делать по окончании школы? ____________________________
13. Укажите полное название учебного заведения или места работы, факультета, специальности: _______________________________________________
15. Почему Вы выбираете данную профессию? Чем она Вам нравится? _____________________
16. Согласны ли родители с Вашим выбором?___________________________
Анкета
выпускника на определение профессиональных намерений,
популярных видов труда и профессий.
Отметьте в анкете тот ответ, который больше всего соответствует Вашим профессиональным намерениям и представлениям о будущем обучении или деятельности. Если в вопросе анкеты ответы на выбор не предлагаются, постарайтесь ответить на него самостоятельно.
1. Что Вы предполагаете делать после школы (учиться, работать, совмещать учебу с работой, прочее) ___________
2. По окончании школы Вы намерены учиться?
А. Где собираетесь учиться (колледж, ВУЗ)______________________________________________
Б. Какую профессию Вы хотите приобрести в результате обучения? _____________________________________
В. Чем привлекает Вас эта профессия (материальный аспект, содержание труда, творческий характер, возможность профессионального роста, общение с людьми, др.)? _______________________________________________
Г. Когда возник интерес к этой профессии? ____________________________________________________________________
Д. Кто пробудил этот интерес (родители, педагоги, сверстники, др.) ____________________________________________
Е. Что повлияло на формирование интереса к этой профессии? (чтение литературы, газеты, телевидение, производственное обучение и т.д.)? ____________________________________________________________________
Ж. Если не удастся поступить в данное учебное заведение, то что Вы намерены делать (поступить в другое учебное заведение, работать, др.)? ____________________________________________________________________
3. По окончании школы Вы намерены работать? ______________________________
А. В какой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, сфера обслуживания, здравоохранение, просвещение, наука, искусство, др.)?________________________________
Б. Какую профессию Вы собираетесь выбрать по окончании школы? _________________________________________
В. Когда возник интерес к этой профессии? _____________________________________
Г. Кто пробудил этот интерес? (родители, педагоги, специалисты и т.д.)? ______________________________________
Д. Что повлияло на формирование интереса к этой профессии (чтение литературы, радио, телевидение, производственное обучение, др.)? _________________________________________________________________________
Е. Если не удастся приобрести выбранную профессию, то что вы намерены делать (работать на любом другом месте; не работать, пока не найдете занятие по вкусу; др.)? __________________________________________________
4. Как Вы относитесь к перечисленным ниже профессиям (см. таблицу)?
Самостоятельно оцените привлекательность всех профессий по 10-балльной системе: самая любимая, привлекательная, с Вашей точки зрения, профессия получит высшую оценку – 10 баллов, профессии средней привлекательности – 5 баллов, самые непривлекательные – 1 балл, остальные профессии соответственно – промежуточные оценки. Если совсем ничего не знаете о профессии, поставьте 0.
5. Кто Ваши родители?
Отец_______________________________________________________________________
а) образование (начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее) ____________________________________
б) профессия_______________________________________________________________
в) кем работает____________________________________________________________
Мать_______________________________________________________________________
а) образование (начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее) ______________________________________
б) профессия_______________________________________________________________
в) кем работает____________________________________________________________
6. Ваша успеваемость (в среднем) за прошедшую часть учебного года_____
7. Собираетесь ли Вы в связи с устройством на работу или учебой сменить место жительства? _______
8. Какая, по Вашему мнению, помощь необходима учащимся при выборе профессии? ______________
10. Ваше любимое занятие в свободное время?____________________________
САМОАНАЛИЗ:
Твой путь –твой выбор
Луганский профессиональный торгово-кулинарный колледж
Луганского национального университета имени Тараса Шевченко
объявляет набор на бюджетное обучение
по профессиям:
на базе 9 классов
Повар, кондитер
(2 года 10 месяцев)
на базе 11 классов
Повар, кондитер (10 месяцев)
Официант, бармен (10 месяцев)
Продавец, контролёр – кассир (10 месяцев)
Стипендия, практика, трудоустройство – гарантированы!!!
Наш адрес: г. Луганск, ул. Оборонная, 4
(остановка – кинотеатр «Русь»), т.: 50-67-19, 55-17-28
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ