Профориентация младшего школьника.
Организация профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников.
В младшем школьном возрасте развивается пока лишь эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного компонентов. Первое знакомство с профессиями начинается в 1 классе на любом уроке школьной программы. Основную работу в этом направлении проводит учитель.
Одной из задач профориентации является обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся, адаптация детей к жизни в обществе. Не менее важным направлением является и обучение школьников навыкам самооценивания, развитие у них рефлексии и адекватной самооценки.
Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
Заполнение карты интересов (автор Савенков А.И) на первоначальном этапе со стороны родителей, педагогов и самих детей уже в первом классе позволяет получить первоначальную информацию об интересах и склонностях детей. В 3-4 классах дети уже осознанно отвечают на вопросы анкет: «В мире профессий», «Профессии, необходимые нашему городу», «Неоконченные предложения» и других, а это позволяет проанализировать, как меняются предпочтения в выборе профессий младшего школьника.
Помимо мониторинга профессиональных предпочтений учащихся в этом направлении на занятиях внеурочной деятельности через различные игры происходит развитие всех сторон личности и интеллекта младших школьников.
При проведении занятий включаем различные модификации существующих психологических игр, учитывая возраст, направленных, как правило, на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления.
Например, игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь, только на ощупь, ученики отгадывают предметы и обязательно связывают их с какими-то профессиями.
На занятиях используется множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориернтационным играм можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это «Профессия на букву…», «Кто использует в работе ?», (например, назвать профессию, кто использует зеркало или иглу), «Ассоциации» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?» « Связана ли работа с общением с людьми?»). Все это используется при проведении различных занятий внеурочной деятельности.
При помощи развивающих игр мы узнаем, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: природоведение, математика, литература, спорт, и т. д. Во время игр учащиеся учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Также важны и групповые игры для школьников по профориентации, так как дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, впечатлениями, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть совершенствуются коммуникативные навыки. С помощью игр профориентационная работа способна объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
Часто используем и дополнительные структурные элементы профориентационного занятия, например, беседу.
Беседы с обучающимися в начальных классах строим с элементами игры. Например, в беседе «Что из чего делается?» вопросы записываются на лепестках большой ромашки. Беседа начинается с загадки: «Стоят в поле сестрички – Желтый Глазок, Белые Реснички. На каждой ресничке – вопрос. Сколько учеников, столько и вопросов. Ответил на вопрос – оторвал лепесток. Кто больше наберет лепестков, тот и победит». Живой интерес вызывает беседа - рассказ вещей о себе («Меня зовут карандаш» «Меня зовут стеклянная банка» и т.п.): кто производит эти предметы, какие материалы необходимы для их изготовления, для чего они нужны (кто пользуется этими предметами?) и т.д.
Для того, чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, просим их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Рисуночные методики уместны для учеников 1-2 классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия просим детей (иногда это делается в паре) – в левой части листа А4 – в течение 4-5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволяет оценить эффективность занятия.
Как правило, спрашивая у детей «Что такое профессия?», в ответ часто можно услышать (в силу возрастных особенностей маленьких школьников) «Врач, повар, водитель…». Поэтому сразу переходим к вопросу: «А какие знания нужны людям, которые ими становятся? (А что нужно знать этим людям, которые выбрали профессию...?)». В итоге постепенно формируется понятие «профессия», позже с детьми объединяем профессии по способу деятельности («одни учат, другие лечат, третьи ремонтируют, варят и т.п.), качеству физической подготовки, творчеству и др. Таким образом, естественным путем возникает потребность начать об этом разговор с детьми на последующих занятиях.
Работа по профориентации с детьми начальной школы заключается в основном в проведении профессионального просвещения детей и пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности. Мы постепенно вводим их в огромный мир профессий, учим их ориентироваться в этом мире с помощью каких-то увлекательных игровых занятий, так как ими пока запоминается только самое яркое, впечатляющее, броское. Учитываем мы и то, что представления младшего возраста о труде взрослых могут расширяться не только за счет наблюдений доступной среды, но и за счет чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире труда многие важные вещи являются умопостигаемыми через слово. Поэтому во время очередного занятия с посещением школьной библиотеки дети узнали, какие книги по знакомству с профессиями можно почитать с установкой на то, что скоро будет занятие «Клуб знатоков», где они будут не просто делиться информацией, но и называть литературу, где они про это прочли.
Работа по профориентации в начальной школе - это первые шажочки к тому, что возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни. Учитель проводит работу в плане профориентации через выше названные игровые упражнения также пробуждает интерес к различным видам трудовой деятельности.
1