ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
С СЕМЬЯМИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«САМАРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АВТОРЫ
С Е В О С Т Ь Я Н О В А СВЕТЛАНА В А ЛЕ Р ИАНОВ Н А
ГРЕБЕНЬКОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
2024
6
Введение
Цели и задачи, на решение которых направлена инклюзивная
программа
Цель инклюзивной практики – создание условий для объективного выбора
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
пути лицами, с ОВЗ и инвалидностью, с учетом
п р о ф есси о н а л ьно г о влияния семьи.
Задачи:
- Организовать профориентационную работу со школьниками, имеющими
статус инвалид и/или ОВЗ и их семьями;
- По м о чь семьям и ш к о л ьни к ам пр е о д о л е т ь стр а х п е р е д в о зм о жн о й ситуацией неуспеха при поступлении в СПО;
- С п о с о б ств о в а ть п о в ы ш ени ю ин к лю з ив но й к у л ь т у р ы у п р е п о д а в а т е л ей СПО;
- Расширять зону ближайшего развития лиц с ОВЗ и инвалидностью через
создание благоприятных социально-психологических условий.
Целевая аудитория
Целевой аудиторией инклюзивной практики являются школьники с ОВЗ и инвалидностью и их семьи, имеющие необъективную оценку своих ресурсов для поступления на ту или иную специальность.
7
Алгоритм реализации инклюзивной практики
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направления реализации инклюзивной практики (является частью РИП
«Социально-психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ: школа-колледж-рабочее место»)
Проект рассчитан на три года, с сентября 2022 г. по июнь 2025 года
- Ранняя профориентация со школами-партнерами;
- Конс у л ь т а ти вна я п ра к т и к а с семь ями, в ос п и т ы в ающ ими д е т е й с О В З и инвалидностью;
- Проведение тематических мастер-классов и профпроб в рамках каникулярных смен (с привлечением родителей);
- Конкретизация профориентационной помощи при подаче заявления на обучение в
колледж;
- Создание комфортной психолого-педагогической среды;
- Сопровождение в процессе обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью с оказанием своевременной помощи на пути освоения профессии.
8
Описание программных направлений
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Организационное
Разработка комплекта документов для организации сетевой формы взаимодействия.
Аналитическое
Анализ контингента учащихся школ- социальных партнеров (потенциальных абитуриентов колледжа) с ОВЗ, а также с инвалидностью в зависимости от нозологии.
9
Описание программных направлений
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диагностическое
Проведение диагностических методик с целью изучения индивидуальных особенностей студентов, выявление интересов и потребностей учащихся с ОВЗ и инвалидностью.
Информационно-просветительское
Профориентация абитуриентов в зависимости от нозологии, способностей, склонностей, интересов. Консультирование абитуриентов и их родителей по профессиональным предпочтениям на базе профориентационных площадок.
Профориентационная работа с учащимися школ-социальных партнеров форме групповых бесед, консультирования, приглашения на Дни открытых дверей, внутриколледжные конкурсы профессионального мастерства студентов и другие мероприятия колледжа
10
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации инклюзивной практики
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предоставление помещений для взаимодействия с целевой аудиторией с учетом
нозологий (соответствие нормам и требованиям)
К реализации проекта привлечены специалисты по профориентации колледжа, педагог-психолог, социальный педагог, преподаватели спец.предметов и мастера производственного обучения.
Сотрудничество: Педагоги школы №117 и №4, представители
Самарской
Десница»,
г ор о д с к о й об щ е с т в ен н о й ор г ан изаци и и н в а л и до в «А с с о ц иация
предприятий – работодателей, Центра ГБУ СО РЦ «Здоровье», ГКУ СО
«Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа», ЦДТ «Металлург».
Консультанты проекта: Методист ЦПО Самарской области Семенова Наталья Григорьевна, заведующий отделом по социально-психологической и трудовой реабилитации ГБУ СО РЦ «Здоровье» Волкова Марина Сергеевна, представители ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» Кировское подразделение.
11
Ожидаемые результаты реализации инклюзивной практики и методы их контроля
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты представленной практики могут способствовать разработке оперативных комплексных мер, направленных на поддержку семей при выборе профессионального образовательного учреждения, их адаптацию к новому социальному статусу.
В перспективе планируется увеличения объема включения родителей в профориентационную работу с целью формирования у них объективной оценки ресурсов и возможностей детей в рамках выбираемой профессии, так как они имеют большое влияние на этот выбор.
12
Сведения о практической апробации инклюзивной практики
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С представленной на фотографии студенткой ведется работа с начала подачи документов в приемную комиссию колледжа. Были проведены проведены профориентационные консультации с ее семьей. На данный момент она успешно оканчивает первый курс. В тесном взаимодействии педагогов с семьей определена дальнейшая образовательная траектория.
13
Результаты, подтверждающие эффективность реализации инклюзивной практики
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
14
Подтверждение соблюдения правил заимствования
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оригинальность текста
96,52 %
15
З а к л ю ч е ние
Пос т а в ле н н ые з а д а чи п о л о жи т е ль н о ре ш а ю т ся в п ро ц е с се реал и з а ц ии
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
данной инклюзивной практики. Мы уже смогли показать
эф фе к т ивн о с т ь ш к о л ьн и к а м и,
п рофориен т ацио н но й и с оци а ль н о- п си х о л ог и ч е с к о й р аб о т ы со
имеющими статус инвалид и/или ОВЗ, а также с членами их семьи.
Такие выводы мы смогли сделать на основании результатов приемной кампании 2023 года. Работу в данном ключе продолжаем с изменениями в рамках дней открытых дверей, сместив ракурс с ознакомительных мастер-классов на профессиональные пробы и каникулярные смены, так как это позволяет осуществить более глубокое и детальное погружение в профессиональную.
Начало приемной кампании 2024 года уже показывает то, что данная инклюзивная практика эффективно работает и уже по рекомендациям школ- партеров и рекомендациям тех семей, которые получали у нас консультации, к нам уже обращаются семьи с абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью за профессиональной помощью.
16