СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа с семьями инвалидов и лиц с овз как основополагающий фактор выбора профессионального пути

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направления реализации инклюзивной практики (является частью РИП «Социально-психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ: школа-колледж-рабочее место») Проект рассчитан на три года, с сентября 2022 г. по июнь 2025 года - Ранняя профориентация со школами-партнерами; - Консультативная практика с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью; - Проведение тематических мастер-классов и профпроб в рамках каникулярных смен (с привлечением родителей); - Конкретизация профориентационной помощи при подаче заявления на обучение в колледж; - Создание комфортной психолого-педагогической среды; - Сопровождение в процессе обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью с оказанием своевременной помощи на пути освоения профессии.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа с семьями инвалидов и лиц с овз как основополагающий фактор выбора профессионального пути»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  РАБОТА С СЕМЬЯМИ  ИНВАЛИДОВ  И  ЛИЦ  С  ОВЗ  КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР  ВЫБОРА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ПУТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  САМАРСКОЙ  ОБЛАСТИ «САМАРСКИЙ  МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ» ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  РАБОТА  СРЕДИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  УСЛОВИЯХ  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ АВТОРЫ С Е В О С Т Ь Я Н О В А СВЕТЛАНА  В А ЛЕ Р ИАНОВ Н А ГРЕБЕНЬКОВА  НАТАЛЬЯ  ЮРЬЕВНА 2024 6

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

С СЕМЬЯМИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«САМАРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АВТОРЫ

С Е В О С Т Ь Я Н О В А СВЕТЛАНА В А ЛЕ Р ИАНОВ Н А

ГРЕБЕНЬКОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА

2024

6

Введение Цели  и задачи,  на  решение  которых  направлена  инклюзивная программа Цель  инклюзивной  практики  –  создание  условий  для  объективного  выбора ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  РАБОТА  СРЕДИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  УСЛОВИЯХ  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ пути  лицами,  с  ОВЗ  и  инвалидностью,  с  учетом п р о ф есси о н а л ьно г о влияния  семьи. Задачи: Организовать  профориентационную  работу  со  школьниками,  имеющими статус  инвалид  и/или  ОВЗ  и  их  семьями; По м о чь  семьям  и  ш к о л ьни к ам  пр е о д о л е т ь  стр а х  п е р е д  в о зм о жн о й ситуацией  неуспеха  при  поступлении  в  СПО; С п о с о б ств о в а ть  п о в ы ш ени ю  ин к лю з ив но й  к у л ь т у р ы  у  п р е п о д а в а т е л ей СПО; Расширять  зону  ближайшего  развития  лиц  с  ОВЗ  и  инвалидностью  через создание  благоприятных  социально-психологических  условий. Целевая  аудитория Целевой аудиторией инклюзивной практики являются школьники с ОВЗ и  инвалидностью  и  их  семьи,  имеющие  необъективную  оценку  своих  ресурсов  для поступления  на  ту или  иную  специальность. 7

Введение

Цели и задачи, на решение которых направлена инклюзивная

программа

Цель инклюзивной практики – создание условий для объективного выбора

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

пути лицами, с ОВЗ и инвалидностью, с учетом

п р о ф есси о н а л ьно г о влияния семьи.

Задачи:

  • Организовать профориентационную работу со школьниками, имеющими

статус инвалид и/или ОВЗ и их семьями;

  • По м о чь семьям и ш к о л ьни к ам пр е о д о л е т ь стр а х п е р е д в о зм о жн о й ситуацией неуспеха при поступлении в СПО;
  • С п о с о б ств о в а ть п о в ы ш ени ю ин к лю з ив но й к у л ь т у р ы у п р е п о д а в а т е л ей СПО;
  • Расширять зону ближайшего развития лиц с ОВЗ и инвалидностью через

создание благоприятных социально-психологических условий.

Целевая аудитория

Целевой аудиторией инклюзивной практики являются школьники с ОВЗ и инвалидностью и их семьи, имеющие необъективную оценку своих ресурсов для поступления на ту или иную специальность.

7

Алгоритм  реализации  инклюзивной  практики ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  РАБОТА  СРЕДИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  УСЛОВИЯХ  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Направления  реализации  инклюзивной  практики  (является  частью  РИП «Социально-психологическое  сопровождение  инвалидов и  лиц  с  ОВЗ:  школа-колледж-рабочее место») Проект  рассчитан  на  три года, с  сентября  2022  г.  по  июнь  2025  года Ранняя  профориентация  со  школами-партнерами; Конс у л ь т а ти вна я  п ра к т и к а  с  семь ями,  в ос п и т ы в ающ ими  д е т е й  с  О В З  и инвалидностью; Проведение  тематических  мастер-классов  и  профпроб  в  рамках  каникулярных  смен  (с  привлечением  родителей); Конкретизация  профориентационной  помощи  при  подаче  заявления  на  обучение  в колледж; Создание  комфортной  психолого-педагогической  среды; Сопровождение в  процессе  обучения  лиц  с  ОВЗ  и  инвалидностью  с  оказанием  своевременной  помощи  на  пути  освоения  профессии. 8

Алгоритм реализации инклюзивной практики

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направления реализации инклюзивной практики (является частью РИП

«Социально-психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ: школа-колледж-рабочее место»)

Проект рассчитан на три года, с сентября 2022 г. по июнь 2025 года

  • Ранняя профориентация со школами-партнерами;
  • Конс у л ь т а ти вна я п ра к т и к а с семь ями, в ос п и т ы в ающ ими д е т е й с О В З и инвалидностью;
  • Проведение тематических мастер-классов и профпроб в рамках каникулярных смен (с привлечением родителей);
  • Конкретизация профориентационной помощи при подаче заявления на обучение в

колледж;

  • Создание комфортной психолого-педагогической среды;
  • Сопровождение в процессе обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью с оказанием своевременной помощи на пути освоения профессии.

8

Описание  программных  направлений ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  РАБОТА  СРЕДИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  УСЛОВИЯХ  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Организационное Разработка  комплекта  документов  для  организации сетевой формы  взаимодействия. Аналитическое Анализ  контингента  учащихся  школ-  социальных партнеров (потенциальных  абитуриентов  колледжа)  с  ОВЗ,  а  также  с инвалидностью в зависимости от нозологии. 9

Описание программных направлений

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организационное

Разработка комплекта документов для организации сетевой формы взаимодействия.

Аналитическое

Анализ контингента учащихся школ- социальных партнеров (потенциальных абитуриентов колледжа) с ОВЗ, а также с инвалидностью в зависимости от нозологии.

9

Описание  программных  направлений ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  РАБОТА  СРЕДИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  УСЛОВИЯХ  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Диагностическое Проведение  диагностических  методик  с  целью  изучения  индивидуальных  особенностей студентов, выявление интересов и потребностей учащихся с  ОВЗ  и инвалидностью. Информационно-просветительское Профориентация абитуриентов в зависимости от нозологии, способностей,  склонностей, интересов. Консультирование абитуриентов и их родителей по  профессиональным  предпочтениям  на  базе  профориентационных  площадок. Профориентационная  работа  с  учащимися  школ-социальных  партнеров форме групповых бесед, консультирования, приглашения на Дни открытых  дверей,  внутриколледжные  конкурсы  профессионального  мастерства  студентов  и другие  мероприятия  колледжа 10

Описание программных направлений

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Диагностическое

Проведение диагностических методик с целью изучения индивидуальных особенностей студентов, выявление интересов и потребностей учащихся с ОВЗ и инвалидностью.

Информационно-просветительское

Профориентация абитуриентов в зависимости от нозологии, способностей, склонностей, интересов. Консультирование абитуриентов и их родителей по профессиональным предпочтениям на базе профориентационных площадок.

Профориентационная работа с учащимися школ-социальных партнеров форме групповых бесед, консультирования, приглашения на Дни открытых дверей, внутриколледжные конкурсы профессионального мастерства студентов и другие мероприятия колледжа

10

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации инклюзивной практики

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предоставление помещений для взаимодействия с целевой аудиторией с учетом

нозологий (соответствие нормам и требованиям)

К реализации проекта привлечены специалисты по профориентации колледжа, педагог-психолог, социальный педагог, преподаватели спец.предметов и мастера производственного обучения.

Сотрудничество: Педагоги школы №117 и №4, представители

Самарской

Десница»,

г ор о д с к о й об щ е с т в ен н о й ор г ан изаци и и н в а л и до в «А с с о ц иация

предприятий – работодателей, Центра ГБУ СО РЦ «Здоровье», ГКУ СО

«Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа», ЦДТ «Металлург».

Консультанты проекта: Методист ЦПО Самарской области Семенова Наталья Григорьевна, заведующий отделом по социально-психологической и трудовой реабилитации ГБУ СО РЦ «Здоровье» Волкова Марина Сергеевна, представители ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» Кировское подразделение.

11

Ожидаемые  результаты реализации  инклюзивной  практики  и  методы  их  контроля ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  РАБОТА  СРЕДИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  УСЛОВИЯХ  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Результаты  представленной  практики  могут  способствовать  разработке  оперативных комплексных мер, направленных на поддержку семей при выборе  профессионального  образовательного  учреждения,  их  адаптацию  к  новому  социальному  статусу. В  перспективе  планируется увеличения  объема  включения родителей  в  профориентационную работу с целью формирования у них объективной оценки  ресурсов и возможностей детей в рамках выбираемой профессии, так как они  имеют большое  влияние  на  этот  выбор. 12

Ожидаемые результаты реализации инклюзивной практики и методы их контроля

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Результаты представленной практики могут способствовать разработке оперативных комплексных мер, направленных на поддержку семей при выборе профессионального образовательного учреждения, их адаптацию к новому социальному статусу.

В перспективе планируется увеличения объема включения родителей в профориентационную работу с целью формирования у них объективной оценки ресурсов и возможностей детей в рамках выбираемой профессии, так как они имеют большое влияние на этот выбор.

12

Сведения  о  практической  апробации  инклюзивной  практики ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  РАБОТА  СРЕДИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  УСЛОВИЯХ  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ С представленной на фотографии студенткой ведется работа с начала подачи документов  в  приемную  комиссию  колледжа.  Были  проведены  проведены профориентационные  консультации  с  ее  семьей.  На  данный  момент  она  успешно  оканчивает  первый  курс.  В  тесном  взаимодействии  педагогов  с  семьей  определена  дальнейшая  образовательная  траектория. 13

Сведения о практической апробации инклюзивной практики

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С представленной на фотографии студенткой ведется работа с начала подачи документов в приемную комиссию колледжа. Были проведены проведены профориентационные консультации с ее семьей. На данный момент она успешно оканчивает первый курс. В тесном взаимодействии педагогов с семьей определена дальнейшая образовательная траектория.

13

Результаты,  подтверждающие  эффективность  реализации  инклюзивной  практики ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  РАБОТА  СРЕДИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  УСЛОВИЯХ  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 14

Результаты, подтверждающие эффективность реализации инклюзивной практики

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

14

Подтверждение соблюдения  правил  заимствования ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  РАБОТА  СРЕДИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  УСЛОВИЯХ  ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ Оригинальность  текста 96,52  % 15

Подтверждение соблюдения правил заимствования

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оригинальность текста

96,52 %

15

З а к л ю ч е ние

Пос т а в ле н н ые з а д а чи п о л о жи т е ль н о ре ш а ю т ся в п ро ц е с се реал и з а ц ии

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

данной инклюзивной практики. Мы уже смогли показать

эф фе к т ивн о с т ь ш к о л ьн и к а м и,

п рофориен т ацио н но й и с оци а ль н о- п си х о л ог и ч е с к о й р аб о т ы со

имеющими статус инвалид и/или ОВЗ, а также с членами их семьи.

Такие выводы мы смогли сделать на основании результатов приемной кампании 2023 года. Работу в данном ключе продолжаем с изменениями в рамках дней открытых дверей, сместив ракурс с ознакомительных мастер-классов на профессиональные пробы и каникулярные смены, так как это позволяет осуществить более глубокое и детальное погружение в профессиональную.

Начало приемной кампании 2024 года уже показывает то, что данная инклюзивная практика эффективно работает и уже по рекомендациям школ- партеров и рекомендациям тех семей, которые получали у нас консультации, к нам уже обращаются семьи с абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью за профессиональной помощью.

16