«ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – ПЕРВЫЙ ШАГ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»
Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии.
Н. Чернышевский
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.
Профориентационная работа в начальной школе считается подготовительным этапом. Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.
На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно - полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.
По мнению психологов, если человек сделал свой выбор год назад, то есть вероятность, что через год он опять может поменять свое мнение, а если человек определился с профессией достаточно давно, в раннем детстве, то это уже свидетельствует о его постоянстве. Если профориентационную работу начинать с начальных классов, то детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.
Необходимо начинать профориентационную работу с детьми с 1 класса.
Виды деятельности младшего школьника по профориентационной работе:
Сюжетно – ролевые игры, связанные с профессией
Беседы с приглашенными специалистами
Рисуночные методики
Организация экскурсий на различные предприятия
Просмотр и обсуждение видеосюжетов
19 февраля 2021 года – единый день начала реализации Международного культурно-гуманитарного проекта “О будущем”, реализующего систему воспитания «Киноуроки в школах России и мира». В этот день мой класс начал участвовать в этом проекте.
Проект «О будущем» - система воспитания, в результате действия которой вырастет поколение выпускников школ с высокими нравственными качествами через искусство кино и добрые дела на примере героев фильмов.
При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы.
Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого — вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.
Важной частью каждого Киноурока является социальная практика — общественно - полезное дело, инициированное классом после просмотра фильма и реализованное как закрепление нравственного понятия в действии с последующей рефлексией и обсуждением.
Воспитательный эффект социальных практик возникает при расширении условий ее реализации, то есть при выходе за пределы школы и получении возможности установления контакта и опыта социального взаимодействия с широким кругом участников.
К просмотру, обсуждению фильмов и выполнению общественно - полезного дела мы привлекаем так же родителей, именно они являются первыми помощниками в реализации социальных практик.
Например, после просмотра и обсуждения фильма «Эра», в котором раскрывается качество – мечта. Маленькие целеустремленные герои фильма заставляют зрителя задуматься над главными вопросами нашей жизни. После самых невероятных историй мечтатели знакомятся с настоящими космонавтами и этой героической профессией. В рамках социальной акции учащиеся показали свою мечту в рисунках.
Посмотрев и обсудив фильм «Мой друг Дима Зорин» (качество -благородство), родители нашего класса организовали экскурсию в пожарную часть №22, где встретились с людьми благородной профессии – пожарными.
В фильме «Чистодей» было раскрыто качество – трудолюбие. Ребята предложили отремонтировать книги в библиотеке. Библиотекари помогли нам провести ролевую игру "Книжкина больница" и приготовили для нас книги, нуждающиеся в "лечении".
Таким образом, профориентация младших школьников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии.