Профориентационная работа
СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Профориентация –
комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение; - Профессиональная диагностика; - Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: - Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; - Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую; - Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы: - Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; - Представления о собственных интересах и возможностях; - Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы: - Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; - Профессиональное самопознание;
10-11 классы: - Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.; - Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности; - Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.). - Расширение знаний в рамках школьных предметов ;
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений; - Встречи с представителями предприятий, учебных заведений; - Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования; - Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Наиболее типичные ошибки выбора профессии
- следование чужим советам, выбор за компанию;
- выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
- отсутствие существенной информации о профессии или специальности;
- незнание своих личных особенностей.
Факторы выбора профессии:
НАДО
МОГУ
ХОЧУ
Профессио-
нальные интересы,
склонности
- Состояние здоровья,
- Профессиональная квалификация,
- Спрос на рынке труда,
- Возможности трудоустройства
- Профессиональные способности
Информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить:
- в справочниках для поступающих в учебные заведения;
- в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET ;
- в рекламных объявлениях;
- в библиотеках;
- в Отделе планирования профессиональной карьеры и профориентации;
- при личных посещениях учебных заведений.
Анализ профессиональных типов личности выпускников
Профессиональные типы личности
- Человек - техника
- Человек – знаковая система
- Человек – художественный образ
- Человек - человек
- Человек – природа
ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА
Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств и ремонтом оборудования
Типичные направления образования:
- техническое образование,
- квалифицированные ремёсла,
- военные специальности.
ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Профессии связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с созданием изделий по образцу, эскизу
Типичные направления образования:
- искусство,
- музыка,
- театр,
- танцы,
ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК
Профессии, связанные с медицинским обслуживанием, бытовым обслуживанием, воспитанием и обучением.
Типичные направления образования:
- социальная служба,
- коммуникация,
- дошкольное воспитание и
- детское развитие.
ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА
Деятельность, связанная с изучением живой и неживой природой, с уходом за растениями и животными, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных
Типичные направления образования:
- сельскохозяйственное образование,
- лесоводство,
- охрана природы,
Анализ опроса выпускников по профессиональным типам личности
Учебный год
2014-2015
учебный год
Всего учащихся
22
2015-2016
учебный год
Человек - техника
Человек – знаковая система
2016-2017
учебный год
16
8
1
14
Человек – художественный образ
7
9
-
4
Человек - человек
-
4
Человек - природа
4
5
2
3
1
2
2
Анализ опроса выпускников по профессиональным типам личности
Учебный год
2014-2015
учебный год
Всего учащихся
22
2015-2016
учебный год
Человек - техника
Человек – знаковая система
2016-2017
учебный год
16
36%
4,5%
14
Человек – художественный образ
43,75%
64%
-
18%
Человек - человек
-
18%
Человек - природа
25%
22,5%
14%
18,75%
7%
12,5%
14%
Трудоустройство и социальная адаптация выпускников СОГБОУ
«Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Анализ социальной адаптации выпускников после окончания школы в процентах
Учебный год
2014-2015
учебный год
Основное общее образование
Продолжили обучение в 10 кл.
2015-2016
учебный год
22
Поступили в ПУ,
(вечернюю школу)
13
16
2016-2017
учебный год
14
6
2
Трудоустроены
Инвалидность
2
6
4
1
4
2
Не продолжают учебу и не работают
1
1
1
Ведение домашнего хозяйства
1
Служба в армии- 1
1
6
-
-
Анализ социальной адаптации выпускников после окончания школы в процентах
Учебный год
Основное общее образование
2014-2015
учебный год
22
Продолжили обучение в 10 кл.
2015-2016
учебный год
2016-2017
учебный год
16
58,5%
Поступили в ПУ,
(вечернюю школу)
14
37,5%
9%
Трудоустроены
Инвалидность
14%
37.5%
18%
4,5%
28%
12,5%
Не продолжают учебу и не работают
7%
6,25%
4,5%
Ведение домашнего хозяйства
7%
Служба в армии- 6,25%
4,5%
43%
-
-
Информация о профессиональных учебных заведениях:
Наименование: ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж»
Адрес: 214018, г. Смоленск, ул. Ново-Рославльская, д. 6 (корпус №1) 214038, г. Смоленск, ул. Гарабурды, д. 17 (корпус №2)
Телефоны: (4812) 55-00-86, 55-74-23
Email : [email protected]
Предлагаемые профессии: маляр, штукатур, слесарь, плотник.
Условия приёма:
Заявление, документ об образовании (подлинник), документ удостоверяющий личность, 6 фотографий 3 на 4, свидетельство о рождении, справка с места жительства, мед. справка (форма № 086-У).
Информация о профессиональных учебных заведениях:
Наименование: СОГБОУ среднего профессионального образования «Духовщинский аграрно-технический техникум»
Категория Начальное профессиональное образование
Адрес: Смол. обл., г. Духовщина, ул. Карла Либкнехта, д. 53/73.
Телефоны: (48166) 4-15-93, факс: (48166) 4-23-17
Предлагаемые профессии: автомеханик, квалификации: — слесарь по ремонту автомобилей
Условия приёма:
Заявление, документ об образовании (подлинник), документ удостоверяющий личность, 6 фотографий 3 на 4, свидетельство о рождении, справка с места жительства, мед. справка (форма № 086-У).
Информация о профессиональных учебных заведениях:
Наименование СОГБОУ среднего профессионального образования «Техникум отраслевых технологий» Касплянский филиал
Категория Начальное проф. образование
Адрес: 214541, Смоленская область, Смоленский район, с. Каспля, ул. Студенческая д.1
Телефон: (4812) 36-65-44
Предлагаемые профессии:
Швея, плотник, штукатур, слесарь по ремонту автомобилей.
Условия приёма:
1. Заявление, документ об образовании, свидетельство о рождении, справка с места жительства, мед. справка (форма № 086-У).