СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа в учебно-воспитательном процессе с учащимися 10-11 классов с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной, а, следовательно, и личностной самореализации.

Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе для детей с ОВЗ является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа в учебно-воспитательном процессе с учащимися 10-11 классов с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С УЧАЩИМИСЯ 10-11 КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Чернова Ольга Васильевна, учитель сельскохозяйственного труда


КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП»


Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной, а, следовательно, и личностной самореализации.

Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе для детей с ОВЗ является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

Профориентация - определенная система мероприятий, направленная на наиболее эффективное решение проблемы соответствия человека и профессии, специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников, система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребностей и своих способностей.

Основная цель профориентационной работы – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Задачами профориентации учащихся с ОВЗ являются:

- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); 

- коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;

- профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

Решение этих задач ведется на протяжении всего периода обучения школьников.

Поставленные цели и задачи реализуется по следующим направлениям:

- профессиональное просвещение;

- предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;

- профессиональная консультация, нацеленная на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии, с учетом психофизических особенностей воспитанников школы;

- социально-профессиональная адаптация обучающихся;

- профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В работе по направлениям определяет круг форм и методов профориентационной работы. Работа в школе строится так, чтобы старшеклассник готовился к обоснованному выбору профессии, не завышая своих способностей при её выборе.

В КОУ ВО «Елань-Коленовском центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» обучаются дети, которые имеют, разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические проблемы. В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации выпускников в современном социуме.

В центре профориентационная деятельность учащихся 10-11 классов осуществляется через углубленную профессионально-трудовую подготовку и ведется по следующим профилям:

- швейное дело
- столярное дело
- тепличное дело

Внимание старшеклассников сосредоточивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов; учащиеся знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.

Весь процесс трудового обучения носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся. Знания, полученные учащимися по данным профилям, повышают уровень их интеллектуального развития и являются базой формирования у них рабочих умений и навыков.

Выпускники, успешно усвоившие учебную программу профессионального обучения 10-11 класса и сдавшие квалификационный экзамен, получают свидетельство о профессии рабочего по направлениям:

18874 Столяр

19601 Швея

15415 Овощевод

С присвоением профессиональной квалификации на уровне первого-второго разряда.

Для реализации учебно-воспитательного процесса по профессионально-трудовому обучению на территории центра имеется столярная мастерская, швейная мастерская, теплица, учебно-опытный участок.

Благодаря хорошей материальной базе по трудовой подготовке на уроках столярного, швейного, тепличного дела, учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности, приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде.

Под руководством педагогов столярного и швейного дела воспитанники в течение года помимо учебных изделий изготавливают:

- подарки педагогам и ветеранам педагогического труда к праздникам;

- декорации и реквизит для внутришкольных смотров-конкурсов;

- черенки для садового и др. инвентаря;

- ящики для посадки рассады и оформления пришкольных клумб;

- банкетки, скамейки, беседки для благоустройства территории центра;

- комплекты постельного белья для спальных комнат;

- костюмы для участников танцевального кружка, карнавальные костюмы для Новогодних утренников и т.д.

Уроки тепличного дела для учащихся 10-11 классов направлены на работу в школьной теплице, формируют у учащихся трудовые навыки и умения по выращиванию растений в защищённом грунте и уходу за ними. При этом ребята получают первоначальные знания о профессии, которой они могут воспользоваться во взрослой жизни и быть готовыми к самостоятельной жизни, к ведению собственного хозяйства.

Учебно-опытный участок является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса центра. Посильная работа на нем учит уважительно относиться к труду, опытническая работа дает возможность лучше усвоить материал и получить навыки и умения работы с растениями, познакомиться с профессиями в сфере растениеводства, проявить самостоятельность, активность, инициативу.

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно, чтобы воспитанник знал:

- чего он сам хочет (мотивы выбора):

- учет своих способностей;

- содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.

Для этого используются разнообразные формы профессионально-ориентационной работы с подростками:

- профессионально – ориентационные беседы;

- занятия в кружках, мастерских;

- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;

- организуются встречи со специалистами разных профессий;

- проведение недели трудового обучения;

- исследовательские работы учащихся в сфере животноводства, растениеводства;

- участие учащихся в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;

- использование средств массовой агитации: стенды, стенгазеты.

Профориентационная работа подразумевает многолетнюю поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива, учителей, воспитателей, психологов, служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы, родителей (законных представителей).

Таким образом, правильно организованная профориентационная работа помогает молодым людям с ОВЗ осуществлять самостоятельный профессиональный выбор с учетом потребностей рынка труда, собственных интересов и возможностей.

Правильно выбранная профессия, полученные и закрепленные навыки выбранной профессии, позволят выпускникам школ для детей с ОВЗ быстро и безболезненно пройти социализацию и адаптацию в современных условиях, а на рынке труда стать не только востребованными, но и конкурентоспособными.


Литература:

  1. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев – 1976

  2. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М.: НЦЭНАС, 2003

  3. http://открытыйурок.рф/статьи/651159/

  4. https://infourok.ru/proforientacionnaya-rabota-kak-sredstvo-socializacii-uchaschihsya-s-ovz-976026.html