ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С УЧАЩИМИСЯ 10-11 КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Чернова Ольга Васильевна, учитель сельскохозяйственного труда
КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП»
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной, а, следовательно, и личностной самореализации.
Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе для детей с ОВЗ является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.
Профориентация - определенная система мероприятий, направленная на наиболее эффективное решение проблемы соответствия человека и профессии, специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников, система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребностей и своих способностей.
Основная цель профориентационной работы – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Задачами профориентации учащихся с ОВЗ являются:
- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
- коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
- профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.
Решение этих задач ведется на протяжении всего периода обучения школьников.
Поставленные цели и задачи реализуется по следующим направлениям:
- профессиональное просвещение;
- предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
- профессиональная консультация, нацеленная на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии, с учетом психофизических особенностей воспитанников школы;
- социально-профессиональная адаптация обучающихся;
- профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
В работе по направлениям определяет круг форм и методов профориентационной работы. Работа в школе строится так, чтобы старшеклассник готовился к обоснованному выбору профессии, не завышая своих способностей при её выборе.
В КОУ ВО «Елань-Коленовском центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» обучаются дети, которые имеют, разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические проблемы. В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации выпускников в современном социуме.
В центре профориентационная деятельность учащихся 10-11 классов осуществляется через углубленную профессионально-трудовую подготовку и ведется по следующим профилям:
- швейное дело
- столярное дело
- тепличное дело
Внимание старшеклассников сосредоточивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов; учащиеся знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.
Весь процесс трудового обучения носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся. Знания, полученные учащимися по данным профилям, повышают уровень их интеллектуального развития и являются базой формирования у них рабочих умений и навыков.
Выпускники, успешно усвоившие учебную программу профессионального обучения 10-11 класса и сдавшие квалификационный экзамен, получают свидетельство о профессии рабочего по направлениям:
18874 Столяр
19601 Швея
15415 Овощевод
С присвоением профессиональной квалификации на уровне первого-второго разряда.
Для реализации учебно-воспитательного процесса по профессионально-трудовому обучению на территории центра имеется столярная мастерская, швейная мастерская, теплица, учебно-опытный участок.
Благодаря хорошей материальной базе по трудовой подготовке на уроках столярного, швейного, тепличного дела, учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности, приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде.
Под руководством педагогов столярного и швейного дела воспитанники в течение года помимо учебных изделий изготавливают:
- подарки педагогам и ветеранам педагогического труда к праздникам;
- декорации и реквизит для внутришкольных смотров-конкурсов;
- черенки для садового и др. инвентаря;
- ящики для посадки рассады и оформления пришкольных клумб;
- банкетки, скамейки, беседки для благоустройства территории центра;
- комплекты постельного белья для спальных комнат;
- костюмы для участников танцевального кружка, карнавальные костюмы для Новогодних утренников и т.д.
Уроки тепличного дела для учащихся 10-11 классов направлены на работу в школьной теплице, формируют у учащихся трудовые навыки и умения по выращиванию растений в защищённом грунте и уходу за ними. При этом ребята получают первоначальные знания о профессии, которой они могут воспользоваться во взрослой жизни и быть готовыми к самостоятельной жизни, к ведению собственного хозяйства.
Учебно-опытный участок является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса центра. Посильная работа на нем учит уважительно относиться к труду, опытническая работа дает возможность лучше усвоить материал и получить навыки и умения работы с растениями, познакомиться с профессиями в сфере растениеводства, проявить самостоятельность, активность, инициативу.
Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно, чтобы воспитанник знал:
- чего он сам хочет (мотивы выбора):
- учет своих способностей;
- содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.
Для этого используются разнообразные формы профессионально-ориентационной работы с подростками:
- профессионально – ориентационные беседы;
- занятия в кружках, мастерских;
- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
- организуются встречи со специалистами разных профессий;
- проведение недели трудового обучения;
- исследовательские работы учащихся в сфере животноводства, растениеводства;
- участие учащихся в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
- использование средств массовой агитации: стенды, стенгазеты.
Профориентационная работа подразумевает многолетнюю поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива, учителей, воспитателей, психологов, служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы, родителей (законных представителей).
Таким образом, правильно организованная профориентационная работа помогает молодым людям с ОВЗ осуществлять самостоятельный профессиональный выбор с учетом потребностей рынка труда, собственных интересов и возможностей.
Правильно выбранная профессия, полученные и закрепленные навыки выбранной профессии, позволят выпускникам школ для детей с ОВЗ быстро и безболезненно пройти социализацию и адаптацию в современных условиях, а на рынке труда стать не только востребованными, но и конкурентоспособными.
Литература:
Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. Киев – 1976
Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М.: НЦЭНАС, 2003
http://открытыйурок.рф/статьи/651159/
https://infourok.ru/proforientacionnaya-rabota-kak-sredstvo-socializacii-uchaschihsya-s-ovz-976026.html