Анализ проведенной работы по профориентации в 1-полугодии 2017-2018 учебного года.
Профориентационная работа в условиях коррекционной школы – интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. У учащихся с интеллектуальным недоразвитием отсутствует ясная жизненная позиция, недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей в выборе профессии, как правило, самооценка завышена, неадекватна.
Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, моя работа, нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых профессиональных интересов к труду.
В процессе трудового обучения связываю сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Проводя профессиональную беседу, связываю ее с изучаемым материалом. Знакомя, например, обучающихся с темой «Ландшафтный дизайн», рассказываю о профессии дизайнера и провожу беседу «Где работают дизайнеры»? Таким образом, у детей формируются понятия о профессии дизайнера, о его деятельности. У школьников появляется возможность немножко побыть в роли дизайнера самим, оформить клумбу, или зелёный уголок в классе, оранжереи, составить цветочную композицию, или задекорировать цветочный горшок.
На уроках уделяю большое внимание осознанному выбору профессии.
Этому помогает непосредственное привлечение детей к производительному труду, организованному на уроках практического повторения в школе и на производственной практике в СОДЭБЦ, например, когда обучающиеся выращивают и разводят комнатные растения.
Занимаются оформлением пришкольной территории и территории СОДЭБЦ, выращивая рассаду, а в дальнейшем высаживая цветочные растения на цветниках.
Сажают и выращивают плодово-ягодные и декоративные культуры. Только осенью этого учебного года руками наших ребят в саду было посажено 25 плодово-ягодных культур.
Для озеленения школьной территории самостоятельно из семян вырастили саженцы каштана. А осенью из них создали аллею.
На производственной практике учащиеся участвуют также в заготовке растительных остатков на корм животным и ухаживают за животными: чистят клетки, укладывают навоз в кучу для перегнивания, кормят и поят их.
Прохождение практики на производстве способствует более мягкой социальной адаптации. Дети привыкают работать в коллективе, где свои правила общения, у них формируются профессиональные навыки, необходимые для дальнейшей жизни.
В процессе работы с растениями и животными у них вырабатываются не только профессиональные навыки, но и воспитывается любовь к природе, возникает потребность в охране посаженных растений, жалость к животным. Именно с этого начинается формирование экологического воспитания и повышается общая экологическая и нравственная культура учащихся.
Организация производительного труда, доступного школьникам, дает положительный результат: происходит коррекция, обучение непосредственно профессии, то есть идет выработка качественных и скоростных показателей.
Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету.
В привитии интереса к труду на уроках использую прием придания значимости изучаемого материала или выполняемой работы. Наблюдения и опыты помогают учащимся видеть результаты труда в зависимости от условий, делать выводы, расширяют кругозор, поддерживают интерес к изучаемому, а результаты проведенных опытов, способствуют более прочному, осознанному усвоению изучаемого.
Интерес к уроку труда поддерживает включение нетрадиционных форм обучения (уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, мини-проекты, уроки-игры, интегральные уроки, экскурсии и т.д.). Такие уроки провожу в период введения в тему или ее обобщения.
Интерес к урокам труда поддерживаю экскурсиями, встречами с интересными людьми, информационной наглядностью.
Для формирования профессионального самоопределения большую роль играет проектная деятельность.
В процессе проведения таких занятий решается проблема дифференцированного подхода, расширяются рамки учебной программы, т.е. работая в зоне ближайшего развития, используют реальную возможность улучшить самооценку ребенка, повысить его авторитет. В зависимости от целей конкретного урока и темы формы занятий могут быть различными. Реализация общеобразовательной, коррекционной, воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаваемыми предметами. Интегрирование математических знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, позволяет учащимся видеть и понимать их взаимосвязь, положительно влияет на познавательную активность и интересы учащихся, способствует активизации мыслительной деятельности, побуждает ребят к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Такие уроки носят практическую и профориентационную направленность. Именно на уроках труда дети учатся выдерживать нагрузки, неотделимые от любого трудового процесса, школьники учатся доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека и все им созданное. Конечным итогом работы являются не только великолепные и достаточно сложные, цветущие клумбы около школы, плодово-ягодный сад, но и (что намного важней и ценнее) профессиональный интерес, успешное обучение их в учреждениях начального профессионального образования - в Самарском многопрофильном техникуме №11. Где они осваивают специальности «плодоовощевод», «цветовод-декоратор» и выходят в самостоятельную жизнь, имея специальность.