Просмотр содержимого документа
«Профориентационный урок 1 "Хочу-могу-надо"»
- Профориентационный урок «Хочу – могу – надо»
Шилова Т. И.
Урок 1
10/20/16
- Форма проведения: интерактивное занятие
Цели :
- формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору ;
- формировать у учащихся навыки и умения самоопределения, самоорганизации и самореализации;
- побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
10/20/16
Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это не мало. Особенно если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо.
Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни.
Сегодня мы поговорим о первом - выборе профессии . Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
10/20/16
- Необходимо «сорвать» листочек с «дерева судьбы». На листике написано название профессии. Представьте, что сейчас сама судьба сделала выбор за вас.
- Каковы ваши чувства?
(Отвечают по очереди).
- Случайный выбор (из списка, популярных профессий, подготовленного учителем) или осознанный? Как быть?
10/20/16
- Давайте попробуем поучиться на чужих ошибках, чтобы избежать своих.
10/20/16
- Ошибка №1 Недостаточная информированность
Последствия:
- Ограниченный выбор
- «Неправильный» выбор профессии
10/20/16
- Ошибка №2 Выбор под влиянием …
Последствия:
- Отсутствие своей точки зрения
- Психологический и социальный дискомфорт
10/20/16
- Ошибка №3. Неадекватная самооценка
Последствия:
- Несоответствие возможностей стремлениям
- Отсутствие мотива достижения успеха
10/20/16
- Ошибка №4. Погоня за престижностью и высокой заработной платой
Последствия:
- Невостребованность
- Безработица
10/20/16
- Почему люди становятся безработными?
Ограниченный
«Неправильный »
Недостаточная
выбор
информированность
выбор профессии
Выбор под
Психологический
Отсутствие
и социальный
влиянием
своей точки зрения
дискомфорт
Неадекватная
Отсутствие
Несоответствие
самооценка
мотива достижения
возможностей
успеха
стремлениям
Погоня за
престижем
Безработица
Невостребо-
ванность
10/20/16
Легко ли быть взрослым?
Хорошо ли быть взрослым?
10/20/16
Самостоятельность
стоять
сам
10/20/16
- Правила выбора профессии:
- Во-первых , будущая работа должна быть в радость , а не в тягость (ХОЧУ)
- Во-вторых , вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ)
- В-третьих , эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)
10/20/16
- Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются,
это означает, что ОН ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ ТО, ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ МОЖЕТ В СИТУАЦИИ, КОГДА ЭТО НИКОМУ НЕ НАДО.
- Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
10/20/16
- Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться.
- Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально.
- ПО МЕРЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ МОЖЕТ РАСТИ ИНТЕРЕС К НЕЙ. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
10/20/16
- Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий
- ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧАТЬ ДОСТОЙНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА РАБОТУ, ПРИНОСЯЩУЮ УДОВОЛЬСТВИЕ.
10/20/16
10/20/16
Повесив на дерево мишень, Мастер стрельбы из лука спросил своих учеников, что они видят.
- Один сказал: «Я вижу цветущий сад, среди которого стоит дерево с мишенью».
- Другой сказал: «Я вижу дерево, на котором висит мишень».
- Третий сказал: «Я ничего не вижу, кроме мишени».
10/20/16
Как вы думаете, кто из них был лучшим стрелком из лука?
- Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели. Цели должны быть:
- КОНКРЕТНЫМИ (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде);
- РЕАЛИСТИЧНЫМИ , то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и др.;
- ПОЗИТИВНЫМИ (идти не от чего-то — «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то — «хочу денег и славы»);
- ОГРАНИЧЕННЫМИ ВО ВРЕМЕНИ (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).
10/20/16
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами:
- личностными особенностями,
- склонностями,
- способностями,
- профессионально важными качествами,
а не внешними: деньги, связи, случай.
10/20/16
- Задание «Машина времени» (начало)
Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее —
- конкретно,
- реалистично,
- позитивно,
- к определенному сроку (от шести месяцев до пяти лет).
Инструкция к действию:
- Лист тетради согнуть пополам.
- Левая половина для записи шагов задания «Машина времени».
- Правая половина для записи собственных размышлений по планированию построения своей профессиональной карьеры (можно карандашом).
10/20/16
- При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:
1. Главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть).
2. Цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы ).
3. Пути и средства достижения целей (для кого-то — знания и умения, для кого-то — связи и деньги).
4. Внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления).
5. Внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье).
6. Запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
10/20/16
- Чтоб проверить ваши знания, даю Домашнее задание:
1 . Посоветоваться с родителями или другими значимыми для Вас взрослыми людьми о выборе профессии. Узнать то, как они выбирали профессию для себя.
2. Продолжить записи собственных размышлений по планированию построения своей профессиональной карьеры (можно карандашом).
10/20/16