Спецкурс по физике. 8 класс
«Физика в экспериментах и задачах»
Пояснительная записка
Физика как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Физика подчёркивает нравственную ценность научных знаний, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. Особенностью настоящей программы является знакомство с практическими применениями изученного материала на примере окружающих нас явлений. Учащимся предоставляется возможность больше узнать о творениях рук человеческих: о механизмах, двигателях устройствах, о механизмах и приборах; самим проделать интересные опыты, разгадать физические головоломки. Реализация программы поможет ученику глубже понять смысл физических законов и явлений, их практическую направленность, объяснять происходящие вокруг нас явления с научной точки зрения, а также научит применять знания для решения задач.
В свою очередь, физическая картина мира включает: наиболее общие представления о неживой природе; некоторые характеристики объектов, процессов и состояний; знания о явлениях, законах, фундаментальных физических теориях и принципах.
Цель курса: развитие познавательного интереса к окружающей природе, применение знаний для решения задач повышенного уровня сложности.
Основной метод: для достижения цели поисковая деятельность учащихся, объединяющая исследовательскую работу, опыты и практические задания с умением добывать теоретические знания из различных источников (книги, журналы, телепередачи, Интернет-сайты и т.д.). Программа даёт учащимся посмотреть на предмет физика с разных сторон и более глубоко изучить некоторые вопросы самого предмета (используя дедуктивное построение теории, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, эксперимент, опыт и т.д.). А также даёт возможность рассмотреть некоторые вопросы физики в форме игры. Сочетание познавательного элемента и игрового способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни.
Основные задачи обучения:
- развитие творческих способностей учащихся, познавательный интерес к физике и технике; воспитание учащихся на основе разъяснении роли физики в развитии науки и техники.
- формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, формирование экспериментальных умений:.
Планируемые результаты освоения спецкурса
Личностные
формирование готовности к саморазвитию и самообразованию
формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог, достигать взаимопонимания
Метапредметные результаты
Регулятивные
формирование коммуникативной компетентности в общении с людьми в процессе общеобразовательной, учебно-исследовательской деятельности
умение осознавать себя как движущую силу своего учения, способную к преодолению препятствий и самокоррекции
Познавательные
умение выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий, подведение под понятие
умение информацию различными способами при решении учебных и познавательных задач
Коммуникативные
умение извлекать нужную информацию из прочитанного текста и грамотно использовать ее при решении задач
умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, корректировать и оценивать свои действия и партнера
Предметные:
находить сходство и различие в тех или иных процессах, явлениях;
точно употреблять и интерпретировать научные понятия, символы;
давать объяснение явлению или процессу;
выдвигать гипотезу на основе фактов, наблюдений и экспериментов;
обосновывать свою точку зрения;
пользоваться табличными данными;
извлекать информацию из различных источников;
пользоваться оборудованием, отбирать и использовать измерительные приборы;
планировать и выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез;
делать выводы из результатов эксперимента.
решать нестандартные задачи.
Содержание изучаемого курса
Введение.
Знакомство с методами решения олимпиадных задач.
Теплота и работа.
2. Эффекты тепловых процессов. Оценка теплового движения. Теплопередача
и работа. Тепловое движение. Тепловое расширение твёрдых тел и жидкостей. Учёт и использование теплового расширения в технике. Термометры. Особенности теплового расширения в технике. Особенности теплового расширения воды; значение их в природе.
3. Агрегатные состояния и окружающая среда. Кипение. Испарение. Конденсация. Плавление. Кристаллизация. Твёрдые тела. Аморфные и кристаллические тела. Анизотропия свойств монокристаллов. Получение и применение кристаллов.
4. Тепловые двигатели и механическая энергия. Горение топлива. Органическое топливо, водород, выделение тепла и продукты сгорания. Работа газа. Исследовать различные возможности расширения: цилиндр с поршнем, струя горячего газа или пара.
Принцип действия тепловых двигателей. Нагревание газа – расширение и совершение работы – возвращение в исходное состояние путём охлаждения – повторение процесса. Двигатель внутреннего сгорания.
Электромагнетизм.
5. Строение атома с точки зрения химии, физики, биологии и экологии.
Электрический ток. Законы, которые работают на нас. Электромагнитные явления. Электромагнитная волна. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Электромагнитное поле. Строение атома.
6. Электрический ток. Законы, которые работают на нас. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников (параллельное, последовательное). Электрический ток в растворах электролитов. Электрический ток в газах. Электрические явления в атмосфере.
7. Электромагнитные явления. Электромагнитная волна. Первоначальные сведения о магнетизме. Опыт Эрстеда. Электромагнит. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током и рамку с током. Электрический двигатель. Постоянные магниты. Принцип действия электроизмерительных приборов. Магнитное поле Земли.
Оптика.
8. Свет как волна и как частица. Отражение и преломление. Разноцветная оптика. Линзы. Очки, фотоаппарат и фотографии. Принцип работы фотокамеры, цифрового аппарата и другой техники. Голография.
9. Оптика плюс астрономия. Солнечные часы. Солнечное и лунное затмения. Космические и земные миражи. «Машина времени» и чёрная дыра.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Перечень разделов, тем | Кол-во часов |
| Введение 2 часа | |
1 | Решение задач школьных и районных олимпиад | 2 |
| Теплота и работа 15часов | |
2 | Эффекты тепловых процессов. Оценка теплового движения | 5 |
3 | Агрегатные состояния и окружающая среда | 6 |
4 | Тепловые двигатели и механическая энергия | 4 |
| Электромагнетизм -12 часов | 9 |
5 | Строение атома с точки зрения химии, физики, биологии и экологии. Электризация. | 3 |
6 | Электрический ток. Законы, которые работают на нас | 5 |
7 | Электромагнитные явления. Электромагнитная волна. | 4 |
| Оптика- 6часов | |
7 | Свет как волна и как частица | 4 |
8 | Оптика плюс астрономия | 2 |
| Итого | 35 |
Список литературы
Ланге В.Н. экспериментальные физические задачи на смекалку. - М.: Наука, 2000.
Физика в школе. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс, 1999-2009.
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. - М.: Просвещение, 2000.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Физика/ Сост. О.Г. Хинн. – М.: ТКО АСТ, 2002.
Бублейников Ф.Д., Веселовский И.Н. Физика и опыт. – М.: Просвещение, 1999.
Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1999.
М.И. Блудов. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 2000.
Вечера по физике/ составитель Э.М. Браверманн. - М.: Просвещение, 1999.
С. О.Ф. Кабардин. Физика: Справ. материалы: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение,2000.
Сборник качественных задач по физике. – Тольятти: Развитие через образование,1997
Т.И. Трофимова. Краткий курс физики с примерами и решениями задач. – М.: КНОРУС, 2007.
Г. Хорошавина. Экспресс-курс физики для школьников, абитуриентов, студентов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008.