СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа для 5 класса по Критской / Сергеевой с календарно-тематическим планированием с новыми стандартами ФГОС
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №171
Центрального района города Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________ КибальникТ.П
Приказ №__125___
от «_01__»сентября 2016 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
__________ Обухова М.Ю.
«_30__» августа 2016 г.
«РАССМОТРЕНО»
Председатель МС _________ Веселова З.Т.
Протокол № __1___
от «_29__» августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИСКУССТВУ (МУЗЫКА)
для 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5 «Г» класса
Составитель:
Демина Кристина Викторовна
учитель музыки
Санкт-Петербург, 2016/2017 учебный год
Рабочая программа разрабатывается на основе следующих нормативных - правовых документов:
Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации от 19.05.98 г. № 1276).
Приказ Министерства Образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.05.2004 года № 1089
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016/2017 учебный год.
Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга "Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» от 08.08.2012 № 2222-р.
Учебный план ГБОУ Гимназии № 171.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: Просвещение, 2011 и позже. — (Стандарты второго поколения).
Музыка в средней школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Программа адресована учащимся 5 класса
Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой Т.С. Шмагиной «Музыка» (Образовательная система «Перспектива»), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по музыке.
Цель уроков музыки в системе общего образования - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачами изучения музыки в основной школе являются:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
художественного, нравственно-эстетического познания музыки; эмоциональной драматургии; интонационно-стилевого постижения музыки; художественного контекста; создания «композиций»; перспективы и ретроспективы.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности: конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа.
Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса УМК под редакцией Г.П. Сергеевой :
Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2014;
Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – 2-е издание. – М., «Просвещение», 2014;
Музыка. Фонохрестоматия. 5класс (Электронный ресурс)/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2013 – 1 Диск (CD-ROM);
Уроки музыки. Поурочные разработки.: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2014.
Учебно-методический комплекс соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень учебников на 2016/2017 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
2. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Музыка» относится к Федеральному компоненту и входит в блок «Искусство», и в 5 классе на изучение предмета отводится 1 ч в неделю в течение года.
В учебном плане ГБОУ гимназии № 171 для 5-х классов на 2016-2017 учебный год на изучение музыки отводится 1 ч в неделю в течение учебного года, всего 34 часа. По программе «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на изучение предмета «Музыка» отводится 1 учебный час в неделю, итого 34 часа в год.
Общая характеристика предмета, курса.
Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Предметная область «Искусство» (в частности предмет «Музыка») играет большую роль в становлении личности ученика. Прежде всего, она способствуют личностному развитию обучающегося, обеспечивая «осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся». Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально- творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Содержание учебного предмета, курса:
Тема первого полугодия: «Музыка и литература» (16 ч.) развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч.) строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за Родину, свой народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
∙ умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
∙ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
∙ умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
∙ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
∙ умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
∙ смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
∙ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
∙ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
∙ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
∙ сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
∙ сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
∙ развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
∙ сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
∙ воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
∙ расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
∙ овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
∙ приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
∙ сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Учебно-тематический план.
№ | Разделы и темы | Количество часов |
1 | Что роднит музыку с литературой. | 1 |
2 | Вокальная музыка. | 2 |
3 | ||
4 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 2 |
5 | ||
6 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | 1 |
7 | Вторая жизнь песни. | 2 |
8 | ||
9 | Всю жизнь мою несу Родину в душе… | 1 |
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 |
11 | Первое путешествие в музыкальный театр: опера | 1 |
12 | Второе путешествие в музыкальный театр: Балет | 1 |
13 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 |
14 | Третье путешествие в музыкальный театр – мюзикл. | 1 |
15 | Мир композитора Закрепление четверти. | 1 |
16 | Закрепление четверти | 1 |
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1 |
18 | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 |
19 | Звать через прошлое и настоящее. | 2 |
20 | ||
21 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 2 |
22 | ||
23 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 |
24 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 |
25 | Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 |
26 | Образы борьбы и победы в искусстве | 1 |
27 | Застывшая музыка. | 1 |
28 | Полифония в музыке и живописи | 1 |
29 | Музыка на мольберте | 1 |
30 | Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 |
31 | О подвигах, о доблести, о славе… | 1 |
32 | В каждой мимолётности вижу я миры… | 1 |
33 | Мир композитора. С веком наравне | 1 |
34 | Закрепление четверти и года. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
Первая четверть 5 класс.
№ | Тема раздела, урока. | Кол-во часов | Тип / форма урока | Планируемые результаты обучения | Дата | Формы, виды деятельности учащихся. | Примечание: Страницы учебника, музыкальный материал | |
Освоение предметных знаний | УУД | |||||||
I Раздел: музыка и литература. | ||||||||
1 | Что роднит музыку с литературой. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Овладение способностью эмоционально воспринимать музыку. Развивать творческие способностей в исполнительской деятельности. Выявлять роль мелодии и слов в различных музыкальных произведениях. Уметь выявлять общность жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы. | П. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств. Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки. Р. Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями. К. Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения; уметь высказывать свои размышления о музыке. | А 05.09 | Выявляют общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы на основе анализа музыкальных произведений устанавливают ассоциативные связи. Выразительно исполняют знакомые песни и романсы, приходят к выводу о единстве слов и мелодии. | 4-9 М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок», Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»; П.Чайковский. Симфония №4; Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт» |
Б 07.09 | ||||||||
В 01.09 | ||||||||
Г 02.09 | ||||||||
2 | Вокальная музыка. | 1 | Комбинированный урок | Осознавать значение поэзии и её неразделимость с музыкой. Знать отличия музыкальной речи от речи литературной. Называть основные жанры русских народных песен. Проявлять навыки вокально-хоровой работы. | П.Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся. Производить интонационно - образный анализ музыкальных произведений, их выразительных средств и приемов. Р.Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Импровизировать в пении, игре, пластике. Самостоятельно работать в творческой тетради. К: Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствовать учебные действия.
| А 12.09 | Размышляют в чём отличие прослушанных романсов, знакомятся с различными песенными жанрами, исполняют русские народные песни, разучивают романс. Ищут музыкальные термины в предложенном тексте учебника, находят жанровые параллели между музыкой и изобразительным искусством | 10-15 Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»; |
Б 14.09 | ||||||||
В 08.09 | ||||||||
Г 09.09 | ||||||||
3 | Вокальная музыка. | 1 | Комбинированный урок | Осознавать значение поэзии и её неразделимость с музыкой. Знать отличия музыкальной речи от речи литературной. Называть основные жанры русских народных песен. Проявлять навыки вокально-хоровой работы. | П.Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся. Производить интонационно - образный анализ музыкальных произведений, их выразительных средств и приемов. Р.Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Импровизировать в пении, игре, пластике. Самостоятельно работать в творческой тетради. К: Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствовать учебные действия.
| А 19.09 | Размышляют в чём отличие прослушанных романсов, знакомятся с различными песенными жанрами, исполняют русские народные песни, разучивают романс. Ищут музыкальные термины в предложенном тексте учебника, находят жанровые параллели между музыкой и изобразительным искусством | 16-17 Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова |
Б 21.09 | ||||||||
В 15.09 | ||||||||
Г 16.09 | ||||||||
4 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. | П. Понимать связь музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки, созданные на основе различных литературных источников. Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи. Планировать этапы выполнения работы. К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе. | А 26.09 | Продолжают знакомство с жанрами русских народных песен, знакомятся с программной инструменталь-ной музыкой, фольклором. | 18-19 Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов. «Колыбельная» А. Лядов. |
Б 28.09 | ||||||||
В 22.09 | ||||||||
Г 23.09 | ||||||||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. | П. Понимать связь музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки, созданные на основе различных литературных источников. Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи. Планировать этапы выполнения работы. К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе. | А 03.10 | Продолжают знакомство с жанрами русских народных песен, знакомятся с программной инструменталь-ной музыкой, фольклором. | 20-21 Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. |
Б 05.10 | ||||||||
В 29.09 | ||||||||
Г 30.09 | ||||||||
6 | Жанры инструментальной и вокальной музыки.
| 1 | Урок закрепления нового материала | Научатся творчески интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки; импровизировать на заданную тему, воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, пластическом движении, свободном дирижировании.
| П. Иметь устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров. Р. Формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ. К.Прогнозирова ть содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию образов.
| А 10.10 | Углубляют представление о существующей вокальной и инструменталь-ной музыке не связанной с литературным сюжетом. Выявляют особенности взаимодействия музыки и зыкальных отрывков в драматизации, инсценировке, пластическом движении.
| 22-27 Вокализ. С. Рахманинов. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. . Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф.Штольберга, перевод A.Плещеева. |
Б 12.10 | ||||||||
В 06.10 | ||||||||
Г 07.10 | ||||||||
7 | Вторая жизнь песни. | 1 | Урок первичного и закрепление новых знаний. | Учатся воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания, развивать образное и ассоциативное мышление.
| П. Находить связь между композиторским и народным музыкальным искусством. Р. Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер. Сравнить классические произведения и сочинения в современных интерпретациях Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. К. Уметь строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
| А 17.10 | Выявляют понятия «интерпретация» на основе осмысления народных истоков в профессиональной музыке. Строят речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей. | 28-29 Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. Веснянка, украинская народная песня. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. |
Б 19.10 | ||||||||
В 13.10 | ||||||||
Г. 14.10 | ||||||||
8 | Вторая жизнь песни. | 1 |
| Воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания. Развивать образное и ассоциативное мышление.
| П. Находить связь между композиторским и народным музыкальным искусством. Р. Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер. Сравнить классические произведения и сочинения в современных интерпретациях Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. К. Уметь строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
| А 24.10 | Выявляют понятия «интерпретация» на основе осмысления народных истоков в профессиональной музыке. Строят речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей. | Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
|
Б 26.10 | ||||||||
В 20.10 | ||||||||
Г 21.10 28.10 |
Вторая четверть
№ | Тема, раздел урока | Кол-во часов | Тип / форма урока | Планируемые результаты обучения | Дата | Формы, виды деятельности учащихся | Примечание: страницы учебника, музыкальный материал. | |
Освоение предметных знаний | УУД | |||||||
1 | Всю жизнь мою несу Родину в душе… | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов музыки, литературы и живописи. Знать специальную терминологию и ключевые понятия, расширять эмоциональный словарь. | П. Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами познания мира. Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки. Р.Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке К: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | А 14.11 | Знакомятся с симфодейством «Перезвоны» и кантатой «Снег идёт». Анализируют средства музыкальной выразительности подчёркивающие характер каждой части. Выбирают картины созвучные частям произведения. | 30-35 Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина |
Б. 09.11 | ||||||||
В. 10.11 | ||||||||
Г.11.11 | ||||||||
2 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 | Комбинированный урок. | Уметь выявлять общность жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы. Раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров, стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности музыкальной драматургии. | П. Размышлять о значимости музыки в творчестве писателей и поэтов; высказывать суждения о национальном своеобразии музыки в творчестве русского (Г.В. Свиридова) и западноевропейских (Ф.Шопен, В.Моцарт) композиторов. Р. Соотносить нотную запись с последующим его выразительным исполнением. К.Развивать письменную речь в процессе выполнения самостоятельной работы. | А 21.11 | Высказывают свои мысли о значимости музыки в жизни человека. Читают отрывок из рассказа В.Астафьева, отвечают на вопрос кого писатель назвал «мудрыми страдальцами»? Выполняют задания в творческой тетради. Разучивают хор из оперы. | 40-43 «Этюд №12» Ф.Шопен «Прелюдия№7» Ф.Шопен «Прелюдия№20» Ф.Шопен «Вальс №7» Ф.Шопен |
Б 16.11 | ||||||||
В 17.11 | ||||||||
Г.18.11 | ||||||||
3 | Первое путешествие в музыкальный театр: опера | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Учатся эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью. Уметь пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
| П. Знать историю развития оперного искусства; что в основе оперы -литературное произведение; основные понятия жанра. Р.Передавать в вокальном исполнении музыки особенности развития музыкальных образов. Выявлять национальные стилевые особенности музыки. Работа с дополнительной информацией в творческой тетради и сети Интернет К. Размышлять о синтезе искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. Способность вести диалог с произведениями искусства и с другими людьми.
| А. 28.11 | Продолжают углублять знания об особенностях оперного жанра, посредством оперной мозаики представленной в учебнике составляют единую картину произведения. Отвечают на вопросы учебника. Вспоминают уже известные фрагменты из оперы «Садко», знакомятся со 2 картиной оперы. Отвечают на вопросы учебника, разучивают темы гостей. | 48-57 Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. А. Римский-Корсаков. |
Б 23.11 | ||||||||
В 24.11 | ||||||||
Г 25.11 | ||||||||
4 | Второе путешествие в музыкальный театр: Балет | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Учатся воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания. Расширять музыкальный и общий культурный кругозор. | П. Знать историю развития балетного искусства; что в основе балета лежит литературное произведение; основные понятия жанра. Р. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пение, пластическое интонирование). К.Совершенствовать учебные действия в процессе самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проб- лемных ситуаций.
| А 05.12 | Продолжают знакомство с жанром балета, знакомятся с именами лучших отечественных танцоров. Вокализируют и пластически интонируют основные темы предложенных балетов. | 58-63 Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
|
Б 30.11 | ||||||||
В 01.12 | ||||||||
Г 02.12 | ||||||||
5 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
| П.Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся. Производить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов произведений разных композиторов. Р. Выявлять национальные стилевые особенности музыки. Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями К.Уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
| А. 12.12 | Разучивают песни из кинофильмов. Делают вывод что музыка является неотъемлемой частью искусства. Отвечают на вопросы учебника. | 64-67 Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский. Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский |
Б 07.12 | ||||||||
В 08.12 | ||||||||
Г 09.12 | ||||||||
6 | Третье путешествие в музыкальный театр – мюзикл. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Расширять представление о жанре мюзикл, знать историю возникновения жанра, основные его отличия от оперы (театр "легкого стиля"). Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства. | П.Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся. Р. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении. Соотносить звучания музыки с нотной записью, Исполнять фрагменты из мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера. К. Способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
| А. 19.12 | Знакомятся с жанром мюзикл, слушают отдельные номера, отвечают на вопросы учебника. Сочиняют либретто для мюзикла. Продолжают работы в творческой тетради над книжкой-малюткой. | 68-71 Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского. |
Б 14.12 | ||||||||
В 15.12 | ||||||||
Г 16.12 | ||||||||
7 | Мир композитора Закрепление четверти. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Анализировать и обобщать представления о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.
| П.Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности. Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Р.Прогнозировать результаты художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицировании, о других видах искусства. К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе
| А 26.12 | Обобщают знания сопоставляя музыкальные произведения с портретами композиторов представленных в учебнике. |
|
Б 21.12 | ||||||||
В 22.12 | ||||||||
Г 23.12 | ||||||||
8 | Закрепление четверти. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Анализировать и обобщать представления о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.
| П.Усвоить словарь музыкальных терминов, пройденных за полугодие. Применять полученные знания о музыке и музыкантах. Р.Прогнозировать результаты художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино. К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией.
| А 28.12 | Обобщение полученных знаний за четверть и полугодие в целом. Исполнение итоговой песни. |
|
Б 28.12 | ||||||||
В 23.12 | ||||||||
Г 27.12 |
Третья четверть
№ | Тема, раздел урока | Кол-во часов | Тип / форма урока | Планируемые результаты обучения | Дата | Формы, виды деятельности учащихся. | Примечание: страницы учебника, музыкальный материал | |||
| Освоение предметных знаний. | УУД | ||||||||
II Раздел: музыка и изобразительное искусство | ||||||||||
1 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью. Уметь пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, изобразительного искусства. | П. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Р.Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к прослушанной музыке. К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе
| А 16.01 | Анализируют средства музыкальной и художественной выразительности, делают вывод об их общности. Рассматривают репродукции картин, отвечают на вопросы учебника | 76-79 Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов. | ||
Б 18.01 | ||||||||||
В 12.01 | ||||||||||
Г 13.01 | ||||||||||
2 | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 | Комбинированный урок. | Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства; понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств – звучаний, линий, красок). | П.Воспринимать и анализировать музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов для постижения их художественного содержания. Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи. Соотносить звучание музыки с произведениями изобразительного искусства. Определять средства выразительности (линия-мелодия; цвет-тембр; колорит – лад; ритм музыки – ритм изображения; форма – композиция). К.Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.
| А 23.01 | Рассматривают пейзаж И.Остроухова, вспоминают музыкальные сочинения , в которых нарисованы образы природы, анализируют средства художественной выразительности, пропевают знаменный распев. Сопоставляют музыку русских и зарубежных композиторов, прослеживают её взаимосвязь с изобразительным искусством. На основе знакомство с музыкой древнерусской и западноевропейской традиции закрепляют знания о духовной музыке. | 80-89 «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов «Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно «Ave Maria» Дж. Каччини «Ave Maria» Ф. Шуберт | ||
Б 25.01 | ||||||||||
В 19.01 | ||||||||||
Г 20.01 | ||||||||||
3. 4. | Звать через прошлое и настоящее. | 2 | Урок закрепления нового материала. | Уметь выявлять общность жизненных истоков и многосторонних связей музыки, литературы и изобразительного искусства; сопоставлять героические образы музыки с образами изобразительного искусства. | П.Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся. Производить интонационно-образный анализ музыкального произведения и средств музыкальной выразительности. Выявлять особенности драматургии на основе взаимодействия происходящих в нем явлений и событий. Р. Выявлять жанровые и национально-стилевые особенности музыки. Пропевать основные темы музыкальных образов. К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций. | А30.01 06.02 | Рассматривают триптих П.Корина анализируют средства выразительности, вспоминают хор из кантаты исполняют по голосам. Знакомятся со всеми частями кантаты, смотрят отрывки фильма С.Эйзенштейна | 90-97 1.«Песня об Александре Невском» хор «Вставайте, люди русские» 2.«Ледовое побоище» «Мертвое поле» «Въезд Александра во Псков» | ||
Б 01.02 08.02 | ||||||||||
В 26.01 02.02 | ||||||||||
Г 27.01 03.02 | ||||||||||
5. 6.
| Музыкальная живопись и живописная музыка. | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования. | П. Производить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов разных композиторов. Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи. Соотносить звучание музыки с нотной записью. К. Уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
| А 13.02 20.02 | Рассматривают репродукции пейзажей В.Борисова-Мусатова, сопоставляют их с музыкальными отрывками, исполняют романс. | 98-107 1.Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. 2.«Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова «Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт. | ||
Б 15.02 22.02 | ||||||||||
В 09.02 16.02 | ||||||||||
Г 10.02 17.02 | ||||||||||
7 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | Комбинированный урок | Понимать, что в основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы, изобразительного искусства. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования.
| П: Иметь устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; Р: Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями. К. Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения; уметь высказывать свои размышления о музыке.
| А 27.02 | Слушают пьесы и сюиту С.Рахманинова, проводят аналогию с отрывком из книги Н.Бажанова, приходят к выводу что музыкальные впечатления детства стали интонационно-образной основой многих произведений композитора | 108-111 Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. | ||
Б 01.03 | ||||||||||
В 24.02 | ||||||||||
Г 24.02 | ||||||||||
8 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, пластическом интонировании, поэтическом слове.
| П: Понимать взаимодействие музыки и живописи на основе осознания специфики языка каждого из них, сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами разных эпох. Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки. Р: Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер. Сравнивать классические произведения и сочинения в современных интерпретациях К: Уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию образов. | А 06.03 | Вспоминают и исполняют песни, сказки о скрипке. Пытаются услышать музыку, работая с репродукциями картин на страницах учебника. Читают рассказ К. Паустовского «Струна». | 112-117 Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации). Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский. «Скрипка Паганини» В. Мигуля. | ||
Б 09.03 | ||||||||||
В 02.03 | ||||||||||
Г 03.03 | ||||||||||
9 | Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 | Комбинированный урок | Проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. Исполнять музыкальные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. Знать имена выдающихся дирижеров мира. | П: Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Р: Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. К: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения. | А 13.03 | Сопоставляют фотографии известных дирижёров со звучащей музыкой. Выполняют задание в творческой тетради. Пропевают начальный вариант «Траурного марша».Рассматривают живописное полотно Э.Делакруа, делают вывод о значение эскизов в музыки и живописи. | Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен | ||
Б 15.03 | ||||||||||
В 09.03 | ||||||||||
Г 10.03 | ||||||||||
10 | Образы борьбы и победы в искусстве | 1 | Комбинированный урок. | Выражать своё отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью. Размышлять о музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
| П: Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства (скульптурой). Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Р: Уметь устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. Совершенствовать свои действия в процессе самостоятельной работы с музыкальной информацией; Соотносить звучание музыки с нотной записью. К: Передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией.
| А 20.03 | Сопоставляют две части симфонии, убеждаются в развитии творческого замысла композитора «через борьбу к победе». Отвечают на вопросы учебника, вокализируют «тему судьбы». Анализируют тембры симфонического оркестра.Знакомятся с фрагментами рукописи Л.Бетховена. | 118-125 Симфонии №4-6 Л.Бетховен | ||
Б 22.03 | ||||||||||
В 16.03 23.03 | ||||||||||
Г 17.03 24.03 |
Четвертая четверть
№ | Тема, раздел урока | Кол-во часов | Тип / форма урока | Планируемые результаты обучения | Дата | Формы, виды деятельности учащихся | Примечание: страницы учебника, музыкальный материал. | ||||
|
|
|
| Освоение предметных знаний | УУД |
|
|
| |||
1 | Застывшая музыка. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Определять стилевое своеобразие религиозной музыки. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении.
| П. Понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка), уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусства по стилю. Понимать взаимодействие музыки и архитектуры на основе осознания специфики языка каждого из них. Р. Проводить ассоциативную связь музыки религиозной традиции с образами католических соборов и православных храмов. Проводить интонационно-образный анализ музыки. К. Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | А 03.04 | Продолжают знакомиться с творчеством И.Баха, вслушиваются в созвучие органной музыки и стихотворения И.Бунина. | 126-131
«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов | |||
Б 05.04 | |||||||||||
В 06.04 | |||||||||||
Г 07.04 | |||||||||||
2 | Полифония в музыке и живописи | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний.
| Понимать что жизнь - единый источник всех художественных произведений. Эмоционально выражать своё отношение к искусству, понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополне-ние выразительных средств — звучаний, линий, красок). | П. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Р.Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов. К.Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций. | А 10.04 | Вокализируют тему фуги, опираясь на нотно-графическое изображение. Знакомятся с особенностями построения фуги и понятием полифония. | 132-133
М.К. Чюрленис. Фуга | |||
Б 12.04 | |||||||||||
В 13.04 | |||||||||||
Г 14.04 | |||||||||||
3 | Музыка на мольберте | 1 | Комбинированный урок. | Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности, Использовать приемы пластического интонирования. | П. Понимать и осознавать интонационно-образную природу музыки, её взаимосвязь с другими видами искусства и жизнью, а так же её воздействие на человека. Р.Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, использовать приемы пластического интонирования. Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. К. Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | А 17.04 | Углубляют знания о жанре фуга, знакомясь с творчеством М.Чюрлёниса. Выполняют задания учебника. Пропевают мелодии картин фуги, рассматривают их цветовую гамму и звуковую палитру. | 134-139
М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море». | |||
Б 19.04 | |||||||||||
В 20.04 | |||||||||||
Г 21.04 | |||||||||||
4 | Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понимать особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи.
| П. Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Р. Наблюдать за процессом и результатом развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Пластическое интонирование. К. Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи. | А 24.04 | Получают представление о жанре импрессионизм в живописи и в музыке, анализируют средства художественной и музыкальной выразительности. Выполняют хадание в творческой тетради. | 140-143
«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков | |||
Б 26.04 | |||||||||||
В 27.04 | |||||||||||
Г 28.04 | |||||||||||
5 | О подвигах, о доблести, о славе… | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельно определять особенности развития музыкальных образов. Уметь выстраивать единую драматургическую линию по реализации художественно-творческого проекта. | П.Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, во внеурочной творческой деятельности. Р. Приобретать опыт участия в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной). К. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников в процессе работы и защиты исследовательских проектов; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий.
| А 02.05
| Смотрят на подвиг советских солдат глазами музыки и изобразительного искусства. Разучивают главную тему хора «Наши дети». Приходят к выводу о контрастном построении частей реквиема. Вспоминают произведения, в которых воспеваются герои. | 144-147
«Реквием» стихи Р. Рождественского | |||
Б 03.05 | |||||||||||
В 04.05 | |||||||||||
Г 05.05 | |||||||||||
6 | В каждой мимолётности вижу я миры… | 1 | Комбинированный урок | Обобщать представления о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.
| П.Определять взаимодействие изобразительного искусства и музыки, их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Р.Воспринимать, и сравнивать отдельные образцы музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений. К.Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций. | А 08.05 | Выявляют характерные черты почерка композитора, соотнося картины художника Кандинского с музыкальными произведениями. Отвечая на вопросы учебника, составляют программу урока – концерта в творческой тетради. | 148-151
- «Избушка на курьих ножках», -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В.Гартмана. | |||
Б 10.05 | |||||||||||
В 11.05 | |||||||||||
Г 12.05 | |||||||||||
7 | Мир композитора. С веком наравне | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений. Проводить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов. | П. Дать индивидуальную оценку тем явлениям искусства, с которыми встречались во втором полугодии. Р. Выполнить письменное задание по теме полугодия (тестирование) К. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность сверстников. | А 15.05 | Обобщают знания о взаимодействии изобразительного искусства и музыки, соотносят предложенный в учебнике перечень музыкальных и художественных жанров с портретами композиторов. Исполняют главные мелодии знакомых сочинений данных композиторов. | 152-153 | |||
Б 17.05 | |||||||||||
В 18.05 | |||||||||||
Г 19.05 | |||||||||||
8 | Закрепление четверти и года. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений. Проводить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов. | П. Дать индивидуальную оценку тем явлениям искусства, с которыми встречались во втором полугодии. Р. Выполнить письменное задание по теме полугодия (тестирование) К. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность сверстников. | А 22.05 | Беседа о самых значимых композиторах, с которыми ребята успели познакомиться за гол, об их творчестве в целом и о выдающихся произведениях в частности. Исполнение итоговой песни. | 156-157 | |||
Б 24.05 | |||||||||||
В 25.05 | |||||||||||
Г 26.05 |
Материально – техническое обеспечение
Печатные пособия
Портреты композиторов в электронном виде
Плакаты(10): расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
Транспарант: поэтический текст гимна России.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
Учебно-практическое оборудование
Синтезатор
Для реализации программы ФГОС в распоряжении учителя имеются проектор, ноутбук, информационные ресурсы Интернет
Библиографический список
1. Музыка 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012 – 128с.
2. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год3. Сборник Рабочих программ. Музыка. Искусство 5 – 9 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013.
4.Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс. / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2013.
5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий./ (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
10. Интернет-ресурсы:
1. http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
2. http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
3.http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
4. http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
6. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
7.http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей