СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа 7 класс Сонин

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология для коррекционных классов 7 вида Сонин 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа 7 класс Сонин»

Настоящая рабочая программа, адаптированная для классов VII вида, учебного предмета «биология» для обучающихся 7Г класса на 2016-2017 учебный год разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089 (ред. от 31.01.2012).

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».



Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие, М.: Дрофа, 2013

Учебник В.Б. Захаров, Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс – М: Дрофа, 2014





При составлении рабочей программы, адаптированной для классов VII вида, учитывалась специфика состояния здоровья обучающихся , их психофизические особенности, возможности и потребности получения образования, а также рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПк.

Цели и задачи учебного предмета

Учебный предмет «Биология» направлен на достижение следующих целей и задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:



-освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы; 

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.





Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных организаций и классов VII вида Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Биология»  на этапе основного общего образования в объёме: в 7Г классе — 68 ч, 2 часа в неделю.

Рабочая программа для обучающихся 7Г класса рассчитана на 2 часа в неделю, общий объем 68 часов, что соответствует учебному плану МБОУ СШ № 9.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

Технологии, используемые в обучении: обучение в сотрудничестве, личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, проблемное обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием. Входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, тестов и самостоятельных работ, проверочных работ; рубежный контроль в конце первого полугодия; итоговый контроль предусмотрен в виде административной контрольной работы.


Таблица распределения количества часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов


Примерная или авторская программа

Рабочая программа

В том числе

Лабораторные работы

1

Введение

3

3



Раздел 1. Царство прокариоты




2

Тема 1.1.Многоообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

3

1


Всего

3

3



Раздел 2. Царство Грибы




3

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

3

2

4

Тема 2.2. Лишайники

1

1



Всего

4

4



Раздел 3. Царство Растения




5

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2

2


6

Тема 3.2. Низшие растения

2

2

1

7

Тема 3.3. Высшие споровые растения

4

4

2

8

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения.

2

2

1

9

Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения

6

6

2


Всего

16

16



Раздел 4. Царство Животные




10

Тема 4.1.Общая характеристика животных

1

1

1

11

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

2

1

12

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные

1

1


13

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные

3

3

1

14

Тема 4.5. Тип Плоские черви.

2

2

1

15

Тема 4.6.Тип Круглые черви

1

1

1

16

Тема 4.7.Тип Кольчатые чери

3

3

1

17

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

2

1

18

Тема 4.9.Тип Членистоногие

7

7

1

19

Тема 4.10. Тип Иглокожие

1

1


20

Тема 4.11.Тип Хордовые. Бесчерепные животные.

1

1


21

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы.

2

2

1

22

Тема 4.13. Класс Земноводные

2

2

1

23

Тема 4.14.Класс Пресмыкающиеся

2

2

1

24

Тема 4.15.Класс Птицы

4

4

1

25

Тема 4.16.Класс Млекопитающие

4

4

2


Всего

38

38



Раздел 5. Царство Вирусы

2

2


26

Заключение

1

1


28

Резервное время

3

1



Итого

70

68

23


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ (3 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации жизни.

Основные положения эволюционного учения Ч. Дар­вина.

Систематика — наука о разнообразии и классифика­ции живых организмов.

1.ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (3 ч)

Общая характеристика. Происхождение. Полцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Пе­редвижение, типы обмена веществ, черты приспособ­ленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанообразующих бакте­рий и серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерии. Особенности строения, питания, разм­ножения. Роль в природе, жизни человека.

II. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4ч.)

Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточ­ных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несовершенные грибы).

Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.

Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распрост­ранение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам.

Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жиз­недеятельности на примере шляпочных грибов. Много­образие видов. Роль в природе, практическое значение. Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обита­ния. Особенности строения тела, размножения.

Грибы паразиты растений и животных. Роль в при­роде.

Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.

Отдел Лишайники. Общая характеристика. Много­образие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.

III. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 ч)

1. Общая характеристика растений

Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства: Низшие и Высшие растения.

2. Подцарство Низшие растения

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности рас­пространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зе­леные водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Баг­рянки.

Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Сре­да обитания. Особенности строения, жизнедеятельнос­ти одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в при­роде.

Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Рас­пространение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение.

Отдел Красные водоросли (Багрянки). Особенности строения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водо­рослями. Роль в природе, практическое значение.

3. Подцарство Высшие растения

Споровые растения. Общая характеристика, проис­хождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых расте­ний: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Па­поротниковидные.

Отдел Моховидные. Особенности строения, жизне­деятельности, распространения, роль в природе.

Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе.

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое зна­чение.

Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особен­ности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в природе и их практическое

значение.

Отдел Покрытосеменные — цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосе­менных как наиболее сложных растений по сравнению

с голосеменными.

Классы: Двудольные, Однодольные, их основные се­мейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятель­ности.

IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (38 ч)

Общая характеристика животных. Особенности стро­ения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика жи­вотных.

1. Подцарство Одноклеточные

Общая характеристика одноклеточных, или простей­ших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.

Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Тип Инфузории. Особенности строения, жизнеде­ятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Мно­гообразие видов, роль в природе.

Тип Споровики. Особенности организации спорови­ков — паразитов человека и животных.

2. Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы сим­метрии.

Тип Губки. Особенности строения губок как прими­тивных многоклеточных.

Тип Кишечнополостные

Особенности строения, жизнедеятельности кишеч­нополостных как двухслойных многоклеточных с луче­нии симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуаль­ного развития. Роль природных сообществ.

Тип Плоские черви

Общая характеристика типа. Происхождение. Основ­ные классы.

Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.

Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнеде­ятельности, размножения и развития печеночного со­сальщика, связанные с паразитизмом.

Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.

Многообразие червей паразитов, черты приспособ­ленности к паразитизму.

Тип Круглые черви

Общая характеристика типа. Происхождение. Осо­бенности организации на примере аскариды челове­ческой. Многообразие видов. Особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.

Тип Кольчатые черви

Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.

Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе, практическое значение.

Класс Малощетинковые черви. Особенности органи­зации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.

Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.

Тип Моллюски

Особенности строения, жизнедеятельности моллю­сков как наиболее сложноорганизованных по сравне­нию с кольчатыми червями. Происхождение моллю­сков. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде оби­рания.

Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Тип Членистоногие

Особенности организации членистоногих. Проис­хождение. Многообразие пилон. Основные классы.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и выс­шие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение.

Класс Паукообразные. Общая характеристика клас­са. Многообразие видов. Особенности организации па­уков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятель­ности.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отря­ды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни че­ловека, его хозяйственной деятельности.

Тип Иглокожие

Общая характеристика типа. Происхождение. Мно­гообразие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизне­деятельности. Роль в природе, практическое значение.

Тип Хордовые

Общая характеристика типа. Происхождение. Подти­пы: Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности

строения, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размно­жения асцидий.

Класс Рыбы

Общая характеристика рыб. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Костные рыбы. Особенности строения, жизне­деятельности, размножения и развития. Группы кост­ных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и дво­якодышащие. Многообразие видов и черты приспособ­ленности к среде обитания.

Класс Земноводные

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты при­способленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.

Класс Пресмыкающиеся

Общая характеристика пресмыкающихся как настоя­щих наземных позвоночных. Происхождение. Особен­ности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды совре­менных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.

Класс Птицы (4 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Осо­бенности строения, жизнедеятельности птиц как наибо­лее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезон­ные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной де­ятельности.

Класс Млекопитающие

Общая характеристика класса. Происхождение. Ос­новные подклассы: Первозвери, или Однопроходные,

Настоящие звери.

Особенности организации млекопитающих на при­мере представления плацентарных как наиболее высо­коорганизованных позвоночных. Особенности размно­жения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, хтонобионты, хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.

Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.

Экскурсия на природу, в зоопарк или краеведческий музей на тему: «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека».

Повторительно-обобщающий урок на тему: «Особен­ности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности»

V. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 ч)

Общая характеристика вирусов. История их откры­тия. Строение вируса на примере вируса табачной моза­ики. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы — возбу­дители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания грипп


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения учебного предмета «Биология» обучающийся должен

знать/понимать

    • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений и животных; популяций; экосистем, животныхсвоего региона;

    • сущность биологических процессовобмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергиив экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы;ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать:на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные виды животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),

  • анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы,

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации:находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ним.

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Интернет-ресурсы:

  • Уроки, конспекты. - Режим доступа : www.pedsovet.ru


Технические средства обучения:

  • Компьютер.

  • Видеопроектор.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

  2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

  3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

  4. Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.

  5. Сонин H. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.

  6. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992

  7. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.

  8. Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.

  4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  5. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

  6. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

  7. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

  8. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.

  9. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  10. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.

  11. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Тема урока

Кол-во часов по теме

Дата проведения

Домашнее задание

По плану

По факту

Введение (3 часа)

1

Многообразие живых организмов.

1

05.09



Записи в тетради

2

Уровни организации и свойства живого

1

07.09



Стр.5-6

3

Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе

1

12.09

14.09


Стр.6-9

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часов)

4-5

Общая характеристи­ка бактерий.

Лабораторная работа № 1 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки»

1

19.09


Стр.12-20

6

Многообразие и зна­чение бактерий.

1

21.09


сообщения

Раздел 2. Царство Грибы (4 часа)


Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часа)

7

Общая характеристи­ка грибов

1

26.09



Стр.22-25

8

Плесневые грибы. Лабораторная работа №2: Строение плесневого гриба мукора»

1

28.09



9

Шляпочные грибы.

Лабораторная работа №3: « Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

1

03.10


сообщения

Тема 2.2 Лишайники (1час)

10

Лишайники

1

05.10



Стр.32-36

Раздел 3. Царство Растения (16 часов)


Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 часа)

11

Растительный организм как целостная

система.Особенности жизнедеятельности растений.

1

10.10


Стр.38-39

12

Систематика растений. Высшие и низшие растения

1

17.10


Записи в тетради

Тема 3.2. Низшие растения (2 часа)

13

Строение и жизне­деятельность водо­рослей.

Лабораторная работа №4: «Изучение внешнего строения водорослей».

1

19.10


Стр. 40-43

14

Значение и многооб­разие водорослей.

1

24.10


Стр.43-48

Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 часа)

15

Отдел Моховидные. Лабораторная работа №5: «Изучение внешнего строения мха»

1

26.10


Стр.50-56, вопр. с.56

16

Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные

1

31.10


Стр.57-59, вопр. С.60

17-18

Отдел Папоротнико­видные. Лабораторная Работа №6: Изучение внешнего строения папоротника».

2

02.11

07.11


Стр.61-64, вопр. с. 55

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения(2 часа).

19

Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

1

09.11


Стр. 66-68

20

Многообразие голосеменных

1

14.11


Стр. 69-71, вопр. С. 72

Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения (6 часов)

21

Происхождение и особенности строения покрытосемен­ных. Лабораторная работа № 8: «Изучение строения Покрытосеменных растений»

1

16.11


Стр. 73-79

22

Систематика отдела Покрытосеменные. Лабораторная работа №9: «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения»

1

28.11


Записи в тетради

23

Семейства класса Двудольные расте­ния.

1

30.11


Стр. 81-83, сообщения

24

Семейства класса Однодольные расте­ния.

1

05.12



Стр. 80, сообщения

25

Многообразие, рас­пространение покры­тосеменных.

1

07.12


сообщения

26

Обобщение и систематизация знаний по теме «Покрытосеменные растения»

1

12.12


Тестовое задание в тетради

РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (38 ч)

ТЕМА 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1ч)

27

Животный организм как целостная система. Лабораторная работа № 10 «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях».

1

14.12


Записи в тетради

Тема 4.2.ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2ч)

28

Общая характеристи­ка простейших. Лабораторная работа №11 «Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки»

1

19.12


С 89-91 , инд.задание

29

Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека.

1

21.12


Учебник, стр. 92-97, вопр., с. 98.

ТЕМА 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (1ч)

30

Общая характеристика многоклеточных животных. Простейшие многоклеточные -губки.

1

26.12


Учебник, стр. 99-102, вопр., с. 103.

ТЕМА 4.4. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа)

31

Особенности организации кишечнополостных. Лабораторная работа №12 «Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры».

1

28.12


Учебник, стр. 104-106.


32

Особенности организации кишечнополостных.

1

09.01


Учебник, стр. 106-107.


33

Многообразие и распространение кишечнополостных.

1

11.01


Учебник, стр. 108-110, вопр., с.111..

ТЕМА 4.5. ТИП ПЛОСКИЕЧЕРВИ (2 часа)

34

Особенности организации плоских червей. Лабораторная работа № 13 «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня».

1

16.01


Учебник, стр. 112-114.

35

Многообразие плоских червей-паразитов .

1

18.01


Учебник, стр. 115-117, вопр.,с. 118. инд. зад...

ТЕМА 4.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час)

36

Особенности организации круглых червей. Лабораторная работа № 14"Жизненный цикл человеческой аскариды"

1

23.01


Учебник, стр. 119-123., вопр, с.124, инд. зад..

ТЕМА 4.7. КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 часа)

37

Особенности организации кольчатых червей. Лабораторная работа № 15 «Внешнее строение дождевого червя»

1

25.01


Учебник, стр. 125-127, инд. зад.

38

Многообразие коль­чатых червей.

1

30.01


Учебник, стр. 127-130.

39

Значение кольчатых червей в биоценозах.

Обобщение знаний по темам «Плоские, круглые и кольчатые черви»

1

01.02


Инд. зад., повторение организации червей.

ТЕМА 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 часа)

40

Особенности организации моллюсков. Лабораторная работа №16 «Внешнее строение моллюсков»

1

06.02


Учебник, стр. 132-134.Инд. зад.

41

Многообразие и значение моллюсков.

1

08.02


Учебник, стр. 135-141. Инд. зад.

ТЕМА 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 часов)

42

Происхождение и особенности организации членистоногих. Лаб. работа №17«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

1

13.02


Учебник, стр. 143-144. Инд. зад.

43

Класс Ракообразные.

1

15.02


Учебник, стр. 144-149, вопр., с.150.

44

Общая характеристика паукообразных.

1

20.02


Учебник, стр. 151-156, вопр,, с. 157..

45

Общая характеристика насекомых.

1

27.02


Учебник стр. 164-165.Инд. зад.

46

Отряды насекомых с полным и неполным превращением.

1

01.03


Учебник стр. 164-165.Инд. зад.

47

Многооб­разие и значение насекомых в биоценозах.

1

06.03


Учебник, стр. 166-168.Вопр., с.169. Инд. зад.

48

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип членистоногие».

1

13.03


Повторение темы.

ТЕМА 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 час)

49

Общая характеристика типа Иглокожие.Многообразие иглокожих.

1

15.03


Учебник, стр. 170-174, вопр., с.175.. Инд. зад.

ТЕМА 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 час)

50

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

1

20.03


Учебник, стр. 176-177.

ТЕМА 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (2 часа)

51

Общая характеристика Позвоночных. Общая характеристика рыб. Лабораторная работа №18«Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

1

22.03


Учебник, стр. 178-182. Инд. зад.

52

Многообразие видов. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

1

27.03


Учебник, стр. 183-187

ТЕМА 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 часа)

53

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Лабораторная работа № 19 «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни».

1

29.03


Учебник, стр. 189-195. Инд. зад.

54

Экологическая роль и многообразие земноводных.

1

03.04


Учебник, стр. 195-198, вопр,, с. 198-199..

ТЕМА 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 часа)

55

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных.

1

05.04


Учебник, стр. 200-203, записи., вопр., с. 207. Инд. зад.

56

Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Лабораторная работа№ 20 «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи»

1

17.04


Учебник, стр. 203-206. Вопр., с. 207. Инд. зад.

ТЕМА 4.15. КЛАСС Птицы (4 часа)

57

Происхождение птиц. Особенности организации летающих птиц. Лабораторная работа №21 «Особенности внешнего строения птиц в связи с их образом жизни».

1

19.04


Учебник, стр. 208-212.

58

Особенности организации летающих птиц.

1

24.04


Учебник, стр. 21-2217.

59

Экологическая диффереренцировка летающих птиц. Бескилевые и плавающие птицы.

1

26.04


Учебник, стр. 218-225.

60

Роль птиц в природе и жизни человека.

1

03.05


С. 225, С. 226 – вопр.

ТЕМА 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (4 часа)

61

Происхождение млекопитающих.

1

08.05


Учебник, стр. 227-229.

62

Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Лабораторная работа № 22 «Изучение строения млекопитающих».

1

10.05


Учебник, стр. 230-237. Инд. зад.

63

Основные отряды плацентарных млекопитающих.

1

15.05


С 240-245.

64

Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Лабораторная работа № 23 «Распознавание животных своей местности, определение их и систематического положения и значения в жизни человека»

1

17.05


Инд. задания, записи.

РАЗДЕЛ 5. ВИРУСЫ (2 часа)

65

Общая характеристи­ка вирусов.

1

22.05


Учебник, стр. 250-252.Инд.зад..

66

Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека.

1

24.05


Учебник, стр. 250-252

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час)

67

Особенности организации и многообразие живых организмов.

1

29.05


Конспект

68

Резервное время

1

31.05