Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
ОП «ЛПТКК ЛНУ имени Тараса Шевченко»
Программа адаптации к условиям колледжа

Автор-составитель:
магистр СУЛИМЕНКО Андрей Николаевич
.
Луганск
2018
Пояснительная записка
Для учащихся первого года обучения важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному новому профилю, к системе деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения), первая сепарация детей от родителей. Все эти проблемы сопровождаются определенным стрессом. Поскольку процесс обучения и так требует затрат физической, эмоциональной и интеллектуальной энергий ребенка, возникает необходимость оптимизации взаимодействия личности с новой социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Уязвимость эмоциональной и личностной сферы подростка обусловливает направленность развивающей работы на развитие умений общаться, навыков самоанализа и саморегуляции; на использование внутренних резервов самого учащегося при предоставлении ему помощи в саморазвитии.
Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого курса к особенностям образовательной среды колледжа, сохранения психологического здоровья учащихся.
Цель: облегчение и ускорение процесса адаптации новых учащихся к условиям жизни и учебы в колледже методами игровой терапии.
Задачи:
Создание благоприятных условий для адаптации учащихся первого курса к условиям колледжа, обеспечивающее его дальнейшее развитие, обучение и воспитание;
Развитие коммуникативных умений и навыков установления контакта в различных ситуациях общения;
Расширение эмоциональной осведомленности, формирование навыков обработки собственных эмоций;
Формирование социально-адаптационной личности в процессе игровой терапии.
Продолжительность: 8 занятий по 40 мин.
Характеристика участников:
Занятие 1
Цель занятия:
Дать учащимся первого курса возможность:
- получить опыт самопрезентации;
- познакомиться с другими членами группы;
- почувствовать атмосферу открытости и доверия, раскрепоститься;
- начать процесс сплочения группы.
Материал:
- чистые листы;
- тетради;
- ручки;
- фломастеры;
- бейджи;
- магнитофон;
- диск со спокойной музыкой;
- карточки к игре «Ферма» (по количеству участников группы).
План занятия
1. Слово тренера | 3 мин |
2. «Знакомство» | 10 мин |
3. «Ферма» | 2 мин |
4. «Что у нас общего?» | 15 мин |
5. Рефлексия занятия | 5 мин |
6. Прощание | 5 мин |
1. Слово тренера.
Участники сидят в кругу, у каждого в руках бейдж.
— Здравствуйте! Я рад вас видеть. Наверное, у всех возникает вопрос: «А что мы здесь будем делать?» На этой группе мы в основном будем играть. Но сначала нужно познакомиться. У каждого из вас есть бейджик, возьмите его и напишите на нем свое имя. Важно сделать это самому, ведь то, как вы оформите свой бейдж (я не имею в виду красоту почерка), будет уже что-то говорить о вас: кто-то напишет имя по кругу, да еще и цветочек нарисует, кто-то — строгим шрифтом и ровно, кто-то — по диагонали... Творите, у вас есть 3 минуты.
3 мин.
2. Знакомство.
Я рад вам сообщить, что у нас в колледже есть определенные традиции. Одна из этих традиций начинать психологические занятие с чего-нибудь теплого, доброго и светлого. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в свою жизнь, то вам нужно, хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча.
 | Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит: – Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга. |
Всем нам хочется, чтобы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. Но для того, чтобы это появилось, нужно что-то сделать. То есть сейчас у вас есть замечательная возможность познакомится с большим количеством людей и поделиться чем-то теплым, светлым и радостным. Это означает, что вы имеете полное право подойти к любому, и не только одному, человеку и сказать, и сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и свет. А он вам может на это ответить.
Так как я уже говорил, что на этой группе мы играть. Поэтому вы сейчас можете познакомиться, сыграв обычное знакомство незнакомых людей. Тем более, что по большей части вы между собою не знакомы.
5 минут.
А теперь попробуйте поздороваться, как давно и хорошо знакомые люди. Попробуйте сыграть в это. Просто представьте себе, что людей, которые вас окружают, вы знаете очень давно и очень хорошо.
5 минут.
3. «Ферма».
— Сейчас каждый получит бумажку, на которой написано название животного. Прочитайте это название и бумажку никому не показывайте. Теперь все будут ходить по комнате, издавать звуки, характерные для этого животного, и искать своих сородичей.
2 мин.
4. Что у нас общего?
— Ура! Я вижу, у нас есть группа кошек, группа собак и группа коров и быков. Сейчас каждая группа за 10 минут должна найти как можно больше общего у всех ее участников. Например, у нас у всех светлые волосы, и мы любим мороженое. Если хоть к кому-то из группы это не относится, то такой признак не принимается. Я даю каждой группе листок, на котором вы составите список общих качеств. Выбирайте того, кто будет писать, и — за дело! Время пошло.
После выполнения упражнения каждая группа по очереди зачитывает один признак, потом также по очереди — второй и т.д. Если у какой-то группы признаки закончились, она выбывает из игры. Выигрывает группа, которая осталась последней, то есть та, которая нашла больше всего признаков. Аплодисменты этой группе!
15 мин.
5. Завершение (круг)
В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось или не понравилось; о том, что не успели сказать кому-нибудь из участников или всей группе. Ведущий может начать этот завершающий круг со своих впечатлений, но лучше сделать это в конце круга. Если подростки будут высказываться после ведущего, они могут не сказать об отрицательных впечатлениях или говорить, ориентируясь на мнение ведущего.
5 мин.
6. Прощание
— Вот и заканчивается наша первая встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!
5 мин.
Занятие 2
Цель занятия:
- продолжать работу по сплочению группы;
- введение правил работы в группе.
Материал:
- стандартный набор.
План занятия
1. «Приветствие» | 3 мин |
2. «Слон, пальма, крокодил» | 10 мин |
3. «Я пришел сюда…» | 10 мин |
4. «Правила группы» | 7 мин |
5. Рефлексия занятия | 5 мин |
6. Прощание | 5 мин |
1. Приветствие.
Во многих восточных школах боевых искусств есть такое правило - перед началом занятия все кричат боевой клич. Мы не на востоке, но я думаю, что для сплоченности и настройки на работу это прекрасное мероприятие. Поэтому, станьте пожалуйста в круг, но достаточно свободно, так, чтобы не мешать друг другу. Ваша задача - всем одновременно крикнуть “ХА” и выкинуть вперед руки с раскрытыми пальцами. Руки выбрасываются в сторону центра. И, самое главное, все это надо сделать одновременно всей группе и с максимальной энергией. Итак...
Обычно, клич мы издаем раз 5-6. Нужно стараться сделать так, чтобы крик был совершенно слитным. И достаточно громким. Можно помогать расчетом “раз, два, три...”
3 минут.
2. Слон, пальма, крокодил.
— Давайте встанем в круг и поиграем в одну веселую игру. Сначала я расскажу вам, как нужно будет изображать три фигуры. «Слон» — левой рукой взять себя за нос, правую продеть в образовавшуюся петлю. Соседи справа и слева изображают уши слона, расставив руки. «Пальма» — встать на цыпочки, руки вверх, кончики пальцев сомкнуты. Соседи справа и слева — «ветви пальмы», машут руками. «Крокодил» — двумя руками человек изображает пасть крокодила, соседи изображают внизу расставленными кистями рук лапки крокодила.
Теперь я в очень быстром темпе буду называть одну из этих трех фигур и при этом показывать на любого из вас. Этот человек должен быстро сориентироваться и изобразить названную фигуру, а его соседи — помочь ему. Тот, кто показал неверно или ничего не показал (не важно, центральный участник или сосед), становится водящим. Если ребята недостаточно разогреты, можно провести еще одну игру.
10 минут.
3. Я пришел сюда...
— Ребята, мы уже немного разогрелись, и теперь мне хотелось бы объяснить, какой в наших занятиях может быть смысл для вас. Мы все пришли сюда с какими-то чувствами, надеждами, ожиданиями. В прошлый раз мы знакомились, вы поняли, что здесь интересно и тепло. Теперь подумаем вместе, как мы этот интерес будем использовать. Сделаем так: я кидаю мячик и произношу начало предложения, а вы повторяете его за мной и завершаете фразу.
Примеры предложений:
Когда я шел на это занятие...
Я думаю, что психология — это...
Я хочу, чтобы в нашей группе...
На занятиях я хочу...
Я надеюсь, что...
Было бы здорово, если бы...
Я пришел сюда, чтобы ...
Когда я узнал о занятиях, я ...
— Хорошо, первое впечатление у всех есть.
10 минут.
4. Правила группы.
Группе предлагается набор правил работы, а затем предлагается подросткам «Что бы Вы хотели добавить?»

Правила работы в тренинговой группе: Я пришел сюда для того, чтобы работать.
Я несу ответственность за свое душевное, эмоциональное состояние.
Я говорю, что думаю, и думаю, что говорю. Перебивать другого - дурной тон.
Я доверяю всем членам группы, а иначе зачем?..
Я доброжелательно отношусь ко всем участникам группы. Для меня не существует плохих людей.
Организация работы в тренинговой группе.
Придя в кабинет психолога, я одеваю бейдж с именем (это не тяжело, а пользы много).
Я прихожу вовремя.
Войдя в комнату для занятий, я не хожу без дела, а помогаю подготовить комнату к занятию.
На занятии мобильные телефоны обязательно отключать.
Я принимаю девиз:
«Чтобы я не делал, количество добра в мире должно увеличиться!»
Принятие правил лучше провести в торжественной (каждый встает) обстановке. Можно предложить каждому сказать о том, какое правило ему будет трудно соблюдать.
7 минут.
4. Завершение (круг).
В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось.
5 мин.
6. Прощание.
— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!
5 мин.
Занятие 3
Цель занятия:
- продолжать работу по сплочению группы.
Материал:
- стандартный набор.
План занятия
1. «Приветствие» | 5 мин |
2. «Дождь» | 25 мин |
3. Рефлексия занятия | 5 мин |
4. Прощание | 5 мин |
1. Приветствие.
На этой группе мы занимаемся тем, что играем. И поэтому давайте сыграем во встречу. Сначала представьте, что вы все на официальном приеме. Войдите в роль человека из более-менее “высшего” общества. Как вы его себе представляете. Мужчины могут почувствовать на себе смокинги и галстуки-бабочки, девушки - вечерние платья. И вы здороваетесь, как на светском рауте. Разыграйте, пожалуйста...
Леди и джентльмены! Прошу садиться. Кому это было сложно - войти в атмосферу светского раута? А кто стеснялся играть в “эту игру?»
5 мин.
2. Дождь.
Вы вышли из метро и обнаружили, что на улице идет дождь. А зонта вы с собой не взяли. Но рядом с собой вы обнаруживаете трех человек, с зонтами. Они, возможно, идут в ту же сторону, а возможно и нет. У вас 2 минуты на то, чтобы попробовать сделать так, чтобы один из них составил вам пару с зонтом. И три попытки. То есть три попытки по 2 минуты каждая. И мне бы хотелось, чтобы вы все побывали в роли соискателя зонтиков.
25 мин.
3. Завершение (круг).
В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось или не понравилось; о том, что не успели сказать кому-нибудь из участников или всей группе. Ведущий может начать этот завершающий круг со своих впечатлений, но лучше сделать это в конце круга. Если подростки будут высказываться после ведущего, они могут не сказать об отрицательных впечатлениях или говорить, ориентируясь на мнение ведущего.
5 мин.
4. Прощание.
— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!
5 мин.
Занятие 4
Цель занятия:
- продолжать работу по сплочению группы.
Материал:
- стандартный набор.
План занятия
1. «Приветствие» | 5 мин |
2. Обсуждение правил | 5 мин |
3 «Очередь» | 15 мин |
4 «Телепередача» | 10 мин |
5. Рефлексия занятия | 5 мин |
6. Прощание | |
1. Приветствие.
Давайте сегодня поздороваемся как можно теплее и доброжелательней, как можно мягче и светлее. Попробуйте дать всем, кто вам встретиться, всю вашу любовь и нежность и разрешите себе получить от них их любовь и их нежность. Иногда это очень сложно - не только давать, но и брать. А для других сложнее отдавать. Давайте же попробуем быть свободными и открытыми, чтобы и брать и отдавать!
5 мин.
2. Обсуждение правил
— В прошлый раз мы приняли правила, а значит, дали слово себе и другим. Скажите, кто задумывался над этим? Пусть те, кто вспоминал и думал о правилах, поднимут руку. А теперь поднимите руку те, кто вспомнил о них лишь случайно 1 —2 раза. А кто вспомнил о них только сейчас, увидев плакат на стене? Спасибо за честность. Я буду кидать мячик, а вы — продолжать незаконченные предложения или отвечать на вопросы:
Когда я думаю о правилах...
В правилах мне важно...
Не знаю, смогу ли я выполнить...
Трудно ли выполнять правила?
— Спасибо, а теперь — только честно — поднимите руку те, кто нарушал правила. Давайте с этого момента будем каждое нарушение (кроме опоздания, за которое положен штраф) отмечать на визитке, проводя на ней ручкой небольшую линию — просто так, для себя. Я обещаю, что буду благодарить каждого, сделавшего этот шаг и соответственно задумавшегося: «А как я держу слово?»
5 мин.
3. Очередь.
Ваш поезд стоит всего три минуты. А вам страшно хочется есть. А все запасы еды уже кончились. Вы подбегаете к буфету, а там очередь. Ваши действия. Если вы просто устроите скандал, то это будет скучно. Сделайте что-нибудь более интересное.
В группах по 4-5 человек. Один играет пассажира поезда, еще один - буфетчицу, остальные - очередь. Максимум три попытки по 2 минуты.
15 мин.
4. Телепередача.
Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Задание такое. Один из вас будет изображать либо сына, либо дочь, в зависимости от пола. Вы смотрите очень интересную передачу, но ваша мать (отец, баба, дед), которую изображает второй член микрогруппы, собирается посмотреть ее еще более горячо ею любимый телесериал. И сообщает вам о своем желании. Вы хотите досмотреть передачу, но и с родителями ссориться не стоит.
Остальные изображают зрителей. Ну, какой театр без зрителей?! А чтобы они просто так не сидели, давайте за эту игру те, кто играют, будут получать оценки, выставлять которые будут играющие зрителей. Постарайтесь, чтобы каждый побывал как в роли Сына (Дочки), так и в роли Матери (Отца, Бабы, Деда).
Отлично.
Если Дочка не дала переключить программу, но и не поссорилась с матерью.
Средне.
Если девушка не дала переключить программу, но при этом у матери испортилось настроение.
Плохо.
Если мать поссорилась с дочкой.
10 мин.
4. Завершение (круг).
В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным в решении конфликтных ситуаций.
5 мин.
5. Прощание.
— Вот и закончилась наша встреча. Спасибо всем!
Занятие 5
Цель занятия:
- продолжать работу по сплочению группы.
Материал:
- стандартный набор.
План занятия
1. «Приветствие» | 5 мин |
2. «Жу-жу-жу» | 15 мин |
3. «Ты...» | 15 мин |
4. Рефлексия занятия | 5 мин |
5. Прощание | 5 мин |
1. Приветствие.
Во многих восточных школах боевых искусств есть такое правило - перед началом занятия все кричат боевой клич. Мы не на востоке, но я думаю, что для сплоченности и настройки на работу это прекрасное мероприятие. Поэтому, станьте пожалуйста в круг, но достаточно свободно, так, чтобы не мешать друг другу. Ваша задача - всем одновременно крикнуть “ХА” и выкинуть вперед руки с раскрытыми пальцами. Руки выбрасываются в сторону центра. И, самое главное, все это надо сделать одновременно всей группе и с максимальной энергией. Итак...
Обычно, клич мы издаем раз 5-6. Нужно стараться сделать так, чтобы крик был совершенно слитным. И достаточно громким. Можно помогать расчетом “раз, два, три...”
5 мин.
2. Жу-жу-жу.
Дети делятся на 2 группы. Группы по очереди выполняют инструкцию: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Вот так вы должны стоять в конце игры. Теперь все разойдутся по залу, закроют глаза, руки прижмут к туловищу и начнут жужжать, как пчелы. При этом вы должны постоянно двигаться, ходить по комнате. По моему хлопку вы остановитесь, глаза закрыты, руки прижаты. Когда я хлопну два раза, вы должны встать в круг, не открывая глаз, без помощи рук, касаясь друг друга плечами. Посмотрим, получится ли у вас круг».
15 мин.
3. Ты...
Учащиеся делятся на 2 группы. Выходят по одному представителю от каждой команды, которые выбирают любого участника, все равно из какой команды. (Можно дать дополнительную инструкцию: приглашать человека противоположного пола.) В течение трех минут, не останавливаясь, игрок должен говорить выбранному участнику что-то приятное (ему или о нем). Задача считается невыполненной, если возникнет пауза, во время которой ведущий успеет досчитать до десяти (10 секунд).
15 мин.
4. Завершение (круг).
В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось.
5 мин.
5. Прощание.
— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!
5 мин.
Занятие 6
Цель занятия:
- продолжать работу по сплочению группы.
Материал:
- стандартный набор.
План занятия
1. «Приветствие» | 5 мин |
2. «Каруселька» | 15 мин |
3. Обсуждение | 10 мин |
4. Рефлексия занятия | 5 мин |
5. Прощание | 5 мин |
1. Приветствие.
Давайте сегодня поздороваемся как можно теплее и доброжелательней, как можно мягче и светлее. Попробуйте дать всем, кто вам встретиться, всю вашу любовь и нежность и разрешите себе получить от них их любовь и их нежность. Иногда это очень сложно - не только давать, но и брать. А для других сложнее отдавать. Давайте же попробуем быть свободными и открытыми, чтобы и брать и отдавать!
5 мин.
2. Каруселька.
Сейчас будет упражнение во время которого вы сможете использовать все имеющиеся у вас навыки и умения. Но для выполнения этого упражнения давайте устроим карусельку. Это когда все сидят друг напротив друга, организуя при этом два круга - внутренний и внешний.
Если приблизительно равное число девушек и ребят, тогда внешний круг организуют ребята, а внутренний - девушки.
Если кому-то пары не хватило, то можно сделать тройку.
1-е задание.
Сидящие во внутреннем круге орут на тех кто во внешнем, а те должны чувствовать себя комфортно. Те кто орут, кстати, тоже должны чувствовать себя вполне пристойно.
2 мин.
Поменялись ролями. Теперь кричат сидящие во внешнем круге, а чувствуют комфорт сидящие во внешнем.
2 мин.
Минута обратной связи и внешний круг встает и сдвигается на одного человека влево.
2 мин.
2-е задание.
Сейчас те, кто сидят во внешнем круге, будут делать вид что они ребята, а те, кто сидят во внутреннем круге, будут делать вид что они девушки. Итак.
Вы договорились встретиться, но девушка опоздала на приличное время. При чем не в первый раз. Парень вне себя и начинает на нее орать. Задача девушки воспринимать это достаточно спокойно, но так, чтобы парень не был обижен пренебрежением к собственной персоне. Предполагается, что вы хотите встречаться и дальше.
2 мин.
Поменялись ролями. Теперь сидящие во внешнем круге играют роль девушек, а орут по поводу опоздания сидящие во внутреннем.
2 мин.
Минута обратной связи и внутренний круг встает и сдвигается на одного человека влево.
2 мин.
3. Обсуждение.
10 мин.
4. Завершение (круг).
В кругу все делятся впечатлениями от занятия. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным в решении конфликтных ситуаций.
5 мин.
5. Прощание.
— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!
5 мин.
Занятие 7
Цель занятия:
- продолжать работу по сплочению группы.
Материал:
- стандартный набор.
План занятия
1. «Приветствие» | 5 мин |
2. «Жу-жу-жу» | 10 мин |
3. «Повороты» | 10 мин |
4. «Счет до 10» | 10 мин |
5. Прощание | 5 мин |
1. Приветствие.
Сегодня мы будем здороваться как старые, хорошие знакомые. Которые, правда, не виделись достаточно долго. Попробуйте разыграть это так, чтобы быть вполне искренними. Вспомните и подумайте, как бы вы встречались со старыми и хорошими знакомыми и как бы вы хотели, чтобы с вами здоровались давно не видевшие вас друзья.
5 мин.
2. Жу-жу-жу.
Дети делятся на 2 группы. Группы по очереди выполняют инструкцию: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Вот так вы должны стоять в конце игры. Теперь все разойдутся по залу, закроют глаза, руки прижмут к туловищу и начнут жужжать, как пчелы. При этом вы должны постоянно двигаться, ходить по комнате. По моему хлопку вы остановитесь, глаза закрыты, руки прижаты. Когда я хлопну два раза, вы должны встать в круг, не открывая глаз, без помощи рук, касаясь друг друга плечами. Посмотрим, получится ли у вас круг».
10 мин.
3. Повороты.
1. Поупражняемся в том, чтобы лучше чувствовать друг друга. Встанем в несколько рядов так, чтобы не мешать соседям. По моему хлопку вы поворачиваетесь прыжком направо или налево. Задача — в результате серии прыжков повернуться всем в одну сторону.
Старшим подросткам (14—17 лет) можно сказать: «Поворачиваемся только на 90°». Младшим (10—13 лет) лучше показать, как можно поворачиваться, а как — нельзя. После нескольких попыток группа обсуждает, как лучше выполнить задачу. Обычно приводятся разные варианты. Например, можно обратить внимание на то, как прыгает большинство, и подстроиться под них, или прыгать на одном месте (не поворачиваясь) до тех пор, пока не окажешься повернутым в ту же сторону, что и остальные. Повторяем упражнение.
10 мин.
4. Счет до десяти.
— Вы умеете считать до десяти? Сейчас мы сделаем это вместе.
Кто-то говорит первым: «Один», другой должен сказать: «Два», и т.д. Условие: нельзя говорить одновременно. Если какое-то число назвали одновременно два человека и больше, начинаем заново. Интересно, сколько попыток вам понадобится, чтобы сосчитать до десяти?
Обычно я предлагаю считать не больше 10 раз. Затем — обсуждение, как улучшить счет, и вторая попытка.
10 мин.
5. Прощание.
— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!
5 мин.
Занятие 8
Цель занятия:
- продолжать работу по сплочению группы.
Материал:
- стандартный набор.
План занятия
1. «Приветствие» | 5 мин |
2. «Контакт глаз» | 5 мин |
3. «Ручеек» | 5 мин |
4. «Интервью» | 15 мин |
5. Рефлексия тренинга | 5 мин |
6. Прощание | 5 мин |
1. Приветствие.
Во многих восточных школах боевых искусств есть такое правило - перед началом занятия все кричат боевой клич. Мы не на востоке, но я думаю, что для сплоченности и настройки на работу это прекрасное мероприятие. Поэтому, станьте пожалуйста в круг, но достаточно свободно, так, чтобы не мешать друг другу. Ваша задача - всем одновременно крикнуть “ХА” и выкинуть вперед руки с раскрытыми пальцами. Руки выбрасываются в сторону центра. И, самое главное, все это надо сделать одновременно всей группе и с максимальной энергией. Итак...
Обычно, клич мы издаем раз 5-6. Нужно стараться сделать так, чтобы крик был совершенно слитным. И достаточно громким. Можно помогать расчетом “раз, два, три...”
5 мин.
2. Контакт глаз.
— Встанем в круг. Теперь каждый попробует встретиться взглядом с другим человеком. Если это удалось, кивните друг другу и постарайтесь встретиться взглядом еще с кем-нибудь.
5 мин.
3. Ручеек.
— Поиграем в детскую игру «Ручеек».
В какой-то момент игра прерывается, и каждый остается со своей парой.
5 мин.
4. Интервью.
— Каждый из вас должен взять у партнера интервью. Можно спрашивать обо всем, что вас интересует в этом человеке: о его любимых занятиях, местах, в которых он бывал, о его хобби, любимых блюдах, мечтах и т.д. Через 5 минут вы поменяетесь ролями, а через 10 минут мы соберемся в круг, и каждый из вас представит своего партнера, расскажет о нем. После этого тот, о ком говорили, скажет, согласен ли он с услышанным, и при желании что-то добавит. А теперь распределитесь по комнате так, чтобы пары не мешали друг другу, и начинайте интервью.
15 мин.
5. Завершение (круг).
В кругу все делятся впечатлениями от тренинга. Предложите ребятам, передавая по кругу мячик, сказать о том, что было для них наиболее значимым, важным, что понравилось или не понравилось; о том, что не успели сказать кому-нибудь из участников или всей группе.
5 мин.
6. Прощание.
— Вот и заканчивается наша встреча. Подойдите к людям, с которыми вам было приятно работать, скажите им об этом, поблагодарите их. Пусть это будет не последняя встреча. Спасибо всем!
5 мин.
Литература
Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: 1994.
Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: 1996.
Брэтт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. – М.: 1996.
Вачков И. В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники. – М.: 2000.
Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж . – 1993.
Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: 1993.
Донской Д. И., Кондратенко В. Г. Общая психотерапия. – Мн.: 1998.
Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: 2000.
Жизневский Б. П. Приобретение уверенности в себе: программа тренинга общения. – Мн.: 1994.
Игры – обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусинского В. В. – М.:1994.
Казанский О. А. Игры в самих себя. – М.: 1995.
Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М.: 1992.
Прутченков. Свет мой зеркальце скажи. – М.: 1999.
Разрешение конфликтов: Тренинги / С. Барановский, Е. Вотчицева, Л. Зубелевич и др.–Мн.:1999.
Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: 2000.
Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. – СПб.: 2000.
Солдатова Г. У. Шайгерова Л. А. Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000.
Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Р/на Дону, 1997.
Цзен Н. В. Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: 1988.
Хрестоматия по психотехнике /сост. В.Ю. Баскаков.– М.:2000.
Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: 2003.